Резолютивная часть решения оглашена 16 мая 2023 года.
В полном объеме решение изготовлено 19 мая 2023 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе:
председатель комиссии: заместитель руководителя - начальник отдела контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.,
члены комиссии:
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,
специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Трушинская К.Д.,
в присутствии представителей:
Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения "Дирекция по эксплуатации административных зданий" (далее -ТОГБУ "ДЭАЗ", Заказчик) - __
министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области-__..
в отсутствие ИП ,уведомленного о рассмотрении дела надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу ИП (далее - ИП, Заявитель) на действия Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения "Дирекция по эксплуатации административных зданий" при проведении открытого конкурса в электронной форме N0164200001923001277 на оказание услуг по охране административного здания по адресу: г. Тамбов, ул. Интернациональная, д.14, посредством выставления постов охраны с оружием и спецсредствами и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Министерство имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области (Уполномоченный орган) 20.04.2023 опубликовало на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение N0164200001923001277 о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по охране административного здания, по адресу: г. Тамбов, ул. Интернациональная, д.14, посредством выставления постов охраны с оружием и спецсредствами (далее -Конкурс).
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 197 030,56 руб.
Заказчик - Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение "Дирекция по эксплуатации административных зданий".
Заказчик и Уполномоченный орган представили письменные возражения по существу жалобы и просили отказать в её удовлетворении по основаниям, указанным в отзывах на жалобу.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы и пояснения Заказчика, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
1. Заявитель считает, что Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки, ограничивающий конкуренцию и нарушающий требования Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N2604, а именно о наличии опыта исполнения контрактов (договоров) с ценой каждого не менее 30% от НМЦК.
Комиссией Тамбовского УФАС России по данному доводу установлено следующее.
Пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2604) определен порядок оценки заявок, предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 24 Постановления N2604 установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Постановлением N2604, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, а также критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке размещены Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок отдельным файлом (далее - Порядок).
Критериями оценки заявок на участие в рассматриваемом конкурсе являются:
- цена контракта (величина значимости критерия 60%);
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (величина значимости критерия 40%).
В разделе III "Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа" Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе по детализирующему показателю "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации; Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта; Общее количество исполненных участником закупки договоров" установлено, в том числе следующее:
"Заказчиком будут оцениваться сведения об опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера - сведения о контрактах (договорах), заключенных за последние пять лет до даты окончания срока подачи заявок, договорах или контрактах на оказание услуг сопоставимого характера и объема, с ценой не менее 30% от начальной максимальной цены контракта на право заключить которого проводится настоящий открытый конкурс".
Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что требование к минимальной стоимости исполненных контрактов (договоров), подтверждающих наличие опыта выполнения работ у участника закупки, не соответствует положениям Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604. Данное требование лишает возможности предоставления контрактов с незначительно меньшей ценой, которая, тем не менее, будет в совокупности составлять минимальный предел установленный заказчиком для оценки заявки.
Установленный Заказчиком порядок оценки заявок участников закупки является ненадлежащим, поскольку оценка заявок по рассматриваемому критерию ставится в зависимость от цены контракта, которая должна составлять не менее 30 % от начальной (максимальной) цены контракта, что не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников конкурса.
На основании вышеизложенного Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что положения порядка оценки и рассмотрения заявок на участие в конкурсе составлены ненадлежащим образом в нарушение п. 11 ч. 1 ст. 42, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
2. Заявитель считает, что указание в конкурсной документации Заказчиком положения о том, что под контрактом (договором) сопоставимого характера и объема понимается контракт (договор) заключенный в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" по охране административных зданий федеральных органов, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации неправомерно, так как исключает возможность предоставления контрактов заключенные с другими, негосударственными Заказчиками, что существенно ограничивает конкуренцию.
Данный довод признан Комиссией Тамбовского УФАС России обоснованным в силу следующего.
В соответствии с п.п. "б" п. 35 Постановления N2604 при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) документом, предусмотренным приложением N1 к настоящему Постановлению в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий).
То есть, п.п. "б" п. 35 Постановления N2604 установлено, что опыт выполнения работ участниками закупки определяется исключительно фактом оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий), сопоставимого характера и объема. При этом ни объем, ни характер услуг не зависят от того, в чьих интересах они выполняются.
Установление в качестве квалификационного критерия наличие опыта у участника конкурса по оказанию услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) административных зданий федеральных органов, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации приводит к нарушению принципа равноправия, ограничивает конкуренцию по отношению ко всем участникам открытого конкурса и свободный доступ к проводимым публичным процедурам, создает неравные условия и ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, у которых имеется опыт участия в оказании исключительно государственных контрактов охраны объектов (территорий). При этом позиция Заказчика о том, что спорный критерий способствует выявлению более квалифицированного участника, не находит своего подтверждения материалами дела.
Таким образом, установление Заказчиком положения об определении контракта (договора) сопоставимого характера не соответствует п.п. "б" п. 35 Постановления N2604 и является нарушением п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Заявитель считает, что установленное Заказчиком требование, о наличии успешного исполнения контрактов (договоров) без применения по данным контрактам (договорам) неустоек (штрафов, пеней) не соответствует положениям Постановления N2604.
Данный довод признан Комиссией Тамбовского УФАС России обоснованным в силу следующего.
В соответствии с п. 28 Постановления N2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Постановления:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Постановления;
в) документом, предусмотренным приложением N1 к настоящему Постановлению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Постановления. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование к контрактам (договорам) по показателю "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта":
"Под успешным оказанием услуг понимается исполнение участником закупки контрактов в соответствии с условиями, установленными в контрактах, без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней)".
Требование о представлении исполненных контрактов без предъявления штрафных санкций, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по контракту противоречит подпункту "в" п. 28 Положений, согласно которым Заказчик может установить положение о принятии к оценке исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Указанное требование ограничивает возможность участника закупки получить максимальное количество баллов, поскольку применение штрафа за нарушение условий контракта (договора), представленного участником к оценке, не свидетельствует об отсутствии надлежащего опыта у участника закупки.
Таким образом, действия Заказчика, установившего неправомерный критерий оценки: "исполнение участником закупки контрактов в соответствии с условиями, установленными в контрактах, без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), нарушают п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
При рассмотрении вопроса о выдаче Заказчику обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Комиссия Тамбовского УФАС России исходила из того, что выявленные нарушения не являются основаниями для отклонения заявок и, соответственно, не являются препятствием для совершения действий по подаче заявки на участие в конкурсе.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.05.2023 на участие в закупке была подана одна заявка, в связи с чем установленный порядок оценки не применялся и выявленные нарушения не повлияли на определение поставщика, (подрядчика, исполнителя).
4. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия Тамбовского УФАС России установила следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
4.1. В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе).
Согласно части 3 статьи 45 Закон о контрактной системе в независимую гарантию включается условие об обязанности гаранта уплатить заказчику (бенефициару) денежную сумму по независимой гарантии не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения гарантом требования заказчика (бенефициара), соответствующего условиям такой независимой гарантии, при отсутствии предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований для отказа в удовлетворении этого требования.
В п. 5.4 проекта контракта Заказчиком установлено следующее:
"В независимую гарантию включается условие о праве Заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем 5 (пять) рабочих дней не исполнено требование Заказчика об уплате денежной суммы по независимой гарантии, направленное до окончания срока действия независимой гарантии".
Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что положение пункта 5.4 проекта контракта нарушает ч.3 ст. 45 Закона о контрактной системе.
Действия Заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП обоснованной.
2. Признать ТОГБУ "Дирекция по эксплуатации административных зданий" нарушившим ч.8 ст.32, п.11 ч.1 ст.42, ч.3 ст.45 Закона о контрактной системе при проведении закупки N0164200001923001277.
3. Выдать ТОГБУ "Дирекция по эксплуатации административных зданий" предписание об устранении нарушений требований Закона о контрактной системе.
4. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в суд, в арбитражный суд.
Председатель комиссии С.В. Мазаева
Члены комиссии Т.В. Четверткова
К.Д. Трушинская
Исп. Трушинская К.Д.,
тел. 8 (4752) 71-36-00
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 19 мая 2023 г. N 068/06/42-313/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2023