Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Лидер" (далее - Заявитель) на действия КГБУ "Управление автомобильных дорог и транспорта" Пермского края" (далее - Заказчик), Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту региональных автомобильных дорог общего пользования Пермского края в 2023 - 2024 гг. (Лот 2) (изв. N 0156200009923000372),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200009923000372 Уполномоченным органом проводился открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по ремонту региональных автомобильных дорог общего пользования Пермского края в 2023 - 2024 гг. (Лот 2).
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурсе в электронной форме, конкурсной документацией:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 21.04.2023 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная максимальная цена контракта - 988 074 164,81 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 10.05.2023 г.
1. Заявитель полагает, что Заказчиком неправомерно объединены в одну закупку выполнение работ на территории разных районов Пермского края, что приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки.
2. Заявитель считает, что Заказчиком формула, установленная в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе для расчета баллов по нестоимостному критерию, указана с нарушением положений Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
3. Заявитель полагает, что в составе Технического задания фактически имеются работы по капитальному ремонту автомобильной дороги, в частности монтаж-демонтаж автопавильонов и установка дорожных знаков.
3. Заявитель считает, что Заказчик неправомерно внес изменение в извещение о проведении рассматриваемой закупки, тем самым сократив срок ознакомления потенциальных участников с условиями объявленной закупки.
Заказчик, Уполномоченный орган с жалобой не согласны на основании представленных письменных пояснений.
1. В отношении довода жалобы о неправомерном укрупнении лота закупки, Заказчик, Уполномоченный орган пояснили следующее.
Для удовлетворения потребностей Заказчика в ремонте региональных автомобильных дорогах Пермского края Уполномоченным органом объявлены две закупки на выполнение работ по ремонту региональных автомобильных дорог общего пользования Пермского края N 0156200009923000371 (лот 1), 0156200009923000372 (лот 2), с различными предметами выполнения работ, поскольку ремонтные работы будут производиться на разных участках региональной дорожной сети Пермского края. В то же время в состав каждого лота объединены автомобильные дороги общего пользования регионального значения в соответствии с перечнем автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 08.07.2016 N 449-п, неразрывно по всей их протяженности так, чтобы не допустить искусственного разделения существующей сети региональных дорог в различных географических районах Пермского края и связанной с ними транспортной инфраструктурой. Из указанного принципа имеется только одно исключение: региональная автомобильная дорога "Кунгур-Соликамск" в силу ее большой протяженности с юга на север Пермского края для выполнения дорожных работ разделена между лотом 1 и 2. Кроме того, автомобильные дороги, объединенные в лоте 1 и лоте 2, отделены друг от друга естественным препятствием - водными объектами (р. Кама и р. Чусовая).
Согласно ч. 1 ст. 48 Закона о закупках электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Понятие функциональной и технологической взаимосвязи продукции, являющейся предметом торгов, законодательством не раскрывается.
Комиссия отмечает, что под технологически и функционально не связанными между собой товарами, работами, услугами следует понимать товары, работы, услуги, которые отличаются друг от друга значительными особенностями (деталями), влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров, результат работ, услуг, являются неоднородными (различными) по своему потребительскому назначению и не могут быть взаимозаменяемыми.
Объединение в один лот различных по функциональным и технологическим характеристикам работ (товаров, услуг) может повлечь за собой сокращение числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в размещении заказа по отдельным работам (товарам, услугам) и группам таких работ (товаров, услуг). Однако, в случае если комплекс работ, составляющий предмет торгов, взаимосвязан между собой, составляет единую цельную функционирующую систему, а также подлежит выполнению исключительно при взаимосвязи таких работ, и объединение таких работ в предмет одного лота не приводит к ограничению количества участников размещения заказа и, как следствие к ограничению конкуренции на соответствующем рынке.
Поскольку порядок формирования лотов законодательно не определен, решение о способе размещения заказа принимается заказчиком. Последний наделен правом самостоятельно выделять лоты по группам, классам, видам и иным единицам, выставлять предмет торгов единым лотом, а также определять его содержание.
Когда в лоте объединены разные товары, работы или услуги, наличие функциональной и технологической связи определяется общей сферой применения товаров, их целевым назначением, достижением единой цели. Например, необходимостью в использовании оборудования как единого комплекса, в качестве единой технологической цепочки; направленностью на предотвращение несовместимости и ненадлежащей работы комплекса оборудования; товары являются однородными по своему потребительскому назначению, что предполагает их аналогичность и взаимозаменяемость; в связи с этим их объединение в один лот допустимо и не влечет ущемления прав и законных интересов участников закупки; между товарами существует функциональная связь, обусловленная достижением одной цели, максимального результата.
Комиссия также отмечает, что в случае данной закупки при объединении в один лот работ по ремонту региональных автомобильных дорог общего пользования Пермского края, а именно: "Большая Соснова - Частые" км 0+024 - 63+241; "Черновское - граница Удмуртской Республики" км 0+000 - км 30+544; "Пермь - Березники" км 25+768 - 177+663; "Кунгур - Соликамск" км 147+157 - 231+492; "Кунгур - Соликамск" км 147+157 - 264+727; "Кунгур - Соликамск" (граница г. Кизел) км 0+000 - 7+728; "Горназоводск - граница Свердловской области" км 0+000 - км 76+985; "Соликамск - Красновишерск" км4+804 - км96+076; "Пермь - Ильинский", км 22+140 - км 52+735; "Ильинский - Чермоз" км 0+000 - 66+687; "Очер - Верещагино - Сива" км 0+019 - 38+137, Заказчик, Уполномоченный орган учли следующие факторы:
- объединены дороги имеющий одинаковый статус - автомобильные дороги регионального значения, а также один и тот же вид разрешенного использования - ремонтируемые дороги предназначены для общего пользования. Указанные дороги в силу прямого указания закона находятся в собственности Пермского края (ст. 4 Закона Пермского края от 14.11.2008 N 326-ПК).
- работы включают в себя ремонт на различных участках, географически расположенных в пределах центральной и северной частях дорожной сети Пермского края.
- местонахождение проблемных участков дорог образует единый район с точки-зрения административно-территориального устройства Пермского края, который включает в себя Частинский муниципальный округ, Большесосновский муниципальный округ, Очерский, Верещагинский, Краснокамский, Добрянский, Ильинский городские округа, г. Березники, г. Соликамск, Александровский, Кизеловский и Горонозаводской городские округа.
- каждая из названных территорий имеет общую границу с другой.
Таким образом, место выполнения работ территориально сосредоточено в одном районе Пермского края на указанных в Техническом задании функционально связанных дорогах, имеющих региональный статус, расположенных в одном географическом районе (центральная и северная части Пермского края).
Учитывая изложенное, ремонтные работы имеют общее функциональное назначение и выполняются для достижения одной цели - обеспечение надлежащего состояния объектов транспортной инфраструктуры. Заказчиком в настоящем случае объединены однотипные ("ремонт дорог"), технологически и функционально связанные с предметом торгов работы, на объектах, являющихся частью автомобильных дорог общего пользования регионального значения.
Комиссия также отмечает, что в извещении и приложении к нему не установлены требования к очередности и единовременности выполнения работ, в связи с чем подрядчик вправе самостоятельно определить в каком порядке и на какой автомобильной дороге им будут выполняться работы с учетом требований графика выполнения работ (приложение N 3 к контракту).
Кроме того, согласно письму ФАС России от 24.04.2020 N ИА/35241/20 "По вопросу формирования лота при проведении закупок на содержание/ремонт автомобильных дорог в соответствии с Законом о контрактной системе" для субъекта Российской Федерации, численность населения столицы которого составляет более 1 миллиона жителей, начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1,5 млрд. рублей и срок исполнения обязательств по контракту должен составлять не менее 6 месяцев.
Таким образом, по обжалуемой закупке на выполнение дорожных работ Заказчиком соблюдены рекомендуемые ФАС России критерии формирования лотов: НМЦК не превышают 1,5 млрд. рублей и срок исполнения обязательств по контрактам составляет более 6 месяцев с 01.06.2023 г. по 11.02.2025 г.
Следовательно, формирование предмета закупки в таком виде определялось потребностями Заказчика в выполнении работ надлежащего качества с целью удовлетворения региональной нужды. Нарушений в действиях Заказчика в части доводов жалобы не установлено.
2. С доводом жалобы о нарушении Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Заказчик, Уполномоченный орган также не согласны.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о закупках.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 43 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о закупках.
Согласно ч. 4 ст. 32 Закона о закупках в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч. 5 ст. 32 Закона о закупках сумма величин значимости всех используемых критериев составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона о закупках, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона о закупках.
Частью 8 ст. 32 Закона о закупках предусмотрено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п. 1 и 2 ч. 1 ст.32 Закона о закупках.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
В п. 1 Положения установлено, что настоящие Положение устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, согласно приложению N 1.
В силу п. 2 Положения: оценка заявок - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно п. 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно п. 5 Положения при проведении конкурсов:
а) с учетом настоящего Положения применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный пп "а" п. 3 Положения;
б) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "а" и "б" п. 3 Положения, могут не применяться при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы);
в) значимость критерия оценки определяется с учетом настоящего Положения и предельных величин значимости критериев оценки согласно приложению N 2;
г) величина значимости критерия оценки, предусмотренного подпунктом "б" п. 3 Положения, не должна превышать величину значимости критерия оценки, указанного в подпункте "а" п. 3 Положения;
д) сумма величин значимости критериев оценки составляет 100 процентов;
е) документ, предусмотренный приложением N 1 к настоящему Положению, формируется в соответствии с требованиями Положения.
Согласно п. 20 Положения если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из следующих формул:
б) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки, - по формуле:
В силу п. 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 32 Положения, при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги:
а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 настоящего Положения, не применяются;
б) для оценки заявок по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги;
г) к рассмотрению принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 настоящего Положения, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).
Согласно извещению о проведении открытого конкурса для закупки N 0156200009923000372 критерии оценки установлены в отдельном файле "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе".
Так, критерием наряду с ценой контракта (значимость критерия - 60 %), являются критерии "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" (значимость критерия - 40%).
В качестве детализирующего показателя к показателю "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" является: наибольшая цена одного из исполненных участником закупки контрактов.
К оценке принимается исключительно исполненный контракт (договор), предусматривающий выполнение работ по ремонту и/или содержанию и/или капитальному ремонту и/или строительству и/или реконструкции автомобильной дороги.
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта:
- исполненный договор;
- акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора;
- реестровый номер контракта (договора) с сайта zakupki.gov.ru (при наличии);
при этом:
- последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
- к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом N44-ФЗ;
- к оценке принимаются документы, в случае их предоставления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, в том числе, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам). Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом 44-ФЗ оценке по критерию оценки квалификация участников закупки (БХi) рассчитывается по формуле, предусмотренной подпунктом б) пункта 20 Положения:
где:
max - максимальное значение, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом 44-ФЗ оценке по критерию оценки квалификация участников закупки;
Хi - значение, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом 44-ФЗ оценке по критерию оценки квалификация участников закупки;
Хmin - минимальное значение, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом 44-ФЗ оценке по критерию оценки квалификация участников закупки.
Оценка заявки (части заявки) по критерию оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому показателю оценки, умноженного на значимость соответствующего показателя оценки. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов
Оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Таким образом, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, в том числе формулы для расчета баллов по детализирующему показателю, установленные Заказчиком, Уполномоченным органом, соответствуют требованиям Положения, Закона о закупках.
Следовательно, довод жалобы не нашел своего подтверждения. Доказательств иного в материалы жалобы не представлено.
3. В отношении довода жалобы о неправомерном включении в Техническое задание работ по монтажу-демонтажу автопавильонов и установки дорожных знаков, Заказчик, Уполномоченный орган пояснили следующее.
Установленные Заказчиком, Уполномоченным органом в Техническом задании виды работ не относятся к работам по капитальному ремонту автомобильных дорог. Следовательно, производство данных работ в соответствии с градостроительным законодательством РФ допускается в отсутствие проектно-сметной документации.
Комиссий установлено, что в соответствии с введомостями объемов работ (приложения 5, 8, 10, 11 к Техническому заданию) подрядчику необходимо произвести замену дорожных знаков со стойками непригодных для дальнейшего использования вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств на участках автомобильных дорог путем выполнению работ по демонтажу-монтажу стоек дорожных знаков и установки соответствующих дорожных знаков. Также согласно Ведомостям объемов работ (приложения 5, 6, 10, 11, 12, 13 к Техническому заданию) подрядчику необходимо произвести восстановление (замену) автопавильонов путем выполнения работ по их демонтажу-монтажу.
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги
Согласно п. 11 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги
Согласно подпунктам "а", "б" пункта 4 части 5 раздела III приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" При ремонте проводятся следующие работы: по элементам обустройства автомобильных дорог:
а) восстановление дорожных информационных систем и комплексов, знаков и табло индивидуального проектирования, элементов и систем диспетчерского и автоматизированного управления дорожным движением; автономных и дистанционно управляемых знаков и табло со сменной информацией, светофорных объектов;
б) восстановление существующих переходно-скоростных полос, остановочных, посадочных площадок и автопавильонов на автобусных остановках, туалетов, площадок для остановки и стоянки автомобилей.
В соответствии с п. 8.5.1 ГОСТ Р 59201-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Капитальный ремонт, ремонт и содержание. Технические правила (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 28.10.2021 N 1364-ст) при ремонте автомобильной дороги подлежат восстановлению:
- дорожные информационные системы и комплексы, знаки и табло индивидуального проектирования, элементы и системы диспетчерского и автоматизированного управления дорожным движением; автономные и дистанционно управляемых знаков и табло со сменной информацией, светофорные объекты;
- существующие переходно-скоростные полосы, остановочные, посадочные площадки и автопавильоны на автобусных остановках, туалеты, площадки для остановки и стоянки автомобилей.
Вместе с тем, требованиями приведенного приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402 и указанного ГОСТ Р 59201-2021 не регламентируется какие-либо характеристики, параметры ремонтных работ по "восстановлению дорожных знаков и автопавильонов".
В связи с чем, Заказчик конкретизировал данный вид работ в извещении и приложении в нему. Исходя из системного толкования положений конкурсной документации восстановление знаков представляет собой осуществление действий по замене существующих непригодных для дальнейшей нормальной эксплуатации дорожных знаков и автопавильонов на новые знаки и автопавильоны. При этом конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности подлежащих ремонту автомобильных дорог не затрагиваются.
Комиссия также отмечает, что установка недостающих дорожных знаков, а также установка недостающих или замена существующих автопавильонов отнесены приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 к видам работам по содержанию автомобильных дорогах. Ремонт и содержание дорог автомобильных дорог приравниваются действующим законодательством и не требуют специальных допусков для выполнения работ или наличия проектной документации.
Следовательно, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения. Доказательств иного в материалы жалобы не представлено.
4. С доводом жалобы о том, что после внесения изменений в извещение и приложение к нему срок подачи заявок на участие в закупке продлен не был, Заказчик, Уполномоченный орган также не согласны.
Согласно ч. 4 ст. 42 Закона о закупках Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускаются. При этом срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял:
1) при проведении электронных конкурсов - не менее десяти дней;
2) при проведении электронных аукционов - не менее семи дней;
3) при проведении электронных аукционов, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает два миллиарда рублей, - не менее трех дней;
4) при проведении электронных запросов котировок - не менее трех дней.
Комиссией установлено, что 28.04.2023 г. Заказчик, Уполномоченный орган разместили в единой информационной системе изменение извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме от 28.04.2023 NИИ1 в ред. N2.
Срок окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме - 10.05.2023 г.
Таким образом, изменения в извещение были внесены за 11 календарных дней до окончания срока подачи заявок. Следовательно, основания для продления срока подачи заявок отсутствовали.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения. Доказательства иного в материалы жалобы не представлены.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Лидер" на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту региональных автомобильных дорог общего пользования Пермского края в 2023 - 2024 гг. (Лот 2) (изв. N 0156200009923000372) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 15 мая 2023 г. N 6760/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2023