Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок и рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - врио начальника отдела контроля закупок Шихановой Л.Б.,
- ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Поповой А.В.,
- ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Кальницкой А.С.,
в присутствии представителей:
- заказчика - муниципального бюджетного учреждения "Благоустройство города Елизово" (далее - Заказчик): Пак А.М. (по доверенности от 05.05.2023 N 1), Вигак Н.В. (по доверенности от 05.05.2023 N 2),
- заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Байтек-Лизинг" (далее - Заявитель): Биткина А.С. (по доверенности от 05.05.2023 N 78), Волнухиной Ю.В. (по доверенности от 05.05.2023 N 78),
в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ТехКомплектУрал" (далее также Заявитель), уведомленного о месте, дате и времени рассмотрения жалобы через единую информационную систему (далее - ЕИС),
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобы Заявителей на действия Заказчика при определении исполнителя путем электронного аукциона (далее - ЭА) на оказание услуг финансовой аренды (лизинга) на приобретение специализированной техники (закупка N 0138300002123000031), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком начата процедура определения исполнителя путем ЭА на оказание услуг финансовой аренды (лизинга) на приобретение специализированной техники (закупка N 0138300002123000031) (далее - Закупка). Извещение о Закупке размещено в ЕИС 24.04.2023.
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) установлена в размере 31 691 981,40 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по ЭА N 0138300002123000031 от 04.05.2023 на участие в Закупке не подано ни одной заявки, ЭА признан несостоявшимся.
04.05.2023 в Камчатское УФАС России поступили поданные 03.05.2023 через ЕИС жалобы Заявителей на действия Заказчика при описании объекта Закупки.
По мнению Заявителей, при описании объекта закупки Заказчик установил требования: трансмиссия - гидромеханическая с пневматическим переключателем передач К-744 с редуктором привода насосов; мосты тележки - К744 (с самоблокирующим дифференциалом); передний мост - СДМ 25.01 (с самоблокирующим дифференциалом), которым соответствует товар только одного производителя - ООО "Специальные дорожные машины", что не позволяет поставить товар иных производителей, состоящих в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации.
Заказчик в письме от 10.05.2023 N 104 с доводами жалоб не согласился, пояснив следующее.
В извещении о Закупке установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616).
При этом в приложении N 1 (техническое задание) к извещению о Закупке Заказчиком предусмотрен эквивалент желаемым Заказчиком узлам и агрегатам.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 данного Федерального закона.
На основании пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В пункте 2 Постановления N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.
В пункте 3 Постановления N 616 установлены случаи неприменения данного постановления.
Согласно пункту 4 Постановления N 616 запреты, установленные пунктами 1 и 2 данного постановления, распространяются в том числе на товары, поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, а также являющиеся предметом лизинга.
В силу пункта 6 Постановления N 616 в целях реализации данного постановления:
а) подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции);
б) подтверждением производства промышленной продукции на территории государства - члена Евразийского экономического союза является наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров).
Согласно извещению о Закупке объектом закупки являются услуги финансовой аренды (лизинга) на приобретение специализированной техники. Предметом данной финансовой аренды (лизинга) является автогрейдер тяжелого класса СДМ-25.1Д11Б. или эквивалент (далее - Объект закупки).
В извещении о Закупке установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами в соответствии с Постановлением N 616.
Описание, в том числе Объекта закупки содержится в приложении N 1 (техническое задание) к извещению о Закупке.
Описание Объекта закупки содержит, в том числе показатели: трансмиссия - гидромеханическая с пневматическим переключателем передач К-744 с редуктором привода насосов; мосты тележки - К744 (с самоблокирующим дифференциалом); передний мост - СДМ 25.01 (с самоблокирующим дифференциалом), с указанием на возможность поставки эквивалента.
Согласно доводам жалоб, данным показателям соответствует автогрейдер тяжелого класса СДМ-25.1Д11Б. одного производителя - ООО "Специальные дорожные машины".
Поскольку при осуществлении Закупки установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств в соответствии с Постановлением N 616, Комиссия, изучив реестры российской промышленной продукции, евразийский реестр промышленных товаров установила, что данные реестры не содержат сведений об Объекте закупки производителя ООО "Специальные дорожные машины". При этом Заказчик доказательств того, что данным показателям соответствуют Объекты закупки, сведения о которых содержатся в вышеуказанных реестрах, иных производителей, не представил. Заказчик также не представил доказательств, что постановление N 616 может не применяться к Объекту закупки по основаниям, указанным в части 3 данного постановления.
Таким образом, Заказчик, установив вышеуказанные показатели, которым соответствует Объект закупки единственного производителя, ограничил тем самым количество участников Закупки в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Данное нарушение содержат состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы обоснованными.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты ЭА, предписание об устранении данного нарушения не выдавать.
4. Передать материалы о выявленном нарушении должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ____________________ Л.Б. Шиханова
Члены комиссии: ____________________ А.В. Попова
_____________________ А.С. Кальницкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 11 мая 2023 г. N 041/06/106-160/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2023