резолютивная часть решения объявлена 16.05.2023 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе
в отсутствии представителей Заказчика и Оператора ЭТП, надлежащим образом извещенных о времени, дате и месте рассмотрения жалобы, в присутствии представителей Заявителя. по доверенности, Уполномоченного органа по доверенности, рассмотрев, жалобу Заявителя на действия комиссии Уполномоченного органа при проведении открытого конкурса в электронной форме N0104300005123000005 "Выполнение работ по капитальному ремонту здания МКОУ "Средняя общеобразовательная школа с.п. Нижний Курп" Терского муниципального района КБР" (далее - Конкурс, Закупка), руководствуясь ст.ст.99,105,106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N727/14,
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии Уполномоченного органа при проведении Конкурса.
Рассмотрение жалобы было назначено на 16.05.2023 г. в 11ч.10-м.
В рассмотрении жалобы объявлен перерыв до 17ч.30-м. 16.05.2023 г.
После объявленного перерыва в 17ч.40-м. 16.05.2023 г., представитель Уполномоченного органа явку на рассмотрение жалобы не обеспечил.
Согласно доводу жалобы Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Комиссии Уполномоченного органа, нарушившей по мнению Заявителя порядок оценки заявок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
28.02.2023 г. на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) был размещен открытый конкурс в электронной форме N0104300005123000005 "Выполнение работ по капитальному ремонту здания МКОУ "Средняя общеобразовательная школа с.п. Нижний Курп" Терского муниципального района КБР" с начальной (максимальной) ценой контракта 102 296 842,11 руб.
Рассмотрение жалобы, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Кабардино-Балкарским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
В соответствии со статьей 8 Закона контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующий критерий - квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В силу подпункта "в" пункта 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки - наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
В соответствии с пунктом 31 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), частью 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе, а также контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации:
в) документом, предусмотренным приложением N1 к Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ, в том числе на объекте капитального строительства (за исключением линейного объекта);
г) документом, предусмотренным приложением N1 к Положению в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):
контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства);
контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе;
контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе;
договор, не относящийся к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом подпункта "г" пункта 31 Положения, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Подпунктом "в" пункта 28 Положения установлено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).
Порядком оценки заявок Извещения установлено следующее.
- Договоры, оцениваемые по каждому детализирующему показателю, должны быть сопоставимы с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя); документами, подтверждающими наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, являются: исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров); к оценке принимаются исключительно исполненный договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек); последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок; к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом.
Согласно доводу Заявителя, последний ознакомившись с материалами жалобы установил факт того, что комиссия Уполномоченного органа неправомерно приняла к оценке контракты (договоры) участника закупки с порядковым номером N182 (ООО "так как принятые к оценке договора (контракты) являются фиктивными, в обоснование указанного довода Заявителем представлена выписка из ЕГРЮЛ ООО "".
Изучив представленные документы, Комиссией установлено, что участником закупки ООО "" в составе заявки были представлены документы, явно имеющие признак фиктивных, в связи с чем не должны были учитываться при оценке заявок.
В частности:
- Договор субподряда N32СС от 15 мая 2020 г., заключенный с ООО "" на сумму 612 230 820 руб., так сторона по договору ООО "" (ИНН) было ликвидировано 10.07.2007 г., что подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ;
- Договор субподряда N05/СОШ167 от 20.04.2020 г. заключенный с ООО "" на сумму 205 650 250 рублей, так как согласно сведениям, из ЕИС, указанный контракт исполнен иным лицом - ООО " " на сумму 81 856 401,56 руб.
- Договор N508-СП от 03.03.2021 г. заключенный с ЗАО "" на сумму 141 239 960,64 руб, так как согласно сведения, из ЕИС, указанный контракт исполнен иным лицом - ООО "" на сумму 51 927 974 руб.
- Договор субподряда N132/20 от 18.12.2020 г. заключенный с ООО "" на сумму 373 537 240 руб., так как согласно сведения, из ЕИС, указанный контракт исполнен на сумму 451 515 593,00 ранее даты заключения (18.12.2020 г.), а именно 11.12.2020 г., при этом сведений об исполнении указанного контракта иным лицом, помимо ООО "" ЕИС не содержит.
При таких обстоятельствах, из представленных участником закупки с порядковым номером N182 (ООО "") договоров (контрактов) подлежали принятию к оценке, лишь 6 контрактов, с наибольшей ценой одного из них в размере 85 964 494 руб.
При этом нарушений порядка оценки непосредственно заявки Заявителя Комиссией не установлено.
Вместе с тем, допущенное нарушение порядка оценки заявки участника закупки с порядковым номером N182 (ООО ""), повлекло неправомерное определение победителя Закупки, в связи с чем законные права и интересы Заявителя нарушены.
Следовательно, довод Заявителя нашел свое подтверждение.
Также Комиссия отмечает, что ранее комиссией Уполномоченного органа заявка Заявителя была неправомерно отклонена от участия в Конкурсе, в впоследствии допущена до участия в Конкурсе по результатам исполненного решения и предписания по делу N007/06/48-335/2023 от 21.04.2023 г.
Комиссия с учетом положений ч. 6 ст. 106 Закона о контрактной системе отмечает, что довод Заявителя относительно несогласия с присвоенным количеством баллов не рассматривается.
Выявленное в действиях комиссии Уполномоченного органа нарушение является непосредственно нарушением установленного порядка оценки, а не арифметического расчета присужденных баллов.
В рассматриваемом случае, Комиссия, не переходя к оценке результатов Конкурса, не проверяет количество и правомерность присвоения баллов участникам Конкурса по итогам рассмотрения представленных ими заявок и документов.
Комиссией не проверяется количество и правомерность присвоения баллов участникам по итогам рассмотрения представленных заявок и документов, итогового рейтинга заявок либо присвоения порядковых номеров, а указывается на достаточность и соответствие документов, представленных Заявителем в соответствии с требованиями извещения, для принятия к оценке.
Правовой вывод, согласно которому при рассмотрении жалобы антимонопольный орган вправе давать оценку действиям комиссий по осуществлению закупок в части нарушения установленного порядка оценки заявок, подтверждается в том числе многочисленной правоприменительной практикой ФАС России и ее территориальных органов, и соответствующей судебной практикой, в частности:
- Определением Верховного Суда РФ от 21.07.2022 N 305-ЭС22-11623 по делу N А40-144554/2021;
- Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.05.2022 N Ф05-7974/2022 по делу N А40-144554/2021;
- Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.01.2020 N Ф05-19764/2019;
- Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 9874/11;
- Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.04.2018 N Ф07-2062/2018 по делу N А56-35911/2017;
- Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.04.2018 N Ф07-1568/2018 по делу N А56-17491/2017;
- Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.09.2019 N Ф02-4677/2019 по делу N А19-3121/2019;
- Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2022 г. по делу NА40-238352/2021;
- Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 04.09.2017 N Ф09-4531/17 по делу N А50-29429/2016;
- Решение ФАС России от 12.08.2022 по делу N 28/06/105-2514/2022;
- Решение ФАС России от 22.11.2022 по делу N 28/06/105-3449/2022;
- Решение ФАС России от 22.11.2022 по делу N 28/06/105-3449/2022;
- Решение Московского УФАС России от 10.01.2020 по делу N 077/06/57-19170/2019;
- Решение Омского УФАС России от 15.04.2019 N 055/06/54.7-312/2019,
Таким образом, вышеуказанные действия Комиссии Уполномоченного органа нарушают часть 11 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена статьей 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст.99, 105, 106 Закона о контрактной системе Комиссия,
Решила:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях Комиссии Уполномоченного органа нарушение ч.11 ст.48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Комиссии Уполномоченного органа, Оператору ЭТП предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
*Президиум Верховного Суда Российской Федерации 28.07.2017 г. утвердил "Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", где в п.43 разъяснено, что применение судом обеспечительной меры в виде приостановления действия решения и предписания контрольного органа не допускается, если такое приостановление приводит к возобновлению процедуры проведения торгов.
Согласно ч.23 ст.99 Закона о контрактной системе контракт не может быть заключен до даты исполнения предписания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 19 мая 2023 г. N 007/06/48-406/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2023