Резолютивная часть объявлена: 15.05.2023 года.
Решение изготовлено в полном объеме: 18.05.2023 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Логошин А.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
Тельпов И.А. - заместитель начальника отдела контроля закупок;
Сисева Н.И. - член Комиссии, старший государственный инспектор,
в присутствии представителей:
заказчика - ФГБОУ ВО "Воронежский государственный университет": Попова С.В. (доверенность N 95 от 12.05.2023 года) и Иванников К.А. (доверенность N 96 от 12.05.2023),
заявителя - ООО "Молодежно-студенческий центр "ЛИДЕР": Краснюкова Е.В. (доверенность б/н от 10.04.2023) Е.В. и Севрюкова Ю.В.,
рассмотрев жалобу ООО "Молодежно-студенческий центр "ЛИДЕР" на действия заказчика - ФГБОУ ВО "Воронежский государственный университет" при проведении конкурса на организацию оздоровления студентов на Черноморском побережье Крыма (извещение N 0331100013523000023),
у с т а н о в и л а:
04.05.2023 В Воронежское УФАС России поступила жалоба ООО "Молодежно-студенческий центр "ЛИДЕР" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФГБОУ ВО "Воронежский государственный университет" (далее - Заказчик) при проведении конкурса на организацию оздоровления студентов на Черноморском побережье Крыма (извещение N 0331100013523000023).
В жалобе Заявителя содержатся следующие доводы:
1. Заявитель считает, что указание в техническом задании: место оказания услуг: Россия, Крым, Юго-Восточное побережье, городской округ Феодосия, курортный район пгт Коктебель является избыточным. Полагает, что достаточно указать: Россия, Крым.
2. Заявитель считает, что количественное требование о наличии мест для размещения отдыхающих является избыточным. В соответствии с пунктом 2 ТЗ количество студентов - 25 человек во время пребывания в одном заезде. Заказчиком необоснованно заявлено требование о наличии 600 мест для студентов, поскольку это не соразмерно объему госконтракта.
3. Заявитель не согласен с требованием подпункта 4 пункта 6 технического задания: Объект размещения должен располагаться на 1-й линии к морю. Расстояние от корпусов проживания до моря - не более 20 м. Не допускается наличие железнодорожного полотна и/или автомобильной магистрали /скоростной дороги и /или любой автомобильной дороги общего пользования между жилыми корпусами и пляжем в целях безопасности студентов.
4. Заявитель не согласен с требованием подпункта 5 пункта 6 технического задания: объекте размещения должно быть обеспечено единовременное пребывание студентов из разных ВУЗов России (не менее 3-4 х в заезд) с целью создания благоприятных условий для формирования студенческого сообщества, реализации единой тематической, спортивной, образовательной и обучающей межвузовской программы мероприятий.
5. Заявитель не согласен с требованием к Территории и инфраструктуре объекта размещения: Огороженная и охраняемая территория не менее 11 га с садово-парковой зоной с расположенными на ней капитальными жилыми корпусами и коттеджами (общей вместимостью не менее 600 человек) со всеми удобствами, административным корпусом, корпусом для персонала, столовой, тренажерным залом, открытым бассейном капитальной постройки, сауной с комнатой отдыха и мини-бассейном, летним кинотеатром, библиотекой, кафе-шашлычной, зоной барбекю, современной детской площадкой с декоративным прудом, экскурсионным бюро, парковкой не менее 100 машиномест, медпунктом и лечебной базой с водо- и физио-лечением, массажным кабинетом.
6. Заявитель не согласен требованием для проведения занятий спортом:
Пункт 1. Открытый бассейн капитальной постройки с системой фильтрации воды объемом не менее 294 м3, удовлетворяющий следующим требованиям:
- Наличие у бассейна оборудованной зоны для отдыха с лежаками, раздевалкой, летним баром, душевой стойкой, туалетом. Полотенечный сервис у бассейна для отдыхающих должен обеспечиваться бесплатно.
-Бассейн должен иметь возможность установки не менее 3-х дорожек для спортивных занятий. В целях безопасности отдыхающих бассейн должен иметь максимальную глубину не более 1,7 м.
7. Заявитель не согласен с требованием к универсальной открытой спортивной площадке мульти-спорт размером не менее 800 м2 (20-м х 40-м) (баскетбол, волейбол, мини-футбол) с покрытием "резиновая крошка", разметкой по стандартам и оборудованием под каждый вид спорта, в тёмное время суток должна быть освещена.
8. Заявитель не согласен с требованием, о том, что теннисные корты для большого тенниса в количестве не менее 3х с разметкой и трибунами.
Требование о необходимости не менее трех теннисных кортов по мнению Заявителя является избыточным.
9. Заявитель не согласен с требованием о наличии площадки для любительского мини-футбола, покрытие - натуральная трава, футбольные ворота.
Предоставление спортивного инвентаря и оборудования платно:
Роликовые коньки, пляжное оборудование и водные развлечения на пляже.
Требования для проведения обучающих и творческих мероприятий:
10. Заявитель не согласен с требованием о наличии конференц-зала с системой кондиционирования, стационарным экраном, мультимедийным и звуковым оборудованием, трибуной для выступлений, флипчартом (покрытие пола - линолеум или ламинат, на окнах - жалюзи с затемнением) площадью не менее 100 м2 и общей вместимостью не менее 100 человек единовременно.
11. Заявитель не согласен с требованием о том, что необходимости открытого летнего кинотеатра со сценой со свето-музыкальным и мультимедийным оборудованием для проведения конкурсов, концертов, фестивалей, дискотек. Площадь танцевальной площадки не менее 200 м2. Стационарных посадочных мест для зрителей - не менее 150 чел.
12. Заявитель не согласен с требованием о наличии обширной лечебно-оздоровительной базы:
- Обязательный осмотр и консультация врача-терапевта
- Водолечебные процедуры: жемчужная, гидромассажная ванны
- Массажный кабинет
- Физиотерапевтический комплекс
13. Заявитель не согласен с требованием о том, что проживание студентов должно быть организовано в отдельном капитальном корпусе не менее 5-ти этажей (наличие лифтов обязательно), в комфортабельных 2х и 3х-местных номерах "стандарт" с удобствами в каждом номере (количество 2х местных номеров- не менее 16% от общего количества мест в каждом заезде). Санузел в каждом номере совмещённый (душ с бортиком, шторкой, унитаз, раковина). Ежедневно пополняемый набор гигиенических средств (туалетная бумага, мыло, гель для душа, шампунь).
Заявитель считает, что Заказчиком допущена некорректная формулировка: "количество 2х местных номеров - не менее 16% от общего количества места в каждом заезде".
14. Заявитель не согласен с требованием, о том, что в каждом номере необходимо наличие кондиционера, холодильника, телевизора и комплекта современной мебели: раздельных деревянных кроватей (без изножий) с пружинными матрасами размером не менее 80*200 мм, прикроватных тумбочек по количеству проживающих, шкафа для одежды с плечиками, стола или туалетного столика, мягких стульев или кресел, предоставление комплекта постельного белья, подушки, одеяла и покрывала, не менее 2х полотенец, балкона или лоджии с пластиковыми креслами для отдыха и сушилкой для белья в каждом номере.
15. Заявитель не согласен с требованием об обеспечении питьевого режима- наличие на каждом этаже бесплатного кулера с горячей и холодной водой.
16. Заявитель не согласен с требованием к пляжу: собственный или арендованный и используемый на законном основании бесплатный мелкогалечный пляж оздоровительного учреждения должен быть протяженностью не менее 250 м и находиться на расстоянии не более 50 м от корпуса проживания студентов. Обязательно наличие в пляжной зоне пирсов (не менее 2х), к которым осуществляется подход прогулочных катеров и маломерных судов по строго отведённой акватории, безопасной для отдыхающих.
Для активного отдыха на море в пляжной зоне должны быть предусмотрены развлечения и морские прогулки: парасейлинг, прокат гидроциклов, прогулки на катере, рыбалка, виндсерфинг и прочее. Также должен обеспечиваться прокат пляжного и плавательного оборудования (весельные лодки, водные велосипеды, катамараны и т.п.).
17. Заявитель не согласен с требованием о том, что у медицинской организации, которая будет осуществлять медицинское обслуживание необходимо наличие медицинской лицензии у оздоровительного учреждения для оказания первой медицинской помощи и медицинских услуг, и обширной лечебной базы: массажный кабинет, водолечебные процедуры, физиотерапевтический кабинет, консультация терапевта. Должна быть предусмотрена возможность пройти общеоздоровительные процедуры (при обязательном наличии выписки из амбулаторной карты от лечащего врача).
18. Заявитель не согласен с характеристикой: необходимость присутствия более 9 лиц (совместно с медицинскими работниками среднего и младшего звена, спасателями, поварами и других), оказывающих услуги, для обеспечения досуга 25 студентов.
19. Заявитель не согласен с требованием о наличии сведений об участнике закупки в Едином федеральном реестре туроператоров.
Также заявитель считает, что Заказчиком неправомерно установлены следующие критерии оценки:
Пунктом 1.3.3. Критерия оценок
1) Заказчиком установлено начисление по 2 балла за каждый пункт из списка дизайн-макетов.
2) Заказчиком установлено, что дизайн-макеты оцениваются заказчиком согласно полноте и проработке концепции мероприятия (оцениваются пропорции сетки, верстки, комбинаторика, цвет; размер/материал/масштаб/.
Показатель 2.1. "Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
Заказчиком установлено, что оказанной услугой сопоставимого характера и объема считается оказанная участником закупки без замечаний услуга по контрактам (договорам) _, при этом последний акт, составленный при исполнении таких контрактов (договоров), должен быть подписан не ранее чем за 1 календарный год до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе.
Подпоказатель 2.1.1. Заказчиком установлено предельное максимальное значение учитываемой общей стоимости исполненных контрактов в размере 60 000 000,00 рублей.
Представители Заказчика считают доводы, изложенные в жалобе необоснованными, действия заказчика соответствующими законодательству о закупках.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
25.04.2023 года в единой информационной системе в сфере закупок Заказчиком размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на организацию оздоровления студентов на Черноморском побережье Крыма (извещение N 0331100013523000023).
Объект закупки: Услуги зрелищно-развлекательные, не включенные в другие группировки. Код позиции 93.29.29.000.
Пунктом 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Кроме того, общие принципы организации и порядка проведения торгов установлены статьей 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе, электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее , в том числе информацию о критериях оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе электронный документ - описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из смысла содержания статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе определить в описании объекта закупки такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам услуги, качественным характеристикам объекта закупки, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребности с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
На заседании Комиссии, Заказчик пояснил, что сформировал описание товара и выбрал соответствующий код позиции, исходя из фактических потребностей того, чтобы организация мероприятия была максимально адаптирована для отдыха и оздоровления, а также являлась безопасной и комфортной для отдыха.
Установление требований к месту, а также к размещению студентов обусловлено потребностью Заказчика.
Заказчик пояснил, что данное место было выбрано из сложившего опыта по организации ежегодного отдыха студентов.
Комиссия Воронежского УФАС России принимает во внимание, что согласно части 2 пункта 12 технического задания "Прочие условия - наличие сведений об участнике закупки в Едином федеральном реестре туроператоров": исполнитель обязан самостоятельно формировать комплекс услуг по организации и проведению оздоровительных и культурно-массовых мероприятий для студентов, при этом Исполнитель имеет право:
Оказать услуги самостоятельно за счет собственных кадровых возможностей и производственных мощностей.
Привлекать к оказанию услуг третьих лиц, с которыми заключает договоры на проживание, питание, транспортное и экскурсионное обслуживание, проведение обучающих, развлекательных и прочих мероприятий, материально- техническое обеспечение услуг и прочее обслуживание в соответствии с техническим заданием.
Комиссией было установлено, что согласно выписке из ЕГРЮЛ, Заявитель осуществляет деятельность туристических агентств и туроператоров.
Заявитель на заседании Комиссии не предоставил доказательств, подтверждающих невозможность выполнения требования о наличии сведений об участнике закупки в Едином федеральном реестре туроператоров.
Кроме того, указанная закупка (конкурс) направлена на "организацию оздоровления студентов" в связи с чем, в конкурсе имеют право участвовать как туроператоры, так и сами оздоровительные учреждения, что также не ограничивает количество участников (конкурентов) закупки и допускает к участию большего их количества.
Исходя из информации, предоставленной Заказчиком (коммерческие предложения), услуги по организации оздоровления студентов на Черноморском побережье Крыма готовы предоставить 3 (три) организации, а именно: ООО "Фарвес групп" (г. Москва), АНО "Центр развития молодежи" (г. Москва), ИП Сафронова Н.Ф. (г. Москва).
Также, Заказчиком на рассмотрении предоставлена информация о том, что условие обязательности предоставления здания с общим количеством мест для размещения отдыхающих является исполнением Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной Постановлением Правительства РФ N 1642 от 26.12.2017 (ред. от 27.02.2023 г.), где говорится о необходимости достижения улучшения межвузовской коммуникации, не только в рамках образовательных процессов но и в рамках поддержки и проведения оздоровительно-развлекательных программ.
Общее количество студентов, размещённых компактно, по данным Управления отдела бронирования Курорта составит не менее 200 человек единовременно, с учётом общих групп ВГУ 50 человек.
Для возможности открытия медицинского кабинета на территории любого оздоровительного учреждения, наличие медицинской лицензии у оздоровительного учреждения для оказания первой медицинской помощи, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности" является обязательной.
Таким образом, при наличии у Заказчика потребности в получении определенных услуг, вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников размещения закупки не приходится.
Относительно доводов Заявителя о неправомерности установления критериев оценки, Комиссией Воронежского УФАС России было установлено, следующее.
В соответствии с пунктом 22 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 (ред. от 31.10.2022) "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
В соответствии с п.п. 5,6,7 технического задания все макеты сувенирной продукции в случае отсутствия в составе заявки в соответствии с имеющимся критерием оценки предоставляются Заказчику в течение 5-ти рабочих дней с момента заключения Контракта, обязательны к Исполнению по контракту, а к ТЗ имеется Приложение 1 с полным перечнем и образами требуемых макетов с указанием размера, количества наименований и цветности.
Таким образом, оценка макетов производится в строгом соответствии с п 22 раздела IV Оценка заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки".
Наличие макетов не определяется количественным значением и не находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, а определяется по шкале оценки: наличие каждого макета- 2 балла, в соответствии с образами согласно Приложению 1 к ТЗ, итого 20 макетов при наличии *2 балла= 40 баллов максимально.
В соответствии с пунктом в) пункта 28 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению (порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе):
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
Согласно подпункту г) пункта 28 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604, последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
В соответствии с п. в) п. 24 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604, для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта
В соответствии с п. 28 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604, в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;
Заказчиком установлено предельное максимальное значение - сумма контрактов- 60 000 000,00 руб.
Максимальное значение - количество контрактов - 20 штук.
Следовательно, все участники, достигшие определенного уровня опыта, достаточного для надлежащего выполнения работ, получат равное максимальное количество баллов.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 января 2023 года по делу N А26-4568/2022
Заявитель в свою очередь не представил доказательств, свидетельствующих, что у него имеются препятствия для участия в конкурсе на конкурентных условиях, в том числе Заявитель не предоставил, документов, подтверждающих невозможность заключения договора с учреждениями, имеющими лечебно- оздоровительный статус с пляжной территорией, обеспечивающими необходимую Заказчику потребность в бытовых, медицинских, спортивных и туристических услугах.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика при описании объекта закупки не привели к нарушению требований Закона о контрактной системе.
Руководствуясь ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Воронежского УФАС России,
р е ш и л а:
признать жалобу ООО "Молодежно-студенческий центр "ЛИДЕР" на действия заказчика - ФГБОУ ВО "Воронежский государственный университет" при проведении конкурса на организацию оздоровления студентов на Черноморском побережье Крыма (извещение N 0331100013523000023) необоснованной.
Резолютивная часть объявлена: 15.05.2023 года.
Решение изготовлено в полном объеме: 18.05.2023 года.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.В. Логошин
Член Комиссии И.А. Тельпов
Член Комиссии Н.И. Сисева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 15 мая 2023 г. N 036/06/33-776/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2023