Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия Приморского УФАС России) рассмотрев жалобу ИП Тарураева Э. В.
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба ИП Тарураева Эдуарда Валерьевича на действия Заказчика - Муниципального казенного учреждения "Управление народного образования" Дальнереченского муниципального района Приморского края при проведении электронного аукциона на поставку ноутбуков в рамках реализации мероприятий по модернизации школьных систем (извещение N 0320300058223000018) (далее - аукцион).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ), так как в нарушение постановления N878 установлены дополнительные характеристики, а также не установлено ограничение допуска в соответствии с Постановлением N1236.
Согласно представленным возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Рассмотрев представленные документы, заслушав пояснения присутствующей стороны Комиссия Приморского УФАС России установлено следующее.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила N145).
Из п. 4 Правил N 145 следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию.
При этом пп. "а" п. 5 Правил N 145 установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением, случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением N 878 при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Согласно извещению о проведении закупки установлено ограничение допуска в соответствии с Постановление Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N878).
Согласно извещению об осуществлении закупки, Заказчиком выбрана позиция КТРУ: 26.20.11.110-00000165.
Между тем, помимо характеристик определенных в КТРУ Заказчиком включены в описание объекта закупки дополнительные характеристики.
При этом, в рассматриваемом случае Заказчик в соответствии с пп. "а" п. 5 Правил N 145 не должен включать в описание объекта закупки дополнительную информацию, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, в соответствии с положениями ст. 33 Закона N44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции КТРУ.
Указанная позиция Комиссии УФАС подтверждается, в том числе письмом ФАС России от 14.12.2020 N МЕ/109921/20.
Таким образом, действия Заказчика, установившего ограничение допуска иностранной продукции в соответствии с Постановлением Правительства РФ N878 при закупке товара содержащегося в КТРУ и включившего в Описание объекта закупки (Техническое задание) дополнительные характеристики товара, являются нарушением действующего законодательства.
Ответственность за указанное нарушение предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
В отношении доводов в части отсутствия запрета на допуск в соответствии с Постановлением Правительства РФ 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N1236) установлено следующее.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановление Правительства N1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из анализа описания объекта закупки следует, что к поставке требуется ноутбук с предустановленным программным обеспечением.
Между тем, указанная характеристика является дополнительной, что не соответствует п. 5 Правил N 145, статьи 33 Закона N44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Тарураева Эдуарда Валерьевича на действия Заказчика - Муниципального казенного учреждения "Управление народного образования" Дальнереченского муниципального района Приморского края при проведении электронного аукциона на поставку ноутбуков в рамках реализации мероприятий по модернизации школьных систем (извещение N 0320300058223000018) частично обоснованной, т.к. заказчик допустил нарушение п. 5 Правил N 145, статьи 33 Закона N44-ФЗ.
2. Признать, что заказчик допустил нарушение п. 5 Правил N 145, статьи 33 Закона N44-ФЗ.
3. Выдать заказчику и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона N 44-ФЗ, допущенных при проведении открытого аукциона.
4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 12 мая 2023 г. N 025/06/49-563/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2023