рассмотрев жалобу ИП Зинченко Д.И. на действия управления имущественных отношений администрации МО г-к Геленджик при проведении электронного аукциона: "Приобретение жилого помещения в городе Краснодаре в целях предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (извещение N 0118300003723000156) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что установленное в "Описании объекта закупки" требование - "Многоквартирный дом, в состав которого входит квартира, построен и введен в эксплуатацию без нарушений действующего законодательства Российской Федерации (не по решению суда; наличие разрешения на ввод в эксплуатацию объекта в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации является обязательным)" влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Заказчик предоставил письменные пояснения. С доводами жалобы Заявителя не согласен.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
03.05.2023 г. уполномоченным органом - администрацией МО г-к Геленджик размещено извещение на проведение электронного аукциона: "Приобретение жилого помещения в городе Краснодаре в целях предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (извещение N 0118300003723000156). Заказчик - управление имущественных отношений администрации МО г-к Геленджик.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 753 500,00 руб.
Объектом закупки является приобретение жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно Разделу "Описание объекта закупки" установлено: "Описании объекта закупки" требование - "Многоквартирный дом, в состав которого входит квартира, построен и введен в эксплуатацию без нарушений действующего законодательства Российской Федерации (не по решению суда; наличие разрешения на ввод в эксплуатацию объекта в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации является обязательным)":
Согласно пункту 2 статьи 16 Жилищного кодекса квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Таким образом понятие жилого помещения является обобщённым обозначением в том числе и квартиры.
Таким образом, требование к Описанию объекта закупки, включающее требование к вводу в эксплуатацию многоквартирного жилого дома, относится к описанию объекта закупки в целом.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 Градостроительного Кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию должны быть отражены сведения об объекте капитального строительства в объеме, необходимом для осуществления его государственного кадастрового учета. Состав таких сведений должен соответствовать установленным в соответствии с Законом о кадастре требованиям к составу сведений в графической и текстовой частях технического плана (ч. 11 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, выданное уполномоченным органом разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является документом, подтверждающим соответствие жилого помещения требованиям, установленным в описании объекта закупки и законности осуществления строительства предлагаемого объекта недвижимости.
Согласно п. 2.3.1. Приложения 6 к Адресной программе Краснодарского края, одной из целей предоставления субсидий местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Краснодарского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" и регионального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда (Краснодарский край)" является следующее условие: приобретение в собственность муниципальных образований Краснодарского края жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено) соответственно у застройщиков введенных в эксплуатацию многоквартирных домов, лиц, не являющихся застройщиками введенных в эксплуатацию многоквартирных домов, застройщиков строящихся многоквартирных домов.
В соответствии с описанием объекта закупки от участников закупки в составе заявки на участие в электронном аукционе не требуется предоставление документа (или его копии) - разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а установлено требование относительно введения в эксплуатацию дома, в котором расположено предлагаемое жилое помещение, в административном порядке в соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации и его соответствия всем требованиям, установленным в описании объекта закупки.
Основание возникновения права собственности как решение суда устанавливает факт постройки и введения в эксплуатацию многоквартирного жилого дома или конкретного жилого помещения с нарушением законодательства Российской Федерации (отклонение от выданного разрешения на строительство, несоответствие проектной документации и т.д.), что не соответствует определению разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, закрепленному законодателем в статье 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с заключенным соглашением N 47 о предоставлении в 2023, 2024 и 2025 годах из краевого бюджета бюджету муниципального образования город-курорт Геленджик субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с Законом Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" от 25 января 2023 (далее - Соглашение) предусмотрена обязанность получателя средств - администрации муниципального образования город- курорт Геленджик обеспечить соответствие качества приобретенных, построенных (в том числе участие в долевом строительстве) жилых помещений в соответствии с федеральном законодательством (пункт 2.2.2. Соглашения).
В соответствии Перечнем документов, связанных с формированием специализированного жилищного фонда, в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (Приложение 2 приказа Министерства труда и социального развития Краснодарского края от 17 октября 2022 года N 1692 "Об утверждении показателей результативности (эффективности) деятельности органов местного самоуправления по осуществлению переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот с целью ликвидации накопившейся задолженности" предусмотрено наличие копии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при приобретении жилых помещений в многоквартирных домах на вторичном рынке жилья.
Кроме того, наличие документа, подтверждающего сдачу дома в эксплуатацию обусловлено пунктом 6.4 Методических рекомендаций по реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае, утвержденных министерством труда и социального развития Краснодарского края в апреле 2020 года (далее - рекомендации Минтруда Краснодарского края) и доведенных 16 апреля 2020 года письмом Минтруда Краснодарского края N204-16.3-11-8899/20.
В связи с чем, описание объекта закупки не противоречит ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Зинченко Д.И. необоснованной.
2. Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0118300003723000156).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 16 мая 2023 г. N 490/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2023