резолютивная часть решения оглашена
15.05.2023, решение изготовлено 16.05.2023 г. Брянск
На основании ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Брянского УФАС России от 05.05.2023 N 145/23, на основании обращения заказчика ГБУЗ "Брянское областное бюро судебно-медицинской экспертизы" (вх. 3223/23 от 04.05.2023), Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Руководителя инспекции: "__."
Членов Инспекции: "__."
в присутствии:
"__.." представителя ООО "УРАЛМЕДМАРКЕТ", действующего на основании доверенности N46 от 29.03.2023,
в отсутствие надлежащим образом уведомленных представителей заказчика ГБУЗ "Брянское областное бюро судебно-медицинской экспертизы" (поступило ходатайство о рассмотрении обращения без участия представителей заказчика (вх. 3368-ЭП/23 от 12.05.2023),
осуществив проверку информации и документов, представленных заказчиком ГБУЗ "Брянское областное бюро судебно-медицинской экспертизы" по факту уклонения ООО "УРАЛМЕДМАРКЕТ" от заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (перчатки смотровые) для нужд ГБУЗ "БОБ СМЭ" за N 0127200000223001058, установила следующее:
1. 01.03.2023 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (перчатки смотровые) для нужд ГБУЗ "БОБ СМЭ" за N 0127200000223001058.
2. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 369 000,00 рублей..
3. Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.03.2023 NИЭА1 победителем был признан участник закупки ООО "УРАЛМЕДМАРКЕТ" с идентификационным N 113717147, с ценовым предложением 280000,00 руб. (Двести восемьдесят тысяч рублей 00 копеек).
1. 06.04.2023 заказчиком ГБУЗ "БОБ СМЭ" размещён в единой информационной системе в сфере закупок без своей подписи проект контракта, составленный путем включения цены контракта, предложенной ООО "УРАЛМЕДМАРКЕТ".
2. 14.04.2023 00:03 (МСК) от электронной площадки получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта" от 06.04.2023
3. 04.05.2023 13:53 (МСК) процедура заключения контракта N 01272000002230010580002 переведена на этап "Контракт не заключен".
4. 04.05.2023 13:53 размещен документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 04.05.2023.
До рассмотрения обращения в адрес Брянского УФАС России поступили документы и письменные пояснения заказчика ГБУЗ "БОБ СМЭ" (вх. 3296-ЭП/23 от 10.05.2023).
Изучив представленные документы, Инспекция Брянского УФАС России пришла к следующим выводам:
Действия заказчика ГБУЗ "Брянское областное бюро судебно-медицинской экспертизы" при определении поставщика путём проведения электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (перчатки смотровые) для нужд ГБУЗ "БОБ СМЭ" за N 0127200000223001058 соответствуют требованиям статьи 51 Закона о контрактной системе, регламентирующей порядок заключения контрактов.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи: заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
Так, заказчиком ГБУЗ "Брянское областное бюро судебно-медицинской экспертизы" 06.04.2023 размещён в единой информационной системе в сфере закупок без своей подписи проект контракта, составленный путем включения цены контракта, предложенной ООО "УРАЛМЕДМАРКЕТ".
Согласно ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий: подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) или формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий.
Инспекцией Брянского УФАС России установлено, что в регламентированный Законом о контрактной системе срок - 14.04.2023, победителем закупки ООО "УРАЛМЕДМАРКЕТ" подписан проект контракта.
Согласно ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные ч. 3 (за исключением случая, предусмотренного п. 3 ч. 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный ч. 3 настоящей статьи, не выполнены требования п. 3 ч. 3 настоящей статьи) и ч. 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных ч. 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием ЕИС и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС и на электронной площадке (с использованием ЕИС) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе, в день размещения в ЕИС протокола, предусмотренного пп. "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с пп. "а" п. 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Так, заказчиком ГБУЗ "Брянское областное бюро судебно-медицинской экспертизы" 04.05.2023 сформирован Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта в связи с невыполнением победителем закупки требований ч.3 ст. 51 Закона о контрактной системе, а именно победителем закупки ООО "УРАЛМЕДМАРКЕТ" не подписан проект контракта.
Таким образом, поскольку участником закупки при подписании проекта контракта не выполнены требования ч.3 ст. 51 Закона о контрактной системе, Инспекция Брянского УФАС России пришла к выводу, что действия заказчика ГБУЗ "Брянское областное бюро судебно-медицинской экспертизы" по признанию ООО "УРАЛМЕДМАРКЕТ" уклонившимся от заключения контракта являются правомерными, в силу пп "а" п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе.
Согласно пп. а п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее, Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Подпунктом Б п. 13 Правил установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства о контрактной системе.
Так, всесторонне изучив представленные материалы, Инспекция Брянского УФАС России пришла к выводу, что сведения в отношении ООО "УРАЛМЕДМАРКЕТ" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение. По существу, внесение в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участников закупки (в том числе за уклонение от подписания контракта), что предполагает необходимость учета степени его вины.
Для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган должен представить не только доказательства неподписания участником закупки контракта в установленный срок, но и доказательства такого уклонения лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в закупках, административным органом наряду с фактом отказа от заключения контракта, должно быть установлено, что участник закупки отказался от заключения контракта немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.
Вместе с тем, в рамках рассмотрения обращения Инспекцией Брянского УФАС России установлено следующее:
1) 24.03.2023 Комиссией Брянского УФАС России была рассмотрена жалоба ООО "АЛИША" на действия заказчика ГБУЗ "Брянское областное бюро судебно-медицинской экспертизы" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (перчатки смотровые) для нужд ГБУЗ "БОБ СМЭ" за N 0127200000223001058.
В рамках рассмотрения жалобы было установлено, что заказчиком ГБУЗ "Брянское областное бюро судебно-медицинской экспертизы" нарушены требования пп. д) п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, который должен содержать, в том числе, информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса, а также нарушены требования п. 9 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617, в соответствии с которыми номера реестровых записей и совокупное количество баллов (при наличии) о поставляемом товаре включаются в контракт, поскольку заказчик разместил проект контракта по итогам электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (перчатки смотровые) для нужд ГБУЗ "БОБ СМЭ" за N 0127200000223001058, включив в его содержание наименование изделий медицинского назначения (перчатки смотровые), не указанное в составе заявки победителя электронного аукциона ООО "УралМедМаркет" (идентификационный номер 113717147) и не включены номера реестровых записей, включенных участником закупки под N 5 (ООО "УралМедМаркет") (идентификационный номер 113717147) в состав заявки на участие в электронном аукционе за N 0127200000223001058.
Учитывая выявленное нарушение требований пп. д) п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, п. 9 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 выразившееся в нарушении процедуры подготовки контракта для его направления на подписание победителю закупки, Комиссией Брянского УФАС России было выдано предписание заказчику ГБУЗ "Брянское областное бюро судебно-медицинской экспертизы" об устранении выявленных нарушений.
В рамках выданного предписания заказчику надлежало сформировать с использованием единой информационной системы и разместить в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке ООО "РТС - Тендер" (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта по итогам электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (перчатки смотровые) для нужд ГБУЗ "БОБ СМЭ" за N 0127200000223001058 с учетом информации, указанной в составе заявки победителя электронного аукциона участника закупки под N 5 (ООО "УралМедМаркет") (идентификационный номер 113717147) в отношении объекта закупки:
а) характеристик товара, предлагаемого победителем электронного аукциона ООО "УралМедМаркет";
б) номерах реестровых записей и совокупное количество баллов (при наличии) о поставляемом товаре, указанных в заявке победителя электронного аукциона ООО "УралМедМаркет".
Предписание было исполнено заказчиком в полном объеме 04.04.2023.
2) Представитель ООО "УРАЛМЕДМАРКЕТ" в рамках рассмотрения обращения пояснил, что ООО "УРАЛМЕДМАРКЕТ" намеривался осуществить действия по заключению контракта, что подтверждается действиями ООО "УРАЛМЕДМАРКЕТ" в период с 17.03.2023 по 24.03.2023 до выдачи предписания Брянским УФАС России:
Так, ООО "УРАЛМЕДМАРКЕТ" были совершены следующие действия по подписанию контракта, а именно:
17.03.2023 заказчиком был размещен проект контракта. 24.03.2023 ООО "УРАЛМЕДМАРКЕТ" подписан проект контракта и направлено обеспечение исполнения контракта путем перечисления денежных средств в размере 14 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 178 от 21.03.2023.
Таким образом, ООО "УРАЛМЕДМАРКЕТ" намеревался заключить контракт и совершил все действия по подписанию контракта.
Однако, после исполнения заказчикам предписания Брянского УФАС России сроки действия выписки из реестра российской промышленной продукции N 4380\1\2021 от 03.12.2021 и выписки из реестра российской промышленной продукции N 399\1\2021 от 14.04.2021, подтверждавших страну происхождения товара, предлагаемого ООО "УРАЛМЕДМАРКЕТ" к поставке истекли 31.03.2023 и производитель не осуществил действия по продлению срока действия данных выписок из реестра российской промышленной продукции.
В силу положений пункта 26 Правил N 719 по истечении срока действия заключения о подтверждении производства или в случае отзыва заключения о подтверждении производства Минпромторг России исключает промышленную продукцию, на которую выдано заключение о подтверждении производства, из единого реестра российской промышленной продукции.
В силу п. 9 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" номера реестровых записей и совокупное количество баллов (при наличии) о поставляемом товаре включаются в контракт.
Учитывая, что заключение имеет ограниченный срок действия, поставщику необходимо представить заключение, действующее на момент осуществления заказчиком приемки товара.
Таким образом, учитывая, что срок действия выписок истек, то включить в проект контракта сведения о номерах реестровых записей, включенных участником закупки под N 5 (ООО "УРАЛМЕДМАРКЕТ") (идентификационный номер 113717147) в состав заявки на участие в электронном аукционе за N 0127200000223001058 на момент подписания контракта не представляется возможным.
Более того, согласно подпункту "а" пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке7 требованиям к участникам закупки8 и (или) поставляемому товару.
Таким образом, в случае непредставления заключения, действующего на момент приемки, заказчик обязан был бы расторгнуть контракт в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Данный вывод подтверждается также письмом Минфина России от 2 мая 2023 г. N 24-06-09/40063 "О рассмотрении обращения".
Рассмотрев дело в своей совокупности и взаимосвязи, Инспекция Брянского УФАС России приходит к выводу, что включение ООО "УРАЛМЕДМАРКЕТ" в реестр недобросовестных поставщиков, в рассматриваемом деле, не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей, как ведения реестра, так и Закона о контрактной системе, а также является несоразмерным характеру осуществленных действий (бездействия) победителя закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Инспекция Брянского УФАС России,
решила:
Сведения в отношении ООО "УРАЛМЕДМАРКЕТ" (ИНН "__..", адрес: "___." в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Руководителя инспекции "____"
Члены инспекции "___.."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 17 мая 2023 г. N РНП-32-774
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2023