Резолютивная часть решения оглашена 11 мая 2023 года.
Решение изготовлено в полном объеме 16 мая 2023 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу с использованием системы видеоконференц-связи ООО "КОМПАНИЯ "ЭЛИНА" на положения извещения о проведении электронного аукциона на выполнение работ по обустройству детской игровой площадки на территории р.п. Красногородск Псковской области (номер извещения: 0157300019623000001) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
24.04.2023 Администрацией городского поселения "Красногородск" объявлен электронный аукцион на выполнение работ по обустройству детской игровой площадки на территории р.п. Красногородск Псковской области (номер извещения: 0157300019623000001).
Извещение N 0157300019623000001 о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 24.04.2023 14:22.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1075000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 04.05.2023 14:00.
Оператор электронной площадки: ЭТП Газпромбанк (https://etpgpb.ru/).
02.05.2023 (вх. N 2024-ЭП/23) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 11.05.2023 года в 12 часов 00 минут, с учетом перерыва, объявленного 10.05.2023 в 12.30, в связи с необходимостью получения от Заказчика и участников электронного аукциона дополнительной информации.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела вх. N 2024-ЭП/23 от 02.05.2023).
Заказчиком в описание объекта закупки, отраженного в закупочной документации, включены параметры, которым соответствует лишь товар определенного единственного производителя, что противоречит требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку ограничивает количество потенциальных участников размещения заказа, что является признаком ограничения конкуренции.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил следующее (письменные возражения исх. N КК/02-6 от 05.05.2023 в материалах дела):
Довод жалобы Заявителя о том, что включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе, является необоснованным, поскольку допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент", что позволяет принять в закупке неограниченному кругу лиц. Специфика использования данного и эквивалентного оборудования значительна, подтверждается отзывами муниципалитетов, средствами видеофиксации в режиме реального времени, и отзывами населения, эксплуатирующего оборудование, и количеством исполненных государственных контрактов. В рассматриваемом случае, в Техническом задании указано название оборудования или "эквивалент".
Описание объекта закупки разработано Заказчиком с учетом требований Закона о контрактной системе и потребностей Заказчика. В Техническом задании к закупке на странице 2, в пункте "Требования к малым архитектурным формам (детскому игровому оборудованию) 6 абзац написано: "Игровое оборудование детских площадок должно быть сертифицировано на основании решения Евразийского союза и иметь сертификат ТР ЕАЭС 042/2017, а также соответствовать требованиям ГОСТ".
Так же, в описании объекта закупки содержится требование о том, что все применяемые материалы, конструкции и оборудование должны соответствовать требованиям действующих ГОСТов и регламентов, иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта, результаты испытаний и другие документы, удостоверяющие их качество и пригодность их применения в строительстве на территории Российской Федерации в данном виде работ. Копии этих сертификатов, технических паспортов и результатов испытаний должны быть представлены заказчику за 5 (пять) рабочих дней до начала выполнения работ с применением данных материалов.
По мнению представителя Заказчика, подготовленное и размещенное в рамках аукциона техническое задание полностью соответствует законодательству Российской Федерации и возможностям большого количества поставщиков. Требования Заявителя носят частный характер, и весьма очевидно говорят о желании Заявителя переделать Техническое задание под параметры именно своего оборудования, что напротив повлечет за собой ограничение участия для других поставщиков.
В результате рассмотрения жалобы установлены следующие нарушения:
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию о наименовании объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заказчиком в Техническом задании на выполнение работ по обустройству детской игровой площадки на территории р.п. Красногородск Псковской области установлены общие требования, согласно которым Подрядчик выполняет работы с применением своих материалов и своими инструментами в полном соответствии с Техническим заданием Заказчика, действующими нормами, правилами, техническими регламентами и действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Все применяемые материалы, конструкции и оборудование должны соответствовать требованиям действующих ГОСТов и регламентов, иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта, результаты испытаний и другие документы, удостоверяющие их качество и пригодность их применения в строительстве на территории Российской Федерации в данном виде работ. Копии этих сертификатов, технических паспортов и результатов испытаний должны быть представлены заказчику за 5 (пять) рабочих дней до начала выполнения работ с применением данных материалов.
Подрядчик должен передать малые архитектурные формы в соответствии с актом приема-передачи (приложение 3 к муниципальному контракту) и предоставить Заказчику документы на устанавливаемое оборудование, в том числе технические паспорта и сертификаты качества (с гарантийными талонами). Должно быть указано предназначение, заводской номер, правила безопасной эксплуатации.
При приемке по факту выполненных работ за отчетный период и окончательной приемке Подрядчик представляет Заказчику исполнительную документацию, в том числе сертификат ТР ЕАЭС 042/2017.
Игровое оборудование детских площадок должно быть сертифицировано на основании решения Евразийского союза и иметь сертификат ТР ЕАЭС 042/2017, а также соответствовать требованиям ГОСТ.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком установлены требования к характеристике в соответствии с потребностью Заказчика и не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы по запросу антимонопольного органа Заказчик представил коммерческие предложения, поступившие от ООО "ФИЛС ГРУПП", ООО "НПП "ПРЕССВЕЛ" и ООО "КОРДАВ", которые не содержали указания на товарные знаки, позволяющие определить производителей, предлагаемого к поставке товара.
Согласно коммерческому предложению ООО "ФИЛС ГРУПП" (исх. N б/н от 05.04.2023), поступившему в адрес Заказчика, ООО "ФИЛС ГРУПП" имеет возможность поставить в адрес Администрации городского поселения "Красногородск" оборудование для устройства детской площадки, соответствующее характеристикам, указанным в запросе. Общая стоимость поставки составляет 1 050 000 рублей 00 копеек. НДС не облагается (УСН). В состав поставки включены:
1. Поставка оборудования:
1.1. Детский игровой комплекс в кол-ве 1 компл., размеры (ДхШхВ): 7300х7110х3000 мм. Стоимость за 1 шт. 521 000 руб. 00 коп.
1.2. Детский игровой комплекс в кол-ве 1 компл., размеры (ДхШхВ): 6050х4870х3320 мм. Стоимость за 1 шт. 202 000 руб. 00 коп.
1.3. Ограждение в кол-ве 15 секций, размеры (ДхШхВ): 2000х30х500 мм. Стоимость из 15 секций 56 000 руб. 00 коп.
1.4. Качели двойные в кол-ве 2 шт., размеры (ДхШхВ): 3500х1830х2000 мм. Стоимость за 2 шт. 76 000 руб. 00 коп.
1.5. Машинка Кабриолет в кол-ве 1 шт., размеры (ДхШхВ): 1200х820х870 мм. Стоимость за 1 шт. 31 000 руб. 00 коп.
1.6. Машинка Миникар в кол-ве 1 шт., размеры (ДхШхВ): 1180х800х1090 мм. Стоимость за 1 шт. 26 000 руб. 00 коп.
1.7. Карусель в кол-ве 1 шт., размеры (ДхШхВ): 1660х1660х800 мм. Стоимость за 1 шт. 46 000 руб. 00 коп.
1.8. Качалка-балансир в кол-ве 2 шт., размеры (ДхШхВ): 2130х366х725 мм. Стоимость за 2 шт. 34 000 руб. 00 коп.
1.9. Скамейка металл-дерево в кол-ве 4 шт., размеры (ДхШхВ): 1180х800х1090 мм. Стоимость за 4 шт. 36 000 руб. 00 коп.
1.10. Вкладыш в урну оцинкованный в кол-ве 10 шт., размеры (ДхШхВ): 320х320х520 мм. Стоимость за 10 шт. 22 000 руб. 00 коп.
В указанную стоимость и комплект поставки входит поставка оборудования и выполнение работ по монтажу в п. Красногородск Псковской области.
Условия оплаты: оплата производится Заказчиком в течение 10 дней с даты монтажа оборудования, что подтверждается подписью Заказчика в Акте выполненных работ.
Срок изготовления с учетом доставки на территорию Заказчика составляет 50 дней с даты заключения договора. Возможно досрочное изготовление.
Гарантийный срок эксплуатации 5 лет. Гарантийный срок изделия 12 месяцев.
10.05.2023 (исх. N НЮ/1363/23) антимонопольным органом был направлен запрос в адрес ООО "ФИЛС ГРУПП" о предоставлении информации о производителе оборудования, которое Общество готово было поставить в адрес Администрации городского поселения "Красногородск".
На момент рассмотрения жалобы ответ на запрос от представителя ООО "ФИЛС ГРУПП" в адрес Псковского УФАС России не представлен.
Согласно коммерческому предложению ООО "НПП "ПРЕССВЕЛ" N 69-13 (исх. N 69-13 от 12.04.2023), поступившему в адрес Заказчика, ООО "НПП "ПРЕССВЕЛ" готово поставить в адрес Администрации городского поселения "Красногородск" оборудование, соответствующее запрашиваемым характеристикам, и смонтировать его. Все оборудование сертифицировано и соответствует нормативным требованиям и действующим национальным стандартам в Российской Федерации. Общая стоимость поставки оборудования составляет 1100000 руб. НДС не облагается. В указанную стоимость включены:
1. Ограждение для детских площадок в кол-ве 15 шт. Габариты 2000х30х500 мм. Цена за 15 шт. составляет 60000 руб. НДС не облагается.
2. Детский игровой комплекс в кол-ве 1 компл. Габариты 6050х4870х3320 мм. Цена за 1 компл. Составляет 210000 руб. НДС не облагается.
3. Детский игровой комплекс в кол-ве 1 компл. Габариты 7300х7110х3000 мм. Цена за 1 шт. составляет 540000 руб. НДС не облагается.
4. Качели двойные в кол-ве 2 шт. Габариты 3500х1830х2000 мм. Цена за 2 шт. составляет 82000 руб. НДС не облагается.
5. Качалка-балансир в кол-ве 2 шт. Габариты 2130х366х725 мм. Цена за 2 шт. составляет 36000 руб. НДС не облагается.
6. Карусель в кол-ве 1 шт. Габариты 1660х1660х800. Цена за 1 шт. составляет 51000 руб. НДС не облагается.
7. Машинка Кабриолет в кол-ве 1 шт. Габариты 1200х820х870 мм. Цена за 1 шт. составляет 32000 руб. НДС не облагается.
8. Машинка Миникар в кол-ве 1 шт. Габариты 1180х800х1090 мм. Цена за 1 шт. составляет 27000 руб. НДС не облагается.
9. Скамейка металл-дерево в кол-ве 4 шт. Габариты 1180х800х1090 мм. Цена за 4 шт. составляет 38000 руб. НДС не облагается.
10. Вкладыш в урну в кол-ве 10 шт. Габариты 320х320х520 мм. Цена за 10 шт. составляет 21000 руб. НДС не облагается.
Оплата продукции производится Заказчиком в следующем порядке: оплата в размере 100% от стоимости договора производится в течение 15 дней со дня подписания.
Срок поставки оборудования составляет 50-60 дней с даты заключения договора. Гарантийный срок на оборудование - 12 месяцев. Гарантийный срок эксплуатации - 5 лет.
10.05.2023 (исх. N НЮ/1364/23) антимонопольным органом был направлен запрос в адрес ООО "НПП "ПРЕССВЕЛ" о предоставлении информации о производителе оборудования, которое Общество готово было поставить в адрес Администрации городского поселения "Красногородск".
10.05.2023 ООО "НПП "ПРЕССВЕЛ" сообщило, что производителем оборудования, предлагаемого к поставке в рамках рассматриваемой закупочной процедуры, является завод детского игрового и спортивного оборудования ООО "МИК Самара", ИНН 6311190299, 443013, Самарская обл., г. Отрадный, Промзона, 1 (https://миксамараюрф/).
Комиссия Псковского УФАС России проанализировала данный товар, который также на момент рассмотрения не имеет сертификатов ТР ЕАЭС 042/2017. Согласно Единого реестра сертификатов статусы "прекращен", по причине - отказ заявителя от проведения инспекционного контроля.
Согласно коммерческому предложению ООО "КОРДАВ" (исх. N 135/23 от 17.04.2023), поступившему в адрес Заказчика, ООО "КОРДАВ" имеет возможность изготовить и поставить в адрес Администрации городского поселения "Красногородск" уличное детское игровое оборудование, а также выполнить работы по шеф-монтажу поставленного оборудования, в соответствии с установленными требованиями. Все оборудование сертифицировано. Стоимость оборудования с учетом доставки, выполнения работ в п. Красногородск Псковской области, и габаритные характеристики оборудования соответствуют данным, указанным в таблице:
1. ИО 6.218 Качели двухсекционные. Габариты 3500х1830х2000 мм. Цена за 2 шт. составляет 81340,00 руб. Без НДС.
2. ИО 6.351 Качалка-балансир малая. Габариты 2130х366х725 мм. Цена за 2 шт. 35140,00 руб. Без НДС.
3. МИФ 1.02 Кабриолет. Габариты 1200х820х870 мм. Цена за 1 шт. 30970,00 руб. Без НДС.
4. МИФ 4.07 Машинка Миникар. Габариты 1180х800х1090 мм. Цена за 1 шт. 25970,00 руб. Без НДС.
5. ПДИ 2.38 Детский игровой комплекс. Габариты 6050х4870х3320/1200 мм. Цена за 1 компл. 207610,00 руб. Без НДС.
6. ПДИ 2.28 Детский игровой комплекс. Габариты 7300х7110х3000/1200 мм. Цена за 1 компл. 533970,00 руб. Без НДС;
7. ИО 7.031 Карусель. Габариты 1660х1660х800 мм. Цена за 32 шт. 50470,00 руб. Без НДС.
8. МАФ 10.283 Скамья. Габариты 1800х500х850 мм. Цена за 4 шт. 37480,00 руб. Без НДС.
9. МАФ 108 Ограждение. Габариты 2000х30х500 мм. Цена за 15 секций 52050,00 руб. Без НДС.
10. Корда 033в Вкладыш оцинкованный в квадратную урну. Габариты 320х320х520 мм. Цена за 10 шт. 20000,00 руб. Без НДС.
Общая стоимость оборудования с учетом доставки и выполнения работ по шеф-монтажу в п. Красногородск Псковской области составляет 1075000 рублей 00 копеек. НДС не облагается (УСН).
Условия оплаты: Заказчик производит оплату в размере 100% в течение 15 дней с даты подписания Сторонами Акта выполненных работ.
Срок поставки и установки оборудования в с. Успенское составляет 40-45 календарных дней с даты заключения контракта. Срок сборки-установки - 7 дней.
10.05.2023 (исх. N НЮ/1366/23) антимонопольным органом был направлен запрос в адрес ООО "КОРДАВ" о предоставлении технических паспортов и сертификатов, в том числе сертификата ТР ЕАЭС 042/2017, на оборудование, которое Общество готово было поставить в адрес Администрации городского поселения "Красногородск".
На момент рассмотрения жалобы ответ на запрос от представителя ООО "КОРДАВ" в адрес Псковского УФАС России не представлен.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.03.2023 NИЭА1 единственная заявка с идентификационным номером 50, содержит предложение о поставке оборудования, изготовителем которого является ООО "КОРДА", что следует из артикула товаров.
Комиссия Псковского УФАС России отмечает, что для квалификации действий Заказчика как нарушающих основополагающие принципы закупочной деятельности, в том числе и обеспечения конкуренции, необязательно непосредственное наступление негативных правовых последствий в виде ограничения количества участников либо ущемления прав кого-либо из этих участников, достаточно возникновения угрозы наступления таких последствий. В свою очередь, антимонопольный орган, будучи контрольным органом в сфере закупочных процедур, обязан реагировать, в том числе и на гипотетическую вероятность наступления таких негативных последствий с целью пресечения нарушения прав и законных интересов участников закупочной процедуры.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений Комиссия Псковского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода жалобы и о нарушении Заказчиком положений части 2 статьи 8 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки, поскольку Заказчиком не предоставлено доказательств наличии не менее двух производителей детского игрового оборудования (карусели, горки,качалки, качели), которое имеет сертификат ТР ЕАЭС 042/2017.
В результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Псковского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "КОМПАНИЯ "ЭЛИНА" обоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика - Администрации городского поселения "Красногородск", нарушение части 2 статьи 8 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику - Администрации городского поселения "Красногородск", обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, путем отмены всех протоколов, составленных в ходе определения поставщика и аннулирования аукциона.
4. Материалы дела передать уполномоченному сотруднику Псковского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного расследования в отношении виновного должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 16 мая 2023 г. N 060/06/33-164/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2023