Резолютивная часть решения объявлена 18.05.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 19.05.2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_";
При участии представителя Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования "Детская юношеская спортивная школа г. Слюдянки" (далее - Заказчик) "_".,
При участии представителя Муниципального казенного учреждения "Комитет по социальной политике и культуре Слюдянского муниципального района" (далее - Уполномоченный орган) "_" (доверенность от 15 мая 2023 г.),
В отсутствие представителей надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы Индивидуального предпринимателя Тожибаева Захиджона Пазилжоновича (далее - ИП Тожибаев З.П., Заявитель);
рассмотрев жалобу заявителя на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме на капитальный ремонт покрытия пола и утепления углов в спортивном зале здания Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа г. Слюдянки", находящегося по адресу: Иркутская область, Слюдянский район, г. Слюдянка, ул. Ленина 1Е (извещение N 0134300068523000037) (далее - Извещение), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 11 мая 2023 года поступила жалоба Заявителя на положения извещения об осуществлении открытого конкурса в электронной форме.
Заявитель указывает, что Заказчиком, Уполномоченным органом установлен ненадлежащий порядок оценки, который не соответствует положениям Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2604).
Уполномоченным органом представлены возражения на жалобу Заявителя. Из указанных возражений следует, что Заказчик считает довод жалобы необоснованным.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Заказчиком 31 марта 2023 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещен документ "Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме от 31.03.2023 N0134300068523000037" (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 17 326 010 руб. 00 коп.
Датой окончания срока подачи заявок является 11 мая 2023 года.
Согласно протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.05.2023 NИЭОК1 на участие в открытом конкурсе в электронной форме поступила 1 заявка, признанная соответствующей положениям извещения.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения Заказчика приходит к выводу об обоснованности довода жалобы на основании следующего.
Частью 2 статьи 8 Федерального закона N44-ФЗ установлено, что запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу частей 1, 2 и 4 статьи 24 Федерального закона N44-ФЗ открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Частью 1 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что открытый конкурс в электронной форме начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно пункта 11 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу части 8 статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п. п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение Постановления N 2604) установлено Постановлением Правительства N2604.
При этом согласно пункта 2 Положения Постановления N 2604, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
Согласно пункта 24 Положения Постановления N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В составе жалобы Заявитель указывает, что положения порядка оценки, в части определения опыта работы связанного с предметом контракта, установлены Заказчиком неправомерно, так как под опытом работы связанного с предметом контракта понимается исключительно устройство гидроизолирующей подложки, многослойных деревянных лаг по трехслойному пенному амортизатору, устройство паркетных досок.
Комиссией установлено, что, согласно извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме, объектом закупки является капитальный ремонт покрытия пола и утепления углов в спортивном зале здания Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа г. Слюдянки", находящегося по адресу: Иркутская область, Слюдянский район, г. Слюдянка, ул. Ленина 1Е.
В то же время какого-либо указания на специфичность требующихся Заказчику услуг, нормативного обоснования специфики капитального ремонта покрытия пола и утепления углов, представителями Заказчика не представлено.
Исходя из вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что при формировании порядка оценки Заказчиком неправомерно определена сопоставимость принимаемых к оценке контрактов(договоров).
Таким образом Заказчиком допущено нарушение подпункта "в" пункта 24, Постановления Правительства N2604, пункт 11 части 1 статьи 42 Федерального закона N44-ФЗ.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Согласно подпункта "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
-общая цена исполненных участником закупки договоров;
-общее количество исполненных участником закупки договоров;
-наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Комиссией установлено, что, согласно приложению N4 к извещению "Порядок рассмотрения и оценки заявок" в отношении детализирующего показателя "общее количество исполненных участником закупки договоров" устанавливается значимость детализирующего показателя "не менее 5(пяти) договоров) и не более 15(пятнадцати)".
Вместе с тем, сведения и документы, а также количество документов, которые участник закупки может представить для подтверждения опыта работы, положениями Федерального закона N44-ФЗ не регламентированы. Более того, требования Федерального закона N44-ФЗ и Постановления Правительства N 2604 не содержат права Заказчика ограничивать виды контрактов (договоров), которыми участник закупки может подтвердить опыт исполнения контракта (договора)
Таким образом, Комиссии приходит к выводу о том, что Заказчиком допущено нарушение пункта 28, Постановления Правительства N2604, пункт 11 части 1 статьи 42 Федерального закона N44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Тожибаева З.П. обоснованной;
2. Признать Заказчика, Уполномоченного органа нарушившим подпункт "в" пункта 24, пункт 28 Постановления Правительства N2604, пункт 11 части 1 статьи 42 Федерального закона N44-ФЗ;
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений путем аннулирования открытого конкурса в электронной форме;
4. Направить копии решения и предписания сторонам по жалобе;
5. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта;
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
"_" |
Члены комиссии |
"_" |
|
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 19 мая 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2023