Резолютивная часть решения оглашена "16" мая 2023 года.
В полном объеме решение изготовлено "19" мая 2023 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе:
председатель комиссии: заместитель руководителя-начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.,
члены комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,
в присутствии представителей:
ТОГБУ "Дирекция по эксплуатации административных зданий" (далее - Заказчик) <_>,
министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области - <_>,
в отсутствие представителя ИП < > (далее - Предприниматель), уведомленной надлежаще,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу ИП (далее - Заявитель) на действия ТОГБУ "Дирекция по эксплуатации административных зданий" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0164200001923001276 на оказание услуг по охране административного здания, по адресу: г. Тамбов, ул. Карла Маркса/ Интернациональная, д.143/22, посредством выставления постов охраны с оружием и спецсредствами, и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Министерство имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области (Уполномоченный орган) 20.04.2023 опубликовало на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение N 0164200001923001276 о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по охране административного здания, по адресу: г. Тамбов, ул. Карла Маркса/ Интернациональная, д.143/22, посредством выставления постов охраны с оружием и спецсредствами.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 484 388,79 руб.
Заказчик - ТОГБУ "Дирекция по эксплуатации административных зданий".
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.05.2023 подана единственная заявка с номером 1, которая признана соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки. Электронный конкурс признан несостоявшимся на основании п.1 ч.1 ст. 52 Закона о контрактной системе, принято решение заключить контракт с единственным участником по начальной (максимальной) цене контракта 3 484 388, 79 рублей.
Заказчик и Уполномоченный орган представили письменные возражения по существу жалобы и просили отказать в её удовлетворении по основаниям, указанным в отзывах на жалобу.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы и пояснения Заказчика, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
1. Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком установлено в проекте контракта требование к независимой гарантии в противоречие ч. 3 ст. 45 Закона о контрактной системе.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает данный довод обоснованным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе).
Согласно части 3 статьи 45 Закон о контрактной системе в независимую гарантию включается условие об обязанности гаранта уплатить заказчику (бенефициару) денежную сумму по независимой гарантии не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения гарантом требования заказчика (бенефициара), соответствующего условиям такой независимой гарантии, при отсутствии предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований для отказа в удовлетворении этого требования.
В п. 5.4 проекта контракта Заказчиком установлено следующее:
"В независимую гарантию включается условие о праве Заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем 5 (пять) рабочих дней не исполнено требование Заказчика об уплате денежной суммы по независимой гарантии, направленное до окончания срока действия независимой гарантии".
Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что положение пункта 5.4 проекта контракта нарушает ч. 3 ст. 45 Закона о контрактной системе.
2. Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок, ограничивающий конкуренцию и нарушающий требования Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604, а именно: о наличии опыта исполнения контрактов (договоров) с ценой каждого не менее 30% от начальной цены настоящей закупки.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает данный довод обоснованным в силу следующего.
Пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2604) определен порядок оценки заявок, предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 24 Постановления N2604 установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Постановлением N2604, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Таким образом, Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 не содержит никаких ограничительных требовании о стоимости исполненных контрактов.
Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, а также критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке размещены Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок отдельным файлом (далее - Положение).
Критериями оценки заявок на участие в рассматриваемом конкурсе являются:
- цена контракта (величина значимости критерия 60%);
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (величина значимости критерия 40%).
В разделе III "Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа" Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе по детализирующему показателю "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации; Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта; Общее количество исполненных участником закупки договоров":
"Заказчиком будут оцениваться сведения об опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера - сведения о контрактах (договорах), заключенных за последние пять лет до даты окончания срока подачи заявок, договорах или контрактах на оказание услуг сопоставимого характера и объема, с ценой не менее 30% от начальной максимальной цены контракта на право заключить которого проводится настоящий открытый конкурс".
Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что требование к минимальной стоимости исполненных контрактов (договоров), подтверждающих наличие опыта выполнения работ у участника закупки, не соответствует положениям Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604. Данное требование лишает возможности предоставления контрактов с незначительно меньшей ценой, которая, тем не менее, будет в совокупности составлять минимальный предел установленный заказчиком для оценки заявки.
Установленный Заказчиком порядок оценки заявок участников закупки является ненадлежащим, поскольку оценка заявок по рассматриваемому критерию ставится в зависимость от цены контракта, которая должна составлять не менее 30 % от начальной (максимальной) цены контракта, что не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников конкурса.
На основании вышеизложенного Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что положения порядка оценки и рассмотрения заявок на участие в конкурсе составлены ненадлежащим образом в нарушение п. 11 ч. 1 ст. 42, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
3. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия Тамбовского УФАС России установила следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
3.1. В соответствии с пунктом 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
В соответствии с п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе Заказчик по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации; Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта; Общее количество исполненных участником закупки договоров" установил следующее:
"Под успешным оказанием услуг понимается исполнение участником закупки контрактов в соответствии с условиями, установленными в контрактах, без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней)".
Требование о представлении исполненных контрактов без предъявления штрафных санкций, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по контракту противоречит подпункту "в" п. 28 Положений, согласно которым Заказчик может установить положение о принятии к оценке исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Указанное требование ограничивает возможность участника закупки получить максимальное количество баллов, поскольку применение штрафа за нарушение условий контракта (договора), представленного участником к оценке, не свидетельствует об отсутствии надлежащего опыта у участника закупки.
Таким образом, действия Заказчика, установившего неправомерный критерий оценки: "исполнение участником закупки контрактов в соответствии с условиями, установленными в контрактах, без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней)", нарушают п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3.2. В соответствии с п.п. "б" п. 35 Постановления N2604 при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) документом, предусмотренным приложением N1 к настоящему Положению в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий).
В Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе Заказчик по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации; Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта; Общее количество исполненных участником закупки договоров" установил следующее:
"1.1 Под контрактом (договором) сопоставимого характера и объема понимается контракт (договор) заключенный в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц "по охране административных зданий федеральных органов, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации", стороной по которым должен являться участник закупки в качестве исполнителя".
Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что указанное требование порядка оценки заявок противоречит п.п. "б" п. 35 Постановления N 2604 и ограничивает конкуренцию, поскольку сужается круг потенциальных участников закупки.
Таким образом, действия Заказчика, установившего вышеуказанный неправомерный критерий оценки, нарушают п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные действия Заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что выявленные нарушения в части ненадлежащего порядка оценки заявок не явились основанием для отклонения заявок. Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.05.2023 N 0164200001923001276 на участие в закупке подана 1 заявка, в связи с чем установленный Заказчиком порядок не применялся, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не повлияли на результаты торгов.
Вместе с тем, Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что при выявленном нарушении ч. 3 ст. 45 Закона о контрактной системе необходима выдача предписания об устранении нарушения законодательства о контрактной системе при заключении контракта по итогам закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь чч. 6, 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Блиновой Н.А. обоснованной.
2. Признать в действиях ТОГБУ "Дирекция по эксплуатации административных зданий" нарушение ч. 8 ст. 32, п. 11 ч. 1 ст. 42, ч. 3 ст. 45 Закона о контрактной системе при проведении закупки N 0164200001923001276.
3. Выдать ТОГБУ "Дирекция по эксплуатации административных зданий" обязательное предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в суд, в арбитражный суд.
Председатель комиссии С.В. Мазаева
Члены комиссии Н.Е. Козлова
Т.В. Четверткова
Исп. Четверткова Т.В.,
тел. 8 (4752) 71-36-00
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 19 мая 2023 г. N 068/06/42-304/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2023