Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Реабилитик" (далее - ООО "Реабилитик", общество, заявитель) на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и его комиссии по осуществлению закупок (далее - КУ ОО "Центр закупок в сфере здравоохранения", уполномоченное учреждение, комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении закупки в форме запроса котировок в электронной форме на поставку кровати больничной стандартной с электроприводом (код вида медицинского изделия 290200) (Реестровый номер 231413) (извещение N 0852500000123001155) (далее - электронный запрос котировок, запрос котировок) для нужд бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический кардиологический диспансер" (далее - заказчик),
в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
уполномоченного учреждения - "_" (доверенность N 7 от 23.12.2022),
заказчика - "_" (доверенность от 08.06.2022)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 4204-ЭП/23 от 10.05.2023) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок уполномоченного учреждения, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного запроса котировок следует, что 24.04.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением было размещено извещение о проведении электронного запроса котировок с начальной (максимальной) ценой контракта 106520278 руб.
В соответствии с размещенным 04.05.2023 протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) запрос котировок признан несостоявшимся в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке только одна такая заявка соответствовала требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки. Комиссией по осуществлению закупок принято решение о заключении контракта с участником закупки, которому присвоен идентификационный номер заявки 30 (ООО "Медкомплекс").
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений уполномоченного учреждения, проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно жалобе комиссией по осуществлению закупок неправомерно отклонена заявка общества в связи с указанием в ней недостоверных сведений о показателях предлагаемого к поставке товара.
Заявитель полагает, что действующее законодательство не устанавливает требование о включении в регистрационное удостоверение на медицинское изделие всех размеров и составляющие комплектующих медицинского изделия.
КУ ОО "Центр закупок в сфере здравоохранения" были представлены возражения на доводы жалобы (вх. N 4323-ЭП/23 от 12.05.2023), согласно которым нарушения в действиях комиссии по осуществлению закупок при отклонении заявки ООО "Реабилитик" отсутствуют.
В силу частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 данного закона.
На основании пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 такого закона.
Объектом рассматриваемой закупки выступает поставка кровати больничной стандартной с электроприводом.
В отношении приобретаемого товара согласно извещению об осуществлении закупки и описанию объекта закупки были определены код позиции (код позиции 32.50.30.110-00000052) и соответствующее указанному коду наименование "Кровать с электроприводом адаптационная".
В связи с тем, что описание товара рассматриваемой позиции отсутствует, заказчику для отражения в полном объеме качественных, технических и функциональных характеристик товара, которые отвечают потребностям учреждения здравоохранения с учетом специфики его деятельности и во исполнение пунктов 5 и 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, надлежало осуществить самостоятельное описание товара.
Так, согласно пунктам 30 и 34 описания объекта закупки характеристиками закупаемого товара являлись следующие:
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения показателя |
Значения показателей |
30 |
Угол наклона икроножной секции (секции голени) в диапазоне |
градус |
Не уже 0-30** |
34 |
Ширина кровати с боковыми ограждениями |
мм |
Не менее 995* |
Примечание:
*- участник закупки должен указать конкретное значение показателя;
** - участник закупки должен указать диапазон не уже требуемого заказчиком (например: если в Разделе II документации указан показатель "Диапазон измеряемых концентраций: не уже 0-500**", участник электронного аукциона должен указать в своей заявке значение "0-500" или "0-580" и т.д., в соответствии с документацией на товар, предлагаемый участником.
Согласно подпункту "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено данным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 данной статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 данного закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Аналогичная информация была предусмотрена подпунктом "а" пункта 2 документа "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе (далее - закупка, аукцион) и инструкция по ее заполнению (далее - инструкция, требования)", прилагающегося к извещению об осуществлении закупки.
Пунктом 8 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Порядок рассмотрения заявок участников закупок при проведении электронного запроса котировок предусмотрен частью 3 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе:
Не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 данного закона;
б) на основании решения, предусмотренного подпунктом "а" данного пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 данного закона), предложенных участником закупки, подавшим такую заявку, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 данного закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые предложения, предусмотренные пунктом 3 или 4 части 1 статьи 43 такого закона, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других таких заявок;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 данного закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Из заявок участников закупки с приложением документов, содержащихся на дату и время окончания срока подачи заявки на участие в запросе котировок, следует, что предложение о поставке товара участника закупки с идентификационным номером заявки 31 (ООО "Реабилитик") по пунктам 30 и 34 описания объекта закупки было представлено в следующем виде:
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения показателя |
Значения показателей |
Значения показателей, предлагаемые участником закупки |
30 |
Угол наклона икроножной секции (секции голени) в диапазоне |
градус |
Не уже 0-30** |
0-30 |
34 |
Ширина кровати с боковыми ограждениями |
мм |
Не менее 995* |
995 |
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0852500000123001155 от 04.05.2023 заявка общества отклонена со следующим обоснованием принятого решения:
"На основании п. 8 ч. 12 ст. 48 Федерального закона N 44-ФЗ отклонить заявку участника закупки в связи с установлением недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке. По позиции N 1 указаны недостоверные значения показателей "Ширина кровати с боковыми ограждениями- 995 мм, угол наклона икроножной секции (секции голени) в диапазоне - 0-30 градус". Согласно инструкции "Кровать медицинская электрическая с регулировкой спинной,тазобедренной, икроножной секций и неподвижной промежуточной секцией Rebq4el с принадлежностями по ТУ 32.50.30-005-27127705-2019" "Ширина - 1042+/-5 мм, угол наклона икроножной секции - 0-20+/-2 градус".
Оценивая доводы заявителя, правомерность принятого комиссией по осуществлению закупок решения, Комиссия исходила из следующего.
Комиссии по осуществлению закупок заказчиков, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действуя разумно и добросовестно, обязаны проверять достоверность информации, предоставляемой участниками закупок. Данные действия являются разумными мерами, обеспечивающими предоставление качественной продукции (работы, услуги) для нужд заказчика и не противоречат действующему законодательству (данная позиция согласуется с судебной практикой по делам N А75-10530/2014, N А75-10026/2015, N А75-10269/2015, N А75-13421/2015, N А75-3746/2016, N А74-16013/2017, N А46-15281/2019).
Таким образом, в силу возложенной Федеральным законом о контрактной системе обязанности по проверке достоверности сведений, представленных в заявках участников закупок, уполномоченному учреждению следовало осуществить совокупность действий, направленных на такую проверку.
Пунктом 3 статьи 1 ГК РФ предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
При этом добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5 статьи 10 ГК РФ).
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу, закрепленному в пункте 5 статьи 10 ГК РФ, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия.
На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
Пунктом 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 (далее - Правила) установлено, что документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение). Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом.
Согласно пункту 4 Правил техническая документация производителя (изготовителя) - документы, регламентирующие конструкцию медицинского изделия, устанавливающие технические требования и содержащие данные для его разработки, производства, применения, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта, утилизации или уничтожения.
Эксплуатационная документация производителя (изготовителя) - документы, предназначенные для ознакомления потребителя с конструкцией медицинского изделия, регламентирующие условия и правила эксплуатации (использование по назначению, техническое обслуживание, текущий ремонт, хранение и транспортировка), гарантированные производителем (изготовителем) значения основных параметров, характеристик (свойств) медицинского изделия, гарантийные обязательства, а также сведения о его утилизации или уничтожении.
В соответствии с пунктом 10 Правил для государственной регистрации медицинского изделия (за исключением медицинских изделий, включенных в перечень) представляются, в том числе техническая и эксплуатационная документации производителя.
Необходимо отметить, что одним из оснований для вынесения экспертным учреждением заключения о невозможности проведения клинических испытаний медицинского изделия или невозможности государственной регистрации медицинского изделия является несоответствие медицинского изделия требованиям нормативной документации, технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) (пункт 23 Правил).
Согласно пункту 6 постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 N 1650 "Об утверждении Правил ведения государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, о внесении изменения в перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" реестр также содержит электронный образ эксплуатационной документации производителя (изготовителя) на медицинское изделие.
Комиссией установлено, что ООО "Реабилитик" для целей подтверждения соответствия товара требованиям законодательства Российской Федерации была представлена копия регистрационного удостоверения от 05.03.2020 N РЗН 2020/9724 на медицинское изделие "Кровать медицинская электрическая с регулировкой спинной, тазобедренной, икроножной секций и неподвижной промежуточной секцией Rebq4el с принадлежностями по ТУ 32.50.30-005-27127705-2019".
Руководство по эксплуатации и паспорт на вышеприведенное медицинское изделие, размещенные на официальном сайте органа исполнительной власти, уполномоченного на ведение реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий (далее - Реестр) (Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения) https://roszdravnadzor.gov.ru/services/misearch, содержат информацию о том, что габаритные размеры кровати и ее масса должны соответствовать параметрам, указанным в таблице 1 (п. 8.22 стр. 17 руководства по эксплуатации)
Аналогичные сведения об основных параметрах и размерах кровати приведены в таблице 1 подпункта 2.1.1 пункта 2 паспорта изделия (стр. 86).
Габаритные размеры кровати определены также в приложении N 3 к руководству по эксплуатации (стр. 71):
Таким образом, характеристики товара, указанные в заявке общества (о ширине кровати и угле наклона икроножной секции), не соответствуют характеристикам, определенным в разработанной им же технической документации и размещенной на официальном сайте Росздравнадзора, противоречат сведениям, содержащимся в Реестре.
В связи с чем Комиссия признает несостоятельными доводы заявителя о возможности произвольного изменения размеров производимого медицинского изделия, поскольку данные выводы противоречат пункту 39 Правил, согласно которому внесение изменений в техническую документацию производителя (изготовителя) на медицинское изделие и эксплуатационную документацию производителя (изготовителя) на медицинское изделие, в том числе инструкцию по применению или руководство по эксплуатации медицинского изделия осуществляется по результатам экспертизы качества, эффективности и безопасности медицинского изделия, проведенной в порядке, аналогичном порядку проведения экспертизы качества, эффективности и безопасности медицинского изделия в целях его государственной регистрации.
На основании вышеизложенного, с учетом имеющейся в Реестре информации Комиссия не может прийти к выводу о том, что предлагаемый обществом в заявке товар прошел государственную регистрацию в установленном порядке и является медицинским изделием в понимании Закона N 323-ФЗ. Указанное обстоятельство не позволяет сделать вывод о достоверности сведений, содержащихся в заявке общества на участие в закупке.
Принимая во внимание указанное, Комиссия полагает отклонение заявки ООО "Реабилитик" правомерным, а жалобу заявителя необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Реабилитик" на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки в форме запроса котировок в электронной форме на поставку кровати больничной стандартной с электроприводом (код вида медицинского изделия 290200) (Реестровый номер 231413) (извещение N 0852500000123001155) для нужд бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический кардиологический диспансер".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
"_"
"_"
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 17 мая 2023 г. N 055/06/106-560/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2023