Резолютивная часть решения оглашена 18 мая 2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 18 мая 2023 года.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев сведения, направленные ГКУ ПО УОДиЧС (далее - Заказчик) в отношении - Общества с ограниченной ответственностью "Эдельвейс" (адрес: 1117535, г. Москва, ул. Россошанская, д. 6, этаж 1, помещ. П, офис 13, ИНН 9726005710), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на оказание услуг финансовой аренды (лизинга) легковых автомобилей (номер извещения: 0157200000323000087),
УСТАНОВИЛА:
12 мая 2023 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Эдельвейс" (адрес: 1117535, г. Москва, ул. Россошанская, д. 6, этаж 1, помещ. П, офис 13, ИНН 9726005710), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на оказание услуг финансовой аренды (лизинга) легковых автомобилей (номер извещения: 0157200000323000087).
Рассмотрение сведений в режиме видеоконференц-связи состоялось 18 мая 2023 года в 11 часов 00 минут.
1) Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N 0157200000323000087 о проведении электронного аукциона - 27.02.2023 12:26.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 14 139 052,80 рубля.
3) Оператор электронной площадки - ЭТП Газпромбанк.
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.03.2023 NИЭА1, на участие в аукционе подано 3 (три) заявки. Победителем признан участник закупки с идентификационным номером заявки - 32, который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта.
5) 17.03.2023 между Заказчиком и ООО "Эдельвейс" (далее - Исполнитель) заключен государственный контракт N 0157200000323000087 на оказание услуг финансовой аренды (лизинга) легкового автомобиля (ИКЗ 232602702142560270100100360010000244), с ценой контракта 13 573 490,64 (Тринадцать миллионов пятьсот семьдесят три тысячи четыреста девяносто) рублей 64 копейки. Срок исполнения до 16.04.2023 года.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно пункту 2.1. контракта Лизингодатель обязуется приобрести в собственность легковые автомобили KIA Cerato в количестве 4 (Четырех) штук, согласно Спецификации предмета лизинга (Приложение N 1 к настоящему Контракту, являющееся его неотъемлемой частью) и Описанию объекта закупки (Приложение N 2 к настоящему контракту, являющееся его неотъемлемой частью) (далее - Имущество, Предмет лизинга) и передать Предмет лизинга за плату во временное владение и пользование (в лизинг) Лизингополучателю, а Лизингополучатель обязуется принять Предмет лизинга и выплатить Лизингодателю лизинговые платежи в порядке и сроки, предусмотренные настоящим контрактом.
При исполнении контракта по согласованию Лизингополучателя с Лизингодателем, допускается поставка Предмета лизинга качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.
Выбор Продавца приобретаемого Имущества по настоящему контракту осуществляет Лизингодатель. Лизингодатель согласовывает с Продавцом Имущества все технико-экономические характеристики Имущества, включая спецификации, гарантии Продавца по качеству. Ответственность за выбор Продавца несет Лизингодатель.
Согласно пункту 2.2. контракта Лизингополучатель уплачивает Лизингодателю сумму лизинговых платежей после передачи предмета лизинга Лизингополучателю, в течение 12 (Двенадцати) месяцев согласно Графика лизинговых платежей (приложение N 3 к контракту), который составляется с учетом внесения платежей ежемесячно в течение календарного года и в рамках лимита финансирования на соответствующий календарный год. По соглашению Сторон график и суммы отдельных лизинговых платежей могут быть пересмотрены в случае изменения в период действия настоящего контракта действующего законодательства в пределах ограничений годового финансирования.
Согласно пункту 3.1контракта предмет лизинга передается в лизинг вместе со всеми принадлежностями и со всеми документами (техническим паспортом, гарантийным талоном и другими документами, необходимыми при пользовании Предметом лизинга) в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты заключения Контракта.
Доставка Предмета лизинга Лизингополучателю осуществляется Лизингодателем по согласованию с Лизингополучателем самостоятельно или с привлечением третьих лиц, по адресу: Псковская область, г. Псков, ул. Вокзальная, д.14А.
Согласно пункту 3.2. контракта предмет лизинга с даты получения его Лизингополучателем, должен находиться по указанному в п. 3.1 настоящего контракта адресу. В случае перемещения Предмета лизинга в иное место нахождения на срок более 2 (двух) месяцев Лизингополучатель обязан незамедлительно письменно уведомить об этом Лизингодателя, а также обеспечить эксплуатационно-технические условия его размещения, эквивалентные существовавшим в месте первоначального нахождения Предмета лизинга либо лучшие.
Пунктом 4.4 контракта предусмотрена оплата авансового платежа по настоящему Контракту осуществляется в течении 7 (семи) рабочих дней с момента заключения настоящего Контракта, на основании выставленного счета Лизингодателем. Контрактом предусмотрен авансовый платеж 24,6 % от Цены настоящего Контракта составляет 3 339 078,69 (Три миллиона триста тридцать девять тысяч семьдесят восемь) рублей 69 копеек.
06.03.2023 Обществом в качестве обеспечения исполнения контракта получена от ПАО Сбербанк независимая гарантия N23/0044/ASTQD/MMБ/017600.
07.03.2023 Общество направило график и независимую гарантию на согласование Заказчику.
09.03.2023 Заказчик уточнил адрес Общества.
09.03.2023 Общество ответило о совпадении почтового и юридического адреса.
16.03.2023 Заказчик просит предоставить сканы договоров купли-продажи 4-х автомобилей и ЭПТС.
17.03.2023 Общество направило ответ с приложением выписки из Электронного паспорта транспортного средства N164301046040439 от 26.04.2022, выписки из Электронного паспорта транспортного средства N164301045365590 от 04.04.2022, выписки из Электронного паспорта транспортного средства N164301043224747 от 16.02.2022, выписки из Электронного паспорта транспортного средства N164301043224978 от 16.02.2022, договор купли-продажи N148-501-1-291 от 16.03.2023 с ООО "АМКАПИТАЛ" на 3 (три) автомобиля KIA Cerato, и договор купли-продажи автомобиля KIA Cerato NН0323/016 от 16.03.2023 с ООО "АвтоТрейд", а также счет N82 на выплату авансового платежа Заказчиком.
28.03.2023 Заказчик направляет письмо (исх.N98) Обществу о несоответствии товара указанного в договорах купли продажи описанию объекта закупки. Заказчик предлагает расторгать по соглашению сторон контракт.
29.03.2023 Заказчик перечислил Обществу аванс (платежное поручение N 116179), на основании счета на оплату N82 от 17.03.2023.
18.04.2023 (исх.N118) Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
02.05.2023 Заказчик размещены сведения о расторжении контракта в ЕИС.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13,14,15 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 14.5. контракта расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 Закона о контрактной системе и в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.
18.04.2023 (исх.N118) Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
02.05.2023 Заказчик размещены сведения о расторжении контракта в ЕИС.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Заранее спланированный порядок выполнения работ дает возможность участнику закупки на стадии определения подрядчика принять решение об участии в закупке, рассчитать коммерческое предложение, риски, а также выделить ресурсы на исполнение контракта.
Таким образом, самостоятельно совершая определенные действия, в частности непосредственно участвуя в электронном аукционе, участник закупки действует самостоятельно и добровольно на свой предпринимательский риск, при этом участник обязан предполагать возможные последствия своих действий и нести риски.
Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу (часть 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу названных статей Гражданского кодекса Российской Федерации обеспечение получения корреспонденции по адресу своей государственной регистрации является обязанностью юридического лица, и все риски и последствия ненадлежащего обеспечения получения почтовой корреспонденции, входят в зону ответственности самого юридического лица.
При рассмотрении сведений Комиссия изучила материалы на предмет установления:
- факта нарушения законодательства о контрактной системе;
- существенность нарушенных требований закона и условий контракта;
- наличие вины в действиях/бездействии ответчика;
- последствия нарушения для заказчика;
- соразмерность меры ответственности.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства дела, Комиссия Псковского УФАС России приходит к выводу, что ООО "Эдельвейс" не исполнило обязательства по контракту, что свидетельствует о недобросовестных действиях.
По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (п. 1).
В рассматриваемом случае обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами свидетельствуют о том, что ООО "Эдельвейс" халатно отнеслось к своим обязательствам по контракту, им не доказано принятие всех необходимых мер для надлежащего исполнения контракта, при имеющейся у него той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства. Целью Общества по мнению Комиссии являлось получение авансового платежа.
Включение сведений в РНП является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков, поскольку ООО "Эдельвейс" не осознает последствия срыва исполнения контрактов для государственных и муниципальных заказчиков и действует неосмотрительно при участии в торгах.
Комиссия Псковского УФАС России, руководствуясь частью 1 статьи 2, статьей 95, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года (18.05.2025) следующие сведения о поставщике, с которым контракт расторгнут на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с неисполнением поставщиком обязательств по контракту:
- наименование: Общество с ограниченной ответственностью ""Эдельвейс";
- место нахождения: 1117535, г. Москва, ул. Россошанская, д. 6, этаж 1, помещ. П, офис 13;
- ИНН: 9726005710;
- КПП: 9726001001;
-сведение об единственном учредителе: Зверев Александр Валерьчнович;
- ИНН: 292006902876;
- дата проведения электронного аукциона: 03.03.2023;
- объект закупки: оказание услуг финансовой аренды (лизинга) легкового автомобиля (ИКЗ 232602702142560270100100360010000244);
- цена контракта - 13 573 490,64 (Тринадцать миллионов пятьсот семьдесят три тысячи четыреста девяносто) рублей 64 копейки;
- срок выполнения работ: до 16 апреля 2023 года.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 18 мая 2023 г. N РНП 060/06/95-176/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2023