Резолютивная часть решения оглашена 16.05.2023
В полном объеме решение изготовлено 19.05.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Оптимамед" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная больница г. Сатка" (извещение N 0369300038823000122), при дистанционном участии:
- представителей ГБУЗ "Областная больница г. Сатка" (далее - заказчик) Поблагуевой Н.С., Чеуриной И.В., Овсянниковой О.В., Поповой Е.С., действующих на основании доверенностей N 34 от 12.05.2023, N 35 от 12.05.2023, N 33 от 12.05.2023, N 32 от 12.05.2023,
в отсутствие представителей ООО "Оптимамед" (далее - заявитель, Общество), надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 10.05.2023 поступила жалоба ООО "Оптимамед" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная больница г. Сатка" (извещение N 0369300038823000122) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам заказчик 27.04.2023 объявил о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 438 190,33 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 10.05.2023 в 09:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
Заказчиком сформировано описание объекта закупки с нарушением статьи 33 Закона о контрактной системе.
1. В пункте 1 описания объекта закупки, в отношении показателя "русскоязычный интерфейс", в качестве обоснования указана ссылка на пункт 5.2.5 ГОСТа Р 55719-2013. Однако, в данном ГОСТе отсутствует пункт 5.2.5.
2. В пункте 2 описания объекта закупки, в отношении показателя "диагональ дисплея" указаны ограничения минимального и максимального размера монитора, а также указана ссылка на пункт 6.1.2 ГОСТа Р 56326-2017. Однако, в указанном пункте ГОСТа не установлены ограничения в части минимального и максимального размера монитора.
3. Содержащееся в пункте 3 описания объекта закупки требование о возможности объединения мониторов в единую информационную сеть и подключения к центральной станции является излишним, поскольку описание объекта закупки не содержит сведений о совместимости с какой-либо центральной станцией.
4. В пункте 4 описания объекта закупки указано, что количество отображаемых кривых на экране должно составлять 8 шт., что противоречит пункту 1 технического задания, поскольку заказчиком закупается аппарат на 6 параметров.
5. В пункте 15 описания объекта закупки указаны параметры инвазивного артериального давления. Однако, исходя из содержания пункта 1 описания объекта закупки следует, что в аппарате требуется наличие только неинвазивного артериального давления.
Представители заказчика с доводами жалобы заявителя не согласились, представили письменные пояснения, которые поддержали на заседании Комиссии, и указали следующее.
Описание объекта закупки сформировано в соответствии с требованиями действующего законодательства о контрактной системе, а также с учетом потребности медицинского учреждения.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Извещение об осуществлении закупки является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Исходя из содержания пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, при составлении описания объекта закупки заказчик должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и ( или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам аукциона надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым реализуются принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Предметом рассматриваемой закупки является поставка неонатального монитора.
Требования к закупаемому товару содержатся в описании объекта закупки.
1.1. В пункте 1 описания объекта закупки, в отношении закупаемого монитора предусмотрено требование о наличии русскоязычного интерфейса. В качестве обоснования использования данной характеристики заказчиком указана ссылка на пункт 5.2.5 ГОСТа Р 55719-2013.
В соответствии с пунктом 5.2.5 ГОСТа Р 55719-2013 стандарты и технические спецификации, указываемые в конкурсной документации, должны гарантировать соблюдение основных технических требований и прочих требований к закупаемому высокотехнологическому медицинскому оборудованию (далее - ВМО). В требованиях должны быть приведены сведения, в том числе по наличию эксплуатационной документации и меню управления ВМО на русском языке и т.д.
Таким образом, содержащееся в пункте 1 описания объекта закупки требование о наличии у оборудования русскоязычного интерфейса установлено заказчиком с учетом пункта 5.2.5 ГОСТа Р 55719-2013.
С учетом изложенного, Комиссии антимонопольного органа не представляется возможным сделать вывод о наличии в действиях заказчика нарушения действующего законодательства о контрактной системе в указанной части.
1.2. В пункте 2 описания объекта закупки, в отношении закупаемого монитора предусмотрено требование к диагонали дисплея 5.5 и
8.4 дюймов. В качестве обоснования использования данной характеристики заказчиком указана ссылка на пункт 6.1.2 ГОСТа Р 56326-2017.
В соответствии с пунктом 6.1.2 ГОСТа Р 56326-2017 в техническом задании могут быть указаны характеристики дисплея, в том числе размер дисплея по диагонали, дюйм, не менее.
В данном случае, в описании объекта закупки указана ссылка на пункт ГОСТа, который не содержит значений размера дисплея по диагонали. При этом, описание объекта закупки в полной мере не раскрывает потребность заказчика в значениях размера дисплея по диагонали.
Вместе с тем, содержание пункта 6.1.2 ГОСТа Р 56326-2017 не исключает право заказчика в части указания значений размера дисплея по диагонали.
С учетом изложенного, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушения действующего законодательства о контрактной системе в данной части.
1.3. В пункте 3 описания объекта закупки, в отношении закупаемого оборудования заказчиком установлены требования к передаче и обработке данных, а именно требование о наличии возможности объединения мониторов в единую информационную сеть и подключения к центральной станции. Также заказчиком указана ссылка на пункт 6.1.5 ГОСТа Р 56326-2017.
Исходя из содержания пункта 6.1.5 ГОСТа Р 56326-2017, в техническом задании могут быть указаны требования к передаче и обработке данных, в том числе возможность объединения мониторов в единую информационную сеть и подключения к центральной станции (наличие).
Таким образом, содержащееся в пункте 3 описания объекта закупки требование о наличии возможности объединения мониторов в единую информационную сеть и подключения к центральной станции установлено заказчиком с учетом пункта 6.1.5 ГОСТа Р 56326-2017.
С учетом изложенного, Комиссии антимонопольного органа не представляется возможным сделать вывод о наличии в действиях заказчика нарушения действующего законодательства о контрактной системе в указанной части.
1.4. В пункте 4 описания объекта закупки заказчиком установлено требование к режимам просмотра, в том числе к количеству отображаемых кривых на экране не менее 8 шт.
В соответствии с пояснениями заказчика в рамках рассматриваемой закупки медицинским учреждением анализировалось оборудование двух производителей "Mindray", "COMEN". В пункте 1 технического задания предусмотрено требование о наличии у оборудования шести базовых опций (анализ частоты сердечных сокращений и частоты пульса, неинвазивное артериальное давление, измерение температуры тела пациента, пульсоксиметрия, анализ частоты дыхания, модуль ЭКГ). При этом, помимо базовых опций, в оборудовании присутствуют дополнительные опции, на каждую из которых на экран монитора выводится графическая кривая измерения параметра. В соответствии с инструкциями по эксплуатации оборудования, производимого компаниями "Mindray", "COMEN", показатель ЭКГ может выводиться на экран в виде 7 кривых, а также показатель инвазивного давления может выводиться в виде 2 кривых. Отображение на экране монитора количества кривых возможно настроить через меню оборудования.
Таким образом, содержащееся в пункте 4 описания объекта закупки требование к количеству отображаемых кривых на экране не менее 8 шт. установлено заказчиком с учетом потребности медицинского учреждения.
Комиссия антимонопольного органа отмечает, что в соответствии с действующим законодательством о контрактной системе бремя доказывания возложено на заявителя.
ООО "Оптимамед" не обеспечило участие своих представителей в заседании Комиссии, не представило доказательств, свидетельствующих о безосновательном установлении заказчиком требований к товару.
С учетом указанных обстоятельств, Комиссии антимонопольного органа не представляется возможным сделать вывод о наличии в действиях заказчика нарушения действующего законодательства о контрактной системе в части установления требования к количеству отображаемых кривых на экране не менее 8 шт.
1.5. В пункте 15 описания объекта закупки заказчиком предусмотрены требования к характеристикам инвазивного мониторинга давления.
Согласно пояснениям представителей заказчика опция инвазивного мониторинга давления является дополнительной опцией к основным опциям (анализ частоты сердечных сокращений и частоты пульса, неинвазивное артериальное давление, измерение температуры тела пациента, пульсоксиметрия, анализ частоты дыхания, модуль ЭКГ) медицинского оборудования и не входит в базовую комплектацию мониторов, что подтверждается письмом официального представителя медицинского оборудования COMEN в России, действующего на основании доверенности Shenzhen Comen Medical Instruments Co., Ltd. Установление требований к характеристикам инвазивного мониторинга давления обусловлено потребностью заказчика на основании характеристик оборудования двух производителей, в котором имеются дополнительные опции.
Таким образом, содержащиеся в пункте 15 описания объекта закупки требования к характеристикам инвазивного мониторинга давления установлены заказчиком с учетом потребности медицинского учреждения.
При этом, ООО "Оптимамед" в материалы дела не представило доказательств, свидетельствующих о безосновательном установлении заказчиком требований к товару.
С учетом указанных обстоятельств, Комиссии Челябинского УФАС России не представляется возможным сделать вывод о наличии в действиях заказчика нарушения действующего законодательства о контрактной системе в части установления требований к характеристикам инвазивного мониторинга давления.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы ООО "Оптимамед" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная больница г. Сатка" (извещение N 0369300038823000122) необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Н.В. Фадеева
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 19 мая 2023 г. N 074/06/106-1103/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2023