Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев с использованием системы видеоконференцсвязи жалобу заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона N0304200003923000020 "Поставка расходных материалов для клинико-диагностической лаборатории", руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба АО "ББ Груп" на действия заказчика при проведении электронного аукциона "Поставка расходных материалов для клинико-диагностической лаборатории".
Согласно доводам жалобы, лот сформирован с нарушением требований Постановления N 102 и Постановления N 616.
Заказчик представил письменные пояснения по доводам жалобы.
Рассмотрев доводы заявителя, пояснения заказчика, изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В единой информационной системе в сфере закупок 05 мая 2023 года было размещено извещение N0304200003923000020 о проведении электронного аукциона "Поставка расходных материалов для клинико-диагностической лаборатории" с начальной (максимальной) ценой контракта - 282 100,00 рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания подачи заявок - 15.05.2023 08:00; дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 15.05.2023; дата подведения итогов определения поставщика - 16.05.2023.
Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать следующие электронные документы: 1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Постановление N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования Каталога) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования Каталога).
В силу подпункта "б" пункта 2 Правил использования Каталога, каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки; приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя); документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке); контракте; реестре контрактов, заключенных заказчиками.
Согласно пункту 4 Правил использования Каталога, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования Каталога.
Согласно извещению об осуществлении закупки, объектом закупки является поставка медицинских изделий, перечень которых состоит из 5 позиций:
1. Наконечник для дозаторов по коду ОКПД2 32.50.50.190;
2. Пробирка для сбора образцов крови не вакуумная ИВД, с EDTA по коду позиции Каталога 32.50.50.000-00000575;
3. Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с активатором свертывания по коду позиции Каталога 32.50.50.000-00001483;
4. Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с натрия цитратом по коду позиции Каталога 32.50.50.000-00000923;
5. Кюветы одноразовые с шариками по коду ОКПД2 32.50.50.190.
Описание объекта закупки, требования в отношении потребительских свойств, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара установлены в соответствии с позициями Каталога, а также положениями статьи 33 Закона о контрактной системе. Обоснование необходимости указания дополнительной информации в извещении об осуществлении закупки содержится.
В силу пункта 2 статьи 29 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Код ОКПД2 - 32.50.50.000 в Перечне N 1 к Постановлению N 102 отсутствует, также, как и вид закупаемого медицинского изделия "Пробирка для сбора образцов крови не вакуумная ИВД, с EDTA" (позиция 2); "Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с активатором свертывания" (позиция 3).
В Перечне N 2 Постановления N 102 присутствует код ОКПД 2 32.50.50.000, но отсутствует вид закупаемого медицинского изделия "Пробирка для сбора образцов крови не вакуумная ИВД, с EDTA" и код вида медицинского изделия "16430"; "Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с активатором свертывания" и код вида медицинского изделия "293570".
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что позиция Каталога 32.50.50.000-00001483 содержат три кода ОКПД2, а именно 32.50.50.000 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие", 32.50.13.190 "Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки", 32.50.50.190 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки".
В свою очередь код ОКПД2 32.50.13.190 включен в Перечень N 1 Постановления N102, а также в данном перечне приведено наименование вида медицинского изделия "емкости для взятия, хранения и транспортировки биологических проб для выполнения клинических лабораторных исследований, включая пробирки вакуумные для взятия венозной крови, пробирки для взятия капиллярной крови, емкости для мочи, кала и мокроты", соответствующее закупаемой Заказчиком продукции.
При этом, позиция Каталога 32.50.50.000-00000575 содержит код ОКПД2 32.50.50.190 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки", который включен в Перечень N 2 Постановления N 102, но отсутствует вид закупаемого медицинского изделия "Пробирка для сбора образцов крови не вакуумная ИВД, с EDTA" и код вида медицинского изделия "16430".
Код ОКПД2 32.50.50.000 отсутствует в перечне Постановления N 616, при этом, в указанном перечне содержится вид медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации - Пробирки вакуумные для взятия образцов крови ИВД, соответствующие кодам вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий - 293640; 293630; 293700; 293780; 293540; 293760; 293480; 293400.
Вместе с тем, позиция Каталога 32.50.50.000-00000923 (позиция 4) содержат три кода ОКПД2, а именно 32.50.13.190 "Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки", 32.50.50.000 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие", 32.50.50.190 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки".
В свою очередь коды ОКПД2 32.50.13.190 и 32.50.50.190 включены в перечень Постановления N616.
Таким образом, медицинское изделие по позиции 3 включено в перечень N 1 Постановления N 102.
Медицинское изделие по позиции 4 включено в перечень Постановления N 616.
Пунктом 2.2 Постановления N 102 установлено, что для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень N 1 и не включенные в него.
Пунктом 12 Постановления N 616 установлено, что для целей соблюдения запретов, установленных пунктами 1 и 2 настоящего постановления, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу).
Согласно подпункту "д" пункта 10 Правил формирования Каталога в позицию Каталога может включаться справочная информация - коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии).
В справочную информацию в позиции Каталога по медицинским изделиям включаются вид медицинского изделия в числовом выражении (код), наименование вида медицинского изделия и описание вида медицинского изделия, в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н, а также код (коды) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (ОКПД 2) в числовом выражении и наименование кода ОКПД 2.
Минфин России в письме от 25.08.2020 N 24-06-05/74463 сообщает, что справочная информация (в том числе классификационные признаки вида медицинского изделия) не образует описания товара, работы, услуги в понимании статьи 33 Закона о контрактной системе и не включена в перечень информации, подлежащей в соответствии с пунктом 4 Правил использования Каталога обязательному использованию заказчиком.
Между тем, применение Правил использования каталога и Постановлений, изданных в реализацию статьи 14 Закона о контрактной системе, преследует различные цели.
Так, Правила использования каталога устанавливают требования к указанию описания товара, работы, услуги в документах, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Постановление N 102, устанавливающее ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Постановление N 616, устанавливающее запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, содержат коды ОКПД 2 в целях соотнесения заказчиком объекта закупки с перечнем товаров, работ (услуг), в отношении которых такие запреты и ограничения установлены. При этом указанные Постановления не устанавливают требований к описанию объекта закупки, указанию кодов ОКПД 2 в документах, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия заказчика нарушают положения пункта 2 статьи 29, части 3 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что на участие в рассматриваемой закупке заявки подали 5 участников закупки. Минимальное предложение о цене контракта составило 98 735,00 рублей (снижение НМЦК на 65%). Все участники закупки допущены к участию в электронном аукционе. При этом, заявки участников закупки содержат предложение о поставке товаров, страной происхождения которых являются Россия и Китай.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу АО "ББ Груп" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 статьи 29, части 3 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 17 мая 2023 г. N 007/06/42-388/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2023