Комиссия Красноярского УФАС России в составе: Председатель - ВрИО заместителя руководителя - начальника аналитического отдела, начальник контрольного отдела А.А. Кириллова, заместитель начальника отдела М.А. Грицай, главный специалист-эксперт О.П. Чупрунова, рассмотрев жалобу ООО "КузбассДробМаш" (далее - податель жалобы) на действия заказчика - ФГБУ "Объединенная дирекция государственного природного биосферного заповедника "Саяно-Шушенский" и национального парка "Шушенский бор" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Поставка прицепного измельчителя", размещенного на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "КузбассДробМаш" на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Поставка прицепного измельчителя", номер извещения N 0319100015723000003.
Существо жалобы: составление извещения с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба поступила в адрес Красноярского УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствует требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем, подлежит принятию к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, аукционной комиссии заказчика и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы по существу состоялось в присутствии представителя подателя жалобы, представителей заказчика, должным образом подтвердивших свои полномочия.
Из содержания жалобы следует, что заказчиком неверно применен код ОКПД2 28.92.40.129 к предмету закупки "Поставка прицепного измельчителя", поскольку следовало применить код ОКПД2 29.20.23.190 "Прицепы и полуприцепы прочие, не включенные в другие группировки". Кроме того, использование неверного кода ОКПД 2 повлекло неприменение Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N616. Также податель жалобы указал, что описание объекта закупки содержит необоснованные характеристики объекта закупки.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласен, представил свои возражения.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Поставка прицепного измельчителя".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию о об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление Правительства РФ N616) установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - перечень).
Таким образом, в случае если товар включен в перечень согласно приложению к Постановлению Правительства N616, то заказчик обязан включить в извещение информацию о запрете допуска иностранных промышленных товаров.
Из содержания извещения следует, что к поставке требуется товар "Прицепной измельчитель", к которому применен код ОКПД 2 28.92.40.129 "Дробилки прочие, не включенные в другие группировки", указанный код входит в группировку 28- "Машины и оборудование, не включенные в другие группировки".
Предлагаемый к использованию подателем жалобы код ОКПД 2 29.20.23.190 "Прицепы и полуприцепы прочие, не включенные в другие группировки" входит в группировку классификатора 29 "Средства автотранспортные, прицепы и полуприцепы".
При рассмотрении жалобы представитель заказчика не представил достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что к требуемому к закупке товару надлежит использовать примененный им код ОКПД 2 28.92.40.129. Более того, данный код ОКПД2 относится к самостоятельному транспортному средству.
Кроме того, данное транспортное средство относится к прицепным устройствам, подлежащим государственной регистрации, как транспортные средства.
Потребностью заказчика, что следует из пояснений его представителя, является не просто измельчитель, а прицепной измельчитель, имеющий возможность к передвижению.
При этом Комиссией не установлено, что классификатор ОКПД 2 содержит самостоятельный код на прицепные измельчители.
В связи с указанным Комиссия признает довод подателя жалобы обоснованным, поскольку в данном случае подходящим к применению кодом ОКПД 2 является код - 29.20.23.190 "Прицепы и полуприцепы прочие, не включенные в другие группировки".
Поскольку указанный код ОКПД 2 входит в перечень товаров, установленный Постановлением Правительства N616, то заказчику при осуществлении закупки необходимо руководствоваться положениями указанного постановления.
При рассмотрении жалобы Комиссией установлено, что описание объекта закупки содержит следующие характеристики, предъявляемые к наличию у поставляемого товара, а именно:
Режущий барабан:
-диаметр, мм - не более 530
- ширина - не более 400
- количество ножей, шт. - не более 2
- масса режущего барабана, кг - не более 130.
Податель жалобы указал, что данные характеристики являются необоснованными и ограничивающими его возможность для принятия участия в закупке, поскольку производимый им товар имеет лучшие характеристики. В случае, если заказчиком будет изменено описание объекта закупки по приведенным позициями, а именно изменена фраза "не более" на фразу "более", то его товар в полной мере будет соответствовать описанию объекта закупки.
На заседании Комиссии заказчик не представил мотивированного обоснования установления вышеперечисленных характеристик при описании объекта закупки. Также им не отрицается, что в случае изменения описания объекта закупки таким образом, как это предлагает податель жалобы, то товар с такими характеристиками будет также соответствовать его потребности, поскольку фактически указанные характеристики в описании объекта закупки не являются принципиальными для заказчика.
Таким образом, Комиссией установлено, что в нарушение требований пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение о проведении рассматриваемого электронного аукционе не содержит надлежащего описания объекта закупки, отражающего реальную, объективную потребность заказчика, поскольку заказчиком установлены требования к товару, которые фактически для него не принципиальны.
В результате рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "КузбассДробМаш" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в извещение о закупке.
4. Аукционной комиссии, заказчику, оператору электронной площадки отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона.
5. Продлить срок подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме не менее, чем на 3 дня, начиная со дня размещения извещения о закупке.
6. Передать материалы по жалобе и результатам внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административной ответственности в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: А.А. Кириллова
Члены Комиссии: М.А. Грицай
О.П. Чупрунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 11 мая 2023 г. N 024/06/106-1214/2023 (ключевые темы: характеристика - товар. работа. услуга. - государственные и муниципальные нужды - товары, происходящих из иностранных государств - электронный аукцион)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2023