Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе: ______;
в отсутствии представителей индивидуального предпринимателя _______ (далее - Заявитель), Местной администрации с.п. Псынадаха Зольского муниципального района КБР (далее -Заказчик) и Оператора ЭТП, надлежащим образом извещенных о времени, дате и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме N0304300048523000003 "Ремонт дороги по ул. Колхозная с. Батех, протяженностью 1300 м +637 м, подъездные пути к социально значимым объектам Зольского муниципального района КБР", руководствуясь статьями 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
Согласно доводам жалобы, извещение об осуществлении закупки содержит дополнительные требования к участникам закупки, не относящиеся к объекту закупки.
Заказчик представил письменные возражения по доводам жалобы.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Кабардино-Балкарским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
Рассмотрев доводы заявителя, пояснения Заказчика, изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В единой информационной системе в сфере закупок 17 апреля 2023 года было размещено извещение N0304300048523000003 "Ремонт дороги по ул. Колхозная с. Батех, протяженностью 1300 м +637 м, подъездные пути к социально значимым объектам Зольского муниципального района КБР" с начальной (максимальной) ценой контракта - 10 190 590,00 рублей.
Согласно извещению о проведении электронного конкурса, дата и время окончания подачи заявок - 04.05.2023 г. 12:00 ч; дата подведения итогов определения поставщика - 11.05.2023 г.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Так, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к Постановлению N 2571.
Пунктом 18 Постановления N 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Подпунктом "а" пункта 3 Постановления N 2571 определено, что позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Согласно извещению об осуществлении закупки, предметом закупки являются работы по ремонту ул. Октябрьская, протяженностью 1,3 км в с.п. Залукодес Зольского муниципального района КБР, и начальная (максимальная) цена контракта составляет более 5 млн. рублей.
В извещении об осуществлении закупки установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 17 Постановления N 2571, на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.
Согласно пояснениям заказчика, объектом закупки являются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги, что отражено в локальном сметном расчете.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ NОб автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.
Согласно пункту 11 статьи 3 Закона N 257-ФЗ ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
В соответствии с частью 3 статьи 18 Закона N 257-ФЗ, классификация работ по ремонту автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог, установлены приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" (далее - Приказ N 402).
Работы по объекту "Ремонт ул. Октябрьская, протяженностью 1,3 км в с.п. Залукодес Зольского муниципального района КБР", относятся к разделу III указанного выше Приказа и являются работами по текущему ремонту автомобильных дорог.
Кроме того, в извещении об осуществлении закупки заказчиком указан код бюджетной классификации - 703040924204S3020244.
Согласно п. 53.2.4.3 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуры и принципов назначения, утвержденного Приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н, по КВР 243 отражаются не связанные с бюджетными инвестициями расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, которые осуществляются в целях капитального ремонта имущества. По КВР 244 отражаются расходы на приобретение прочих товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению об осуществлении закупки, составляет 10 190 590,00 рублей. Таким образом, для выполнения работ по капитальному ремонту автомобильных дорог необходимо наличие выписки из реестра членов саморегулируемой организации.
Между тем, требование о наличии выписки из реестра членов саморегулируемой организации подтверждающей, что участник закупки является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в извещении об осуществлении закупки заказчиком не установлено.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия заказчика нарушают положения пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в действиях Заказчика содержатся признаки нарушений части 1.4 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 105, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
решила:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу и оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 11 мая 2023 г. N 007/06/42-382/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2023