Резолютивная часть решения оглашена "12" мая 2023 г.
В полном объеме решение изготовлено "17" мая 2023 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:
руководитель комиссии: заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.,
члены:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Соловьева Н.А.,
в присутствии представителей:
МБОУ "Первомайская СОШ" Первомайского района Тамбовской области (далее - Заказчик) - ____,
ИП Шарапова Н.В. - ____.,
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 1078) обстоятельства уклонения победителя электронного аукциона N0364300010223000010 индивидуального предпринимателя Шараповой Наталии Валентиновны от заключения контракта на выполнение работ по устройству ограждений территорий филиалов МБОУ "Первомайская средняя общеобразовательная школа" Первомайского района Тамбовской области, и проведя в соответствии с п.5 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило обращение муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Первомайская средняя общеобразовательная школа" Первомайского района Тамбовской области (вх. от 04.05.2023 N 2646/23) об уклонении от заключения контракта на выполнение работ по устройству ограждений территорий филиалов МБОУ "Первомайская средняя общеобразовательная школа" Первомайского района Тамбовской области победителя электронного аукциона N0364300010223000010 ИП Шараповой Н.В. (392003, Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Рылеева, д. 55, кв. 235, ИНН 683202745009).
Комиссия Тамбовского УФАС России в ходе проверки обстоятельств уклонения ИП Шараповой Н.В. от заключения контракта на выполнение работ по устройству ограждений территорий филиалов МБОУ "Первомайская средняя общеобразовательная школа" Первомайского района Тамбовской области установила следующее.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Первомайская средняя общеобразовательная школа" Первомайского района Тамбовской области 12.04.2023 на сайте единой информационной системы в сфере закупок опубликовало извещение N0364300010223000010 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству ограждений территорий филиалов МБОУ "Первомайская средняя общеобразовательная школа" Первомайского района Тамбовской области (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 999 297 рублей.
Согласно извещению об осуществлении закупки Заказчиком установлено преимущество участникам закупки, которыми могут быть только субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями.
Также извещением о проведении электронного аукциона установлено требование о предоставлении обеспечения исполнения контракта.
По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем аукциона признан участник закупки с идентификационным номером 11, с ценовым предложением 3 524 504, 09 руб. - индивидуальный предприниматель Шарапова Наталия Валентиновна.
Согласно ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта).
Частью 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Заказчиком 25.04.2023 размещен в единой информационной системе проект контракта для подписания его победителем закупки - ИП Шараповой Н.В.
Регламентированный срок подписания контракта до 03.05.2023.
В соответствии с ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Комиссией по осуществлению закупок Заказчика установлено, что ИП Шарапова Н.В. в установленный законом срок подписала проект контракта, однако не представила надлежащее обеспечение по контракту или информацию, подтверждающую ее добросовестность.
В связи с этим 04.05.2023 Заказчиком был составлен протокол признания ИП Шараповой Н.В. уклонившейся от заключения контракта по итогам электронного аукциона N0364300010223000010, который размещен в единой информационной системе в сфере закупок.
Тамбовское УФАС России отмечает, что в рассматриваемом случае действия комиссии Заказчика по признанию ИП Шараповой Н.В. уклонившейся от заключения контракта являются правомерными.
Вместе с тем, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном уклонении от подписания государственного или муниципального контракта, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение от подписания контракта, которое предполагает недобросовестное поведение лица.
Как следует из подпункта б пункта 14 Постановление Правительства N1078 антимонопольный орган принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
В ходе заседания Комиссии Тамбовского УФАС России представитель ИП Шараповой Н.В. пояснил, что намерений уклоняться от исполнения контракта не было. Проект контракта в установленный законом срок был подписан, но сотрудник наделенный полномочиями тендерного специалиста ошибочно руководствовался положениями пункта 10 проекта контракта, где указано, что обеспечение исполнения контракта устанавливается в размере 5 % от цены контракта, без учета требований статьи 37 Закона о контрактной системе. В настоящее время банк выпустил независимую гарантию от 05.05.2023 N 911586 с учетом замечаний заказчика на сумму 352 450,41 руб., в связи с чем ИП Шарапова Н.В. готова подписать и исполнить контракт.
Представленные в материалах дела пояснения и документы ИП Шараповой Н.В. свидетельствуют об отсутствии умысла у победителя закупки на уклонение от заключения контракта, что подтверждается подписанным проектом контракта, перепиской с заказчиком с целью урегулирования сложившейся ситуации, информацией из единой информационной системы в сфере закупок об успешно исполненных других контрактах, заключенных в рамках Закона о контрактной системе, наличием необходимых контрактов для подтверждения опыта.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Тамбовского УФАС России полагает, что включение сведений в отношении ИП Шараповой Н.В. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не отвечает принципам и целям применения рассматриваемой санкции, поскольку действия ИП Шараповой Н.В. при подписании контракта с МБОУ "Первомайская СОШ" Первомайского района Тамбовской области не свидетельствуют о ее сознательном уклонении от заключения контракта.
Обстоятельств, подтверждающих намеренное уклонение ИП Шараповой Н.В. от заключения контракта, не установлено.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России не выявлены нарушения Заказчиком требований, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и пунктом 13 Постановления Правительства N 1078, Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Сведения, представленные муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением "Первомайская средняя общеобразовательная школа" Первомайского района Тамбовской области в отношении индивидуального предпринимателя Шараповой Наталии Валентиновны (392003, Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Рылеева, д. 55, кв. 235, ИНН 683202745009) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Исп. Соловьева Н.А, тел. 71-36-00
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 17 мая 2023 г. N 068/10/104-290/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2023