Комиссия Красноярского УФАС России в составе: Председатель - ВрИО заместителя руководителя - начальника аналитического отдела, начальник контрольного отдела А.А. Кириллова, заместитель начальника отдела М.А. Грицай, главный специалист-эксперт О.П. Чупрунова, рассмотрев жалобу ООО "Савир" (далее - податель жалобы) на действия заказчика - КГБУЗ "Лесосибирская межрайонная больница" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Поставка дезинфицирующих средств", размещенного на электронной площадке АО "ЕЭТП" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Савир" на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Поставка дезинфицирующих средств", номер извещения N 0319300076423000286.
Существо жалобы: составление извещения с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы по существу состоялось в отсутствии представителя подателя жалобы, представителя заказчика.
Из содержания жалобы следует, что заказчиком применены дополнительные позиции, непредусмотренные позицией КТРУ 20.20.14.000-000000007, а именно в позициях 1,3 описания объекта закупки заказчиком чрезмерно детализированы требования к упаковке/фасовке товара, указав упаковка флоу-пак с клапаном (не менее 120 шт.), банка из плотного полимера с двойными зажимными крышками с контролем вскрытия (не менее 120 шт.) Кроме того, заказчиком необоснованно применены положения Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N102.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, к заседанию Комиссии представил письменные пояснения.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проанализировав нормы позитивного права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Поставка дезинфицирующих средств".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системы в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N145 (далее - Правила использования КТРУ), каталог используется заказчиком в целях писания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Пунктом 4 Правил использования КТРУ предусмотрено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 настоящих Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункту 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 указанных Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Проанализировав извещение, Комиссия установила, что предметом закупки является поставка дезинцифицирующих средств, применена позиция КТРУ 20.20.14.000-00000007 "Средство дезинфицирующее".
Из описания объекта следует, что по позициям N1,3 требуются следующие товары:
- позиция N1 - Средство дезинфицирующее, фасовка: упаковка флоу-пак с клапаном не менее 120 шт.;
- позиция N2 - Средство дезинфицирующее, упаковка: банка из плотного полимера с двойными зажимными крышками (внутренняя крышка с функциональной прорезью) с контролем вскрытия, не менее 120 штук.
В описании объекта закупки имеется обоснование указания дополнительных характеристик к закупаемым товарам: "Применение параметров, условных обозначений и терминологии, касающихся технических, функциональных (потребительских свойств) и качественных характеристик товара, не учтенных каталогом товаров, работ, услуг обусловлено необходимостью поставки товара надлежащего качества, с параметрами в наибольшей степени удовлетворяющими потребности Заказчика".
Поскольку законодатель не предъявляет каких - либо требований к обоснованию потребности в дополнительных характеристиках к товарам, не предусмотренных соответствующей позицией КТРУ, то имеет важное значение само наличие обоснования такой потребности.
Комиссией установлено, что выбранная заказчиком позиция КТРУ содержит указание на возможность установления требований к фасовке, предусматривая, что в одной упаковке может содержаться 120 штук закупаемого товара.
В письменных пояснениях заказчик указал, что требование к упаковке/фасовке товара обусловлена потребностью медицинского учреждения. Так, фасовка флоу-пак удобна в использовании на манипуляционных столиках в процедурных кабинетах и в уборочных тележках для текущей уборки помещений, поскольку форма упаковки исключает возможность падения со столиков в процессе работы медицинского персонала. А также удобна для утилизации, как отходы класса А.
В свою очередь, упаковка салфеток в пластиковой банке удобна для использования в операционных и хирургических отделениях ввиду того, что данная упаковка должна подвергаться обработке дезинфицирующих средств, и позволяет сохранить спиртовые салфетки во влажном состоянии более длительное время, чем упаковка флоу-пак.
Кроме того, заказчиком проанализирован рынок и установлено, что его потребности по позиции N1 описания объекта закупки соответствуют товары как минимум двух производителей - "салфетки дезинфицирующие "Трилокс" (ООО "Бозон", Россия), "салфетки дезинфицирующие "Авансепт" (ООО "Авансепт Медикал", Россия), по позиции N3 описания объекта закупки -"салфетки дезинфицирующие Абсолюсепт Элит" (ООО "Алдез", Россия), "салфетки дезинфицирующие "Чистар-салфетки", ООО "НПО "СпецСинтез".
Кроме того, Комиссии представлены сведения, что подателем жалобы производится товар подходящий по характеристикам потребности заказчика, а именно дезинфицирующее средство "Савир-спрей", производства ООО "Савир" в форме выпуска "салфетка", упакованные в банку/тубу количеством 120 шт, что следует из инструкции на данный товар N1 от 20.11.2019 о применении дезинфицирующего средства "Савир-спрей".
Учитывая, что описание объекта закупки содержит ссылку на обоснование потребности в вышеприведенных дополнительных характеристиках (упаковке/фасовке), а также заказчиком представлена информация об обосновании такой потребности и под его потребность подходит как минимум два товара разных производителей, Комиссия не усматривает нарушений статьи 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки.
Относительно применения положений Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия сообщает следующее.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С целью реализации указанных положений было принято Постановление Правительства N102, из которого следуют ограничения и правила допуска отдельных видов медицинских изделий (включенные в перечни, установленные указанным постановлением), происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссией установлено, что код ОКПД 2 закупаемого заказчиком товара "дезинфицирующие средства" содержится в Постановлении Правительства РФ N102.
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
Учитывая, что закупаемый товар "дезинфицирующие средства" (салфетки) используется в медицинских целях, для удовлетворения потребности отделений медицинского учреждения, комиссия приходит к выводу, что данный товар по своему назначению является медицинским изделием.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о правомерности действий заказчика о применении положений Постановления Правительства РФ N102 к анализируемой закупке, что свидетельствует об отсутствии нарушения в действиях заказчика статьи 42 Закона о контрактной системе. Доказательств обратного Комиссии не представлено.
В результате рассмотрения жалобы, проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "Савир" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
А.А. Кириллова |
Члены Комиссии |
М.А. Грицай |
|
О.П. Чупрунова
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 12 мая 2023 г. N 024/06/106-1246/2023 (ключевые темы: товар. работа. услуга. - характеристика - ктру - государственные и муниципальные нужды - изделия медицинского назначения)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2023