Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
при участии представителей сторон:
от заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Онкологический диспансер" Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики по доверенности N 534 от 05.05.2023 г.,
от заявителя - Общества с ограниченной ответственностью ""
рассмотрев с использованием системы видеоконференцсвязи жалобу заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона N0304200005623000069 "Поставка изделий медицинского назначения", руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ООО "Актаника" на действия заказчика при проведении электронного аукциона "Поставка изделий медицинского назначения".
Согласно доводам жалобы, при описании объекта закупки заказчик установил параметры и их значения, которые присущи только одному производителю - Эйс Медикал, Корея. Кроме того, заказчик не дал разъяснения на все запрашиваемые пункты запроса положений извещения об осуществлении закупки.
Заказчик представил письменные пояснения по доводам жалобы.
Рассмотрев доводы заявителя, пояснения заказчика, изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В единой информационной системе в сфере закупок 24 апреля 2023 года было размещено извещение N0304200005623000069 о проведении электронного аукциона "Поставка изделий медицинского назначения" с начальной (максимальной) ценой контракта - 8 449 230,00 рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания подачи заявок - 02.05.2023 09:00; дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 05.05.2023; дата подведения итогов определения поставщика - 03.05.2023.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать следующие электронные документы: 1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно извещению об осуществлении закупки объектом закупки является поставка насосов инфузионных эластомерных по коду позиции Каталога 32.50.50.190-00002768.
Описание объекта закупки, требования в отношении потребительских свойств, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара установлены в соответствии с позицией Каталога, а также положениями статьи 33 Закона о контрактной системе. Обоснование необходимости указания дополнительной информации в извещении об осуществлении закупки содержится.
Между тем, заказчиком также не представлены доказательства, подтверждающие наличие на товарном рынке не менее двух производителей закупаемого товара с характеристиками, установленными при описании объекта закупки.
Кроме того установлено, что единственный участник закупки, подавший заявку для участия в электронном аукционе, предложил к поставке товар производителем которого является Эйс Медикал, Корея.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что при описании объекта закупки заказчиком установлены требования к закупаемому товару, в совокупности которых возможна поставка товара только одного производителя, что ограничивает число потенциальных участников электронного аукциона.
Согласно п.2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
Действия заказчика, установившего при описании объекта закупки требования к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, нарушают положения части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе, Любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, заказчику поступил запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки. Из разъяснений положений извещения об осуществлении закупки, размещенных заказчиком, определяется предмет запроса, участник запроса не указан, разъяснения заказчика не изменяют суть извещения об осуществлении закупки.
Действия заказчика в части дачи разъяснений положений извещения об осуществлении закупки не противоречат положениям части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "Актаника" обоснованной в части установления при описании объекта закупки требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе.
2. Признать в действиях заказчика нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, комиссии по осуществлению закупок, оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 10 мая 2023 г. N 007/06/42-370/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2023