Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии:
Камакиной Т.Н..- заместителя руководителя - начальника отдела финансовых рынков и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя заявителя индивидуального предпринимателя Илясова В.С. Левченко А.В. (доверенность от 09.01.2023 б/н), в присутствии представителей государственного заказчика ГБУЗ АО "Камызякская районная больница" Кодьяковой О.Н. (доверенность от 12.05.2023 N01-09/1464), Козловой Е.Н. (доверенность от 12.05.2023 N01-09/1465) и в присутствии представителей уполномоченного учреждения ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" Миробдаловой Н.Р. (доверенность от 29.03.2023 N01-06-54), Мазаевой Т.А. (доверенность от 29.03.2023 N01-06-54), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Илясова В.С. на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Камызякская районная больница", уполномоченного учреждения ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку дезинфицирующих средств (номер извещения: 0825500000723002206), руководствуясь статьями 99, 105-106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 10.05.2023 поступила жалоба индивидуального предпринимателя Илясова В.С. (далее - Заявитель, ИП Илясов В.С.) на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Камызякская районная больница" (далее - Заказчик), уполномоченного учреждения ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку дезинфицирующих средств (номер извещения: 0825500000723002206) (далее - электронный аукцион).
По мнению Заявителя, извещение о проведении электронного аукциона не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Уведомлением от 10.05.2023 NНМ/2560/23 рассмотрение жалобы было назначено на 15.05.2023 на 10 час.00 мин.
В указанный срок жалобу рассматривала Комиссия в составе:
председателя комиссии
Камакиной Т.Н..- заместителя руководителя - начальника отдела финансовых рынков и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя заявителя индивидуального предпринимателя Илясова В.С. Левченко А.В. (доверенность от 09.01.2023 б/н), в присутствии представителей государственного заказчика ГБУЗ АО "Камызякская районная больница" Кодьяковой О.Н. (доверенность от 12.05.2023 N01-09/1464), Козловой Е.Н. (доверенность от 12.05.2023 N01-09/1465) и в присутствии представителей уполномоченного учреждения ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" Миробдаловой Н.Р. (доверенность от 29.03.2023 N01-06-54), Мазаевой Т.А. (доверенность от 29.03.2023 N01-06-54).
В рассмотрении жалобы Комиссией объявлялся перерыв до 09 час. 30 мин. 16.05.2023. После перерыва Комиссия продолжила рассмотрение дела в составе:
председателя комиссии
Камакиной Т.Н..- заместителя руководителя - начальника отдела финансовых рынков и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя заявителя индивидуального предпринимателя Илясова В.С. Левченко А.В. (доверенность от 09.01.2023 б/н), в присутствии представителей государственного заказчика ГБУЗ АО "Камызякская районная больница" Кодьяковой О.Н. (доверенность от 12.05.2023 N01-09/1464), Козловой Е.Н. (доверенность от 12.05.2023 N01-09/1465) и в присутствии представителей уполномоченного учреждения ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" Миробдаловой Н.Р. (доверенность от 29.03.2023 N01-06-54), Мазаевой Т.А. (доверенность от 29.03.2023 N01-06-54).
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
27.04.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона (далее - Извещение).
Заявитель указывает на то, что Заказчиком нарушены требования к описанию объекта закупки, а также на то, что установленные дополнительные характеристики не обоснованы надлежащим образом и не подтверждают безусловную потребность Заказчика.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в т.ч. следующую информацию - наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение ч. 6 ст. 23 Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пункт 4 Правил закрепляет, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б"-"и" п. 10 Правил, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Заказчик при описании объекта закупки применял информацию, размещенную в Каталоге товаров, работ, услуг:
- поз. N4.1.1.: 20.20.14.000-00000002 "Средство дезинфицирующее": форма выпуска - гель;
- поз. N4.2.1., 4.3.1., 4.4.1.: 20.20.14.000-00000005 "Средство дезинфицирующее": форма выпуска - жидкость;
- поз. N4.5.1., 4.6.1.: 20.20.14.000-00000007 "Средство дезинфицирующее": форма выпуска - салфетки;
- поз. N 4.7.1.: 20.20.14.000-00000004 "Средство дезинфицирующее": форма выпуска - гранулы.
Позиции КТРУ, соответствующие указанным кодам, содержат одну характеристику товара "форма выпуска".
В качестве требований к поставляемому товару Заказчиком установлены дополнительные требования к товару, не включенные в позиции КТРУ, в том числе: функциональное назначение, состав, свойства, режим применения дезинфицирующего средства и др.
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
При этом Заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию.
Исходя из подпункта, а пункта 5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с пунктом 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В файле "описание объекта закупки" содержится обоснование установления Заказчиком каждой дополнительной характеристики.
Дополнительно Комиссия Управления обращает внимание, что действующее законодательство РФ не предусматривает каких-либо требований к форме и содержанию обоснования включения дополнительных характеристик в описание объекта закупки.
Аналогичный вывод содержится в Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 июня 2020 г. N Ф04-2017/20 по делу N А46-12288/2019. Определением Верховного Суда РФ от 28 сентября 2020 г. N 304-ЭС20-14279 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 июня 2020 г. N Ф04-2017/20 по делу NA46-12288/2019 оставлено без изменений.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления, что Заказчиком в полной мере исполнены требования Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обсечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительством Российской Федерации.
В своей жалобе заявитель указывает, что "Все указанные Заказчиком и обжалуемые Заявителем параметры дезинфицирующих средств по всему техническому заданию противоречат действующему законодательству и служат одной цели - ограничению конкуренции". В свою очередь, Заявитель не представил доказательства того, что действия заказчика, уполномоченного органа, препятствуют осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, и такие действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а также доказательства, свидетельствующие о безосновательности установления заказчиком требований к товару, и доказательства подтверждающие наличие объективных препятствий для поставки товара, имеющего характеристики, требуемые в извещении об электронном аукционе, а также указывающих на то, что обращение спорного товара на соответствующем рынке невозможно либо затруднено.
При формировании способа определения поставщика и составления извещения об электронном аукционе заказчиком произведен анализ рынка для формирования начальной (максимальной) цены контракта, на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, планируемых к закупкам. Заказчиком, при направлении запроса о получении ценовой информации с описанием технических характеристик товара, являющегося объектом закупки, были получены коммерческие предложения, что подтверждает факт свободной продажи дезинфицирующих средств без каких-либо ограничений. Данный довод подтверждается судебной практикой в том числе Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 20 сентября 2022 г. N Ф10-3574/22 по делу N А08-8383/2021.
Таким образом, довод заявителя в данной части не обоснован.
Также, Заявитель считает, что Заказчик по поз. 4.2.2 технического заданиязакупает конкретные дезинфицирующие средства "Страйдекс форте" производства ООО "Ацея", и средства иных производителей не отвечают требованиям, включенным в описание объекта закупки.
Однако Заявителем не принято во внимание, что описание объекта закупки сформулировано Заказчиком с применением диапазонных значений показателей характеристик, что позволяет потенциальным участникам самостоятельно определить товар, который будет предложен к поставке в заявке на участие в аукционе и конкретные показатели которого будут в пределах заданных Заказчиком диапазонных значений.
Более того, Заказчиком в материалы дела представлена инструкция, согласно которой установленные в описании объекта закупки характеристики к поставляемому товару отвечают также требованиям дезинфицирующего средства "Барьер+" производства ООО НПЦ "Биохим-Трейд".
Кроме того, системное толкование Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формулирование заказчиком объекта закупки исходя из потребностей последнего. В частности, при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару, в том числе в данной ситуации и к его составу.
Одновременно следует отметить, что действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик не имеет возможность установить требования к техническим, качественным характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных и муниципальных нужд. При этом Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в Извещении устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, маркам товара.
Как следует из Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 28.06.2017 года, заказчики должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В связи с чем, Комиссия считает, что данный довод Заявителя является необоснованный.
Также Заявитель считает, что Заказчиком в поз.4.3.2 технического задания установлены взаимоисключающие требования к дезинфицирующим средствам, что является нарушением Закона о контрактной системе.
Комиссия считает данный довод обоснованным по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Заказчик установил в поз.4.3.1 файла "Описание объекта закупки" к Извещению следующие характеристики к поставляемому товару.
1.3 |
Действующие вещества |
ферментный комплекс (липаза, протеаза), ЧАС, производные гуанидина, третичные амины |
1.6 |
Требования к средству |
Не содержит хлор, альдегидов, перекисных соединений, аминов, кислот. |
Из вышеизложенного следует, что в состав дезинфицирующего средства входят третичные амины, но при этом средство не должно содержать амины.
Таким образом, в Извещении содержится противоречивая информация, в части характеристики дезинфицирующего средства, что является нарушением части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику и комиссии по осуществлению закупок предписание.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Илясова В.С. на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Камызякская районная больница", уполномоченного учреждения ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку дезинфицирующих средств (номер извещения: 0825500000723002206) обоснованной в части несоответствия извещения части 3 статьи 7 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Признать государственного заказчика ГБУЗ АО "Камызякская районная больница", уполномоченное учреждение ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" нарушившим часть 3 статьи 7 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на право заключить контракт на поставку дезинфицирующих средств (номер извещения: 0825500000723002206).
3. Выдать государственному заказчику ГБУЗ АО "Камызякская районная больница", уполномоченному учреждению ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" и комиссии по осуществлению закупок предписание об устранении допущенных нарушений электронного аукциона на право заключить контракт на поставку дезинфицирующих средств (номер извещения: 0825500000723002206).
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии Т.Н.Камакина
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 16 мая 2023 г. N 030/06/42-477/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2023