Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
в присутствии представителей ООО "ПИК" - Лазарева Р.Н., Горохова П.С. (на основании доверенностей), представителя Государственной ветеринарной инспекции Пермского края - Дорохина-Доргелинского Е.А. (на основании доверенности),
рассмотрев обращение Государственной ветеринарной инспекции Пермского края (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ПИК" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение работ по разработке и согласованию проектов санитарно-защитных зон сибиреязвенных скотомогильников, расположенных в Пермском крае (изв. N 0156200009921000326),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156200009921000326 Заказчиком проводился конкурс с ограниченным участием в электронной форме на выполнение работ по разработке и согласованию проектов санитарно-защитных зон сибиреязвенных скотомогильников, расположенных в Пермском крае. Начальная (максимальная) цена контракта - 14 433 333,35 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России (исх. N 4247/23 от 02.05.2023) рассмотрение обращения было назначено на 04.05.2023 в 15:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 11:30 ч. 10.05.2023 г. с целью принятия решения.
Резолютивная часть решения была оглашена 10.05.2023 г. в 11:30 ч. в присутствии представителя ООО "ПИК" - Лазарева Р.Н. (на основании доверенностей), представителя Государственной ветеринарной инспекции Пермского края - Дорохина-Доргелинского Е.А. (на основании доверенности),
Заслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
09.07.2021 г. между Заказчиком и ООО "ПИК" заключен контракт N 0156200009921000326 на выполнение работ по разработке и согласованию проектов санитарно-защитных зон сибиреязвенных скотомогильников, расположенных в Пермском крае на сумму 11 000 000,00 руб. (далее - Контракт).
12.04.2023 г. Заказчиком на основании пп. "б" п. 1 ч.15 ст. 95 Закона о закупках было принято и размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 8 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Подрядчик обязуется выполнить по разработке и согласованию проектов санитарно-защитной зон сибиреязвенных скотомогильников на территории Пермского края, согласно перечню сибиреязвенных скотомогильников (приложение 2 к контракту) (далее - работа), а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ на условиях и в порядке, установленных настоящим Контрактом.
1.2. Объем работ, требования к качеству и порядку выполнения работ, требования к результату работ определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Срок начала выполнения работ: С даты заключения Контракта.
1.4. Срок окончания выполнения работ: 11.11.2022 г.
4.1. Заказчик вправе:
4.1.1. Требовать от Подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с настоящим Контрактом, в том числе своевременного устранения выявленных недостатков.
4.1.6. Отказаться от приемки и оплаты работ, не соответствующих условиям Контракта;
4.1.7. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством;
4.4. Подрядчик обязан:
4.4.1. Своевременно и надлежащим образом выполнить работы и представить Заказчику результаты выполнения работы, предусмотренные контрактом, документы, предусмотренные настоящим контрактом, в т.ч. документ о приемке, в порядке и сроки, установленные настоящим Контрактом;
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
8.4. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
8.4.1. если в ходе исполнения Контракта информация об Подрядчике, в том числе учредителе Подрядчика, членах коллегиального исполнительного органа, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа Подрядчика, включена в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
8.4.2. неисполнении Подрядчиком в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности зарегистрировать обособленное подразделение организации;
8.4.3. если Подрядчик нарушил существенные условия контракта,
8.4.4. если Подрядчик существенное нарушения требований к качеству выполненных работ (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков);
8.4.5. если не выполнение требования о необходимости устранить нарушения, выявленные при 7 приемке выполненных работ;
8.4.6. если просрочка выполнения работ (оказания услуг) на срок более 5 (пяти) календарных дней;
8.4.7. если Подрядчик отказывается передать Заказчику документы согласно Технического задания.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 12.04.2023 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 25.04.2023 г.
Вместе с тем, в нарушение ч. 16 ст. 96 Закона о закупках, информация об ООО "ПИК" была направлена в адрес Пермского УФАС России посредством функционала единой информационной системы 28.04.2023 г.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что основанием, послужившим принятию решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, является следующее обстоятельство:
Для подтверждения своего опыта Подрядчик представил Государственный контракт N 05684-2020, заключенный на выполнение аналогичных работ с Главным управлением ветеринарии Удмуртской Республики, а также обоюдно подписанный акт выполненных работ N 2 от 21.12.2020.
Согласно Постановлению Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2023 N 17АП-319/2023-ГК работы по данному контракту не приняты, контракт расторгнут в одностороннем порядке.
Заказчик пояснил, что решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято на основании пп. "б" п. 1 ч.15 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", так как при определении подрядчика подрядчик представил недостоверную информацию о своем соответствии предъявленным требованиям, что позволило ему стать победителем определения подрядчика.
В отношении данного основания Подрядчик пояснил следующее.
В качестве подтверждения квалификации ООО "ПИК" предоставлен государственный контракт N 05684-2020 (ИКЗ N 202183502712418410100100020047112244) цена работ по которому составила 8 273 425 руб. Данный контракт согласно технического задания к нему заключен по идентичным работам, что и контракт N 0156200009921000326.
В постановлении 17 ААС по делу N А71-4886/2022 в качестве основания его вынесения указаны такие обстоятельства дела: во-первых, согласно пункту 1.3 Государственного контракта N 05684-2020, результатом выполненных работ является:
1) Проект сокращенной санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника (3 экземпляра на бумажном носителе и 1 экземпляр на электронном носителе);
2) Гидрогеологическое заключение об условиях залегания подземных вод и степени их защищенности в районе расположения сибиреязвенного скотомогильника (1 экземпляр на бумажном носителе и 1 экземпляр на электронном носителе);
3) Программа мониторинга наличия возбудителя сибирской язвы на территории сибиреязвенного скотомогильника и прилегающей к нему территории (1 экземпляр на бумажном носителе и 1 экземпляр на электронном носителе);
4) Акт отбора проб почвы (волы) с территории сибиреязвенного скотомогильника и прилегающей территории (1 экземпляр на бумажном носителе и 1 экземпляр на электронном носителе);
5) Протоколы лабораторных испытаний проб почвы (воды) на наличие возбудителя сибирской язвы (1 экземпляр на бумажном носителе и 1 экземпляр на электронном носителе);
6) Экспертное заключение на результат санитарно- эпидемиологической экспертизы проекта санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника о соответствии проекта гигиеническим требованиям, установленным в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (1 экземпляр на бумажном носителе и 1 экземпляр на электронном носителе);
7) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ об установлении размера санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника (1 экземпляр на бумажном носителе и 1 экземпляр на электронном носителе).
Во-вторых, сторонами и судом установлено, что ООО "ПИК" предоставило все результаты работы кроме подпункта 7 п. 1.3. контракта N 05684-2020.
Именно исходя из того, что пп. 7 п. 1.3. не был выполнен по контракту N 05684-2020, Заказчик по нему расторг его в одностороннем порядке. Вместе с тем, все остальные работы по контракту выполнены.
В-третьих, во время выполнения работ по контракту N 05684-2020 изменилась методика, в результате чего для получения результата работ по пп. 7 п. 1.3. контракта N 05684-2020 необходимо провести отбор проб почвы в значительно большем объеме, чем предусматривалось методикой ранее, однако это значительно повлекло бы удорожание контракта.
В-четвертых, истцы по не зависящим от них причинам, в связи с изменением законодательства, не смогли исполнить в установленный срок и в полном объеме свои обязательства по контрактам.
ООО "ПИК" при подаче заявки на открытый конкурс N 0156200009921000326 приложило в качестве подтверждения опыта государственный контракт N 05684-2020. Данный контракт, как видно из текста постановления 17 ААС до вынесения указанного постановления 17 ААС в феврале 2023 г. являлся действующим, по нему выполнены все работы, кроме одного пункта. Все сведения, поданные в июне 2021 г. ООО "ПИК" при подаче заявки, являются достоверными. ООО "ПИК" не предполагало, что Заказчиком будут приняты спорное решение о расторжении, законность которых до настоящего времени еще не проверены всеми судебными инстанциями.
При этом, в постановлении 17 ААС, квалификация ООО "ПИК" не оспорена, тем более она не оспорена на дату подачи заявки по конкурсу N 0156200009921000326.
На момент проведения открытого конкурса в электронной форме по заключению контракта N 0156200009921000326 контракт N 05684-2020 действовал, все результаты по нему, кроме пп. 7 п. 1.3, были получены, у Заказчика по контракту не было никаких претензий по указанному контракту. О том, что контракт будет расторгнут в одностороннем порядке в конце 2022 г. ООО "ПИК" не предполагало, участвовало в открытом конкурсе на общих законных основаниях.
Согласно п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о закупках Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях:
1) если в ходе исполнения контракта установлено, что:
а) поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона) и (или) поставляемому товару;
б) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно извещению и приложению к нему дополнительные требования к участникам закупки Заказчиком установлены не были.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что критерии оценки заявок на участие в конкурсе установлены Заказчиком в Приложении 1 "Критерии оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, порядок их оценки" к конкурсной документации.
Критериями, наряду с ценой контракта (значимость критерия - 60 %), является критерий "Квалификация участников конкурса" (значимость критерия - 40%), содержащий подкритерий "Наличие у Участника закупки опыта выполнения работ, сопоставимых* по характеру и объему предмету настоящей закупки".
Так, по нестоимостному критерию с показателем "Наличие у Участника закупки опыта выполнения работ, сопоставимых* по характеру и объему предмету настоящей закупки" указано следующее:
Предмет оценки: наибольшая цена одного из исполненных* с органами государственной власти и(или) казенными и(или) бюджетными и(или) автономными учреждениями и(или) органами местного самоуправления контрактов (договоров) сопоставимых по характеру и объему предмету настоящего конкурса.
Проанализировав заявку ООО "ПИК", Комиссией установлено, что в составе заявки приложен государственный контракт N 05684-2020 от 23.03.2020 г., заключенный между от ООО "ПИК" и Главным управлением ветеринарии Удмуртской Республики на выполнение работ по разработке и согласованию проектов установления санитарно-защитной зоны сибиреязвенных скотомогильников.
Данный контракт приложен в составе заявке в качестве подтверждения опыта на основании Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", действующего на момент размещения извещения, а не в качестве подтверждения соответствия дополнительным требованиям к участникам закупки.
Комиссия отмечает, что в материалы обращения не представлены доказательства, подтверждающие недостоверность приложенного ООО "ПИК" в составе заявки государственного контракта N 05684-2020 от 23.03.2020 г.
Кроме того, недостоверные сведения, приложенные в составе заявки в качестве подтверждения опыта участника закупки в рамках Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 не является основанием для расторжения контракта в одностороннем порядке в соответствии с подпунктом "б" п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о закупках.
Комиссия отмечает, что условия Контракта (раздел N 8), а также положения Гражданского кодекса РФ не содержат такого основания для расторжения контракта в одностороннем порядке.
Комиссия также отмечает, что согласно сведениям, размещенным в ЕИС по контракту N 0156200009921000326, Заказчиком фактически оплачены работы на сумму 3 300 000,00 руб.
Комиссия отмечает, что Заказчиком в адрес Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих недобросовестное поведение Подрядчика.
Также Комиссия отмечает, что согласно информации, размещенной в ЕИС, ООО ООО "ПИК" с 2018 г. исполнило 12 Контрактов. Следовательно, ООО "ПИК" добросовестно исполняет взятые на себя обязательства и имеет положительную репутацию.
Антимонопольный орган отмечает, что из материалов обращения следует факт наличия между сторонами спора относительно причин, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
С учетом вышеизложенного, необходимо отметить следующее.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Подрядчика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Согласно подп. б п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Не включать сведения об ООО "ПИК" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 16 ст. 95 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
3. Материалы обращения передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 10 мая 2023 г. N РНП-59-135
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2023