Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
заместителя руководителя Управления,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления;
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления;
при участии в формате ВКС:
от Заявителя - представителя по доверенности;
от Заказчика - представителей по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО ТД "Д-Марк" на действия Заказчика - ГКУ "Дирекция дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа" при осуществлении закупки способом открытого конкурса в электронной форме на "Оказание услуг по проведению строительного контроля на объекте "Капитальный ремонт автомобильной дороги Лабытнанги-Харп"", начальная (максимальная) цена контракта - 11 657 369,26 рублей (извещение N 0190200000323004541) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации в сети Интернет - www zakupki.gov.ru (далее - Закупка, официальный сайт ЕИС) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель считает, что положения извещения о проведении закупки противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время окончания срока подачи заявок - 03.05.2023 08:00;
3) дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 05.05.2023;
4) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 10.05.2023.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что действия Заказчика, установившего требование по проведению строительного контроля за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом автомобильных дорог и искусственных сооружений, расположенных в 1 дорожно-климатической зоне нарушают ч.9 ст.32 Закона о контрактной системе, пп. "д" п. 28 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2604.
Из возражений Заказчика и Уполномоченного органа следует, что с доводом Заявителя не согласны, считают, что порядок оценки заявок участников закупки установлен в соответствии с действующим законодательством.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
На основании части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Согласно ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлены правила оценки заявок (далее - Положение N 2604).
Согласно п. 3 Положения для оценки заявок применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В соответствии с п. 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пп."в" п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп."в" п. 24 Положения порядком оценки:
-устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
-устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
-может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Приложением N 4 к Извещению об осуществлении закупки Заказчиком установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе их значимость и порядок оценки, где в соответствии с разделом II "Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке" п. 2 установлен критерий оценки: Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Показателем оценки по данному критерию является:
- наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта;
К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ на оказание услуг (выполнение работ) по проведению строительного контроля за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом автомобильных дорог находящихся в I дорожно-климатической зоне, в условиях распространения вечной мерзлоты и сложных гидрогеологических условиях, в соответствии с пп. "д" п. 28 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
К оценке принимаются подтверждающие опыт документы, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями:
- исполненный контракт (договор), в полном объеме и со всеми приложениями;
- последний акт, составленный при исполнении контракта (договора), должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
В составе жалобы Заявитель указывает, что технология оказания услуг, действующее законодательство и нормативные акты по оказанию услуг строительного контроля, не имеют каких-либо различий в зависимости от дорожно-климатической зоны оказания услуг, поэтому установленное требование о подтверждении опыта оказания услуг (выполнения работ) по проведению строительного контроля за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом автомобильных дорог и искусственных сооружений, расположенных в 1 дорожно-климатической зоне создает преимущество участникам закупки, имеющим такой опыт.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что, исходя технического задания и предмета контракта в целом работы на объекте "Капитальный ремонт автомобильной дороги Лабытнанги-Харп" проводятся в I дорожно-климатической зоне (в соответствии с приложением Б Свод правил СП 34.13330.2021 "СНиП 2.05.02- 85* Автомобильные дороги") и контроль за такими работами должен осуществляться Исполнителем, имеющим опыт в данной климатической зоне, так как I дорожно-климатическая зона - это зона распространения вечной и островной мерзлоты, что влечет за собой непрогнозируемые процессы оттаивания мерзлоты, возникновения эрозиальных процессов грунтов, залегающих в основании, а также в теле насыпи автомобильных дорог и на подходах мостовых сооружений. Данные явления ведут к различным деформациям и другим негативным и непрогнозируемым гидрогеологическим процессам. В виду наличия вышеуказанных процессов возникают просадки, явления пучения, оседания и другие негативные деформации в теле насыпи автомобильной дороги. При оказании услуг строительного контроля необходимо не только понимать природу возникновения негативных процессов, а также анализировать существующие проектные решения и актуальность их применения организацией осуществляющей строительство, для недопущения возникновения их и оперативного проведения необходимых мероприятий по их устранению и стабилизации.
Изучив Приложение N 1.1 к Приложению N 1 Извещения об осуществлении закупки "Техническое задание" Комиссия установила, что объектом закупки является - капитальный ремонт автомобильной дороги Лабытнанги - Харп.
Из Свода правил СП 34.13330.2021 "СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 09.02.2021 N 53/пр) следует, что настоящий свод правил устанавливает нормы проектирования на вновь строящиеся, реконструируемые и капитально ремонтируемые автомобильные дороги общего пользования, расположенные вне границ населенных пунктов.
Также данным Сводом правил СП 34.13330.2021 "СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги" предусмотрено дорожно-климатическое районирование на территории Российской Федерации, согласно которому участок автомобильной дороги Лабытнанги - Харп входит в I дорожно-климатическую зону.
Таким образом Комиссия считает, что, объект закупки изначально обладает прямой спецификой по проведению строительного контроля за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом автомобильных дорог, находящихся в I дорожно-климатической зоне, в условиях распространения вечной мерзлоты и сложных гидрогеологических условий, которая указывает на его исключительность.
Вместе с этим Комиссия Управления отмечает, что оспариваемый критерий оценки, связанный с наличием у участника закупки опыта работы, предметом которого является проведении строительного контроля за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом автомобильных дорог, находящихся в I дорожно-климатической зоне по своей сути является способом подтверждения наличия у участника закупки опыта исполнения контрактов(договоров) в указанной сфере, ввиду чего, с учетом установления в порядке оценки положения о возможности подтверждения опыта исполнения контрактов (договоров) находящихся в I дорожно-климатической зоне не может свидетельствовать о нарушении Заказчиком положений как Закона о контрактной системе, так и норм п. 28 Положения.
Также следует отметить, что Комиссией учтена правовая позиция, изложенная в определении Верховного Суда РФ от 11.07.2019 N 308-ЭС19-11278 по делу N А53-1094/2018 из которого следует, что не стоимостной критерий оценки не является единственным и обязательным условием участия в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а направлен, прежде всего, на выбор победителем конкурса лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика.
Таким образом, соответствие опыта работы предмету контракта не ограничивает доступ хозяйствующих субъектов на участие в закупке, так как установление такого показателя оценки как "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" направлено исключительно на необходимость заключения контракта с наиболее квалифицированными участниками, способными выполнить условия именно данного контракта качественно, должным образом, в установленные сроки в соответствии с требованиями заказчика и действующего законодательства.
Следовательно, довод Заявителя не нашел свое подтверждение и является необоснованным.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО ТД "Д-Марк" на действия Заказчика - ГКУ "Дирекция дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Оказание услуг по проведению строительного контроля на объекте "Капитальный ремонт автомобильной дороги Лабытнанги-Харп"", начальная (максимальная) цена контракта - 11 657 369,26 рублей (извещение N 0190200000323004541), необоснованной.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 11 мая 2023 г. N 089/06/14-314/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2023