Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, (далее - Комиссия, Управление) в составе:
Председателя Комиссии:
Врио руководителя Управления,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления;
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
При участии:
от Заказчика, Уполномоченного органа и Заявителя, должным образом уведомленных о месте и времени рассмотрении жалобы, представителей не представлено.
рассмотрев жалобу ООО "ПРОМЕДСЕРВИС" на действия Заказчика - ГБУЗ "Салехардская ОКБ" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования с заменой запасных частей", начальная (максимальная) цена контракта - 591 237,53 рублей (извещение N 0190200000323005161), на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации -www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, Официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент)
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему (далее - ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель считает, что действия Заказчика при формировании и размещении извещения о проведении закупки, противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Заказчиком представлены пояснения, в соответствии с которыми последний с доводами жалобы не согласен.
В соответствии с извещением, приложениями к извещению, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее -ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время окончания срока подачи заявок - 03.05.2023 08:00;
3) Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 03.05.2023;
4) Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 05.05.2023
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик в документацию об аукционе не включил информацию о функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристиках запасных частей, необходимых при выполнении работ по техническому обслуживанию имеющегося в наличии у Заказчика медицинского оборудования.
Проанализировав материалы дела, доводы на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Учитывая изложенное, заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в описание объекта закупки требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика, однако такая детализация не должна ограничивать конкуренцию.
Согласно Техническому заданию Приложению N1.1 Заказчиком установлены общие требования на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования с заменой запасных частей согласно которым работы по ТО проводятся исполнителем 1 раз в год по заявке Заказчика с применением оригинальных запасных частей совместимых с оборудованием имеющимся у Заказчика, калибровочных наборов и сервисной программы.
Таблицей 1 и Приложением N 1.2 к описанию объекта закупки Заказчиком установлен перечень оборудования и объем выполняемых работ по техническому обслуживанию.
При изучении описания объекта закупки Комиссия установила, что в Приложении 1.1 и Приложении 1.2 к описанию объекта закупки Заказчиком не указаны функциональные, технические, качественные, эксплуатационные и количественные характеристики оригинальных запястных частей, подлежащих замене, калибровочных наборов и сервисной программы.
Учитывая изложенные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу, что данные обстоятельства свидетельствуют о злоупотреблении со стороны Заказчика при описании объекта закупки подобным образом так как из описания объекта закупки невозможно определить какие конкретно запасные части (сервисные наборы) необходимы для выполнения работ по техническому обслуживанию.
Таким образом Комиссия приходит к выводу о нарушении со стороны Заказчика требований ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, что в свою очередь образует состав административного правонарушения предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Довод заявителя нашел свое подтверждение и является обоснованным.
При рассмотрении вопроса о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении нарушения действующего законодательства Комиссия приходит к выводу об отсутствии такой необходимости в силу того, что такое предписание выдано по результатам рассмотрения дела N 089/06/33-312/2023 от 11.05.2023.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПРОМЕДСЕРВИС" на действия Заказчика - ГБУЗ "Салехардская ОКБ" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования с заменой запасных частей", начальная (максимальная) цена контракта - 591 237,53 рублей (извещение N 0190200000323005161), обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 11 мая 2023 г. N 089/06/33-313/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2023