Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Врио руководителя Управления,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления;
ведушего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления;
при участии в формате ВКС:
от Заявителя - представителя по доверенности;
от Заказчика - представителя по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО "Турэксперт" на действия Заказчика Государственное бюджетное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа "Арктический центр добровольчества", при осуществлении закупки способом открытого конкурса в электронной форме на "Оказание услуги по организации и проведению слёта ямальских представителей волонтёрства в сфере ЧС", начальная (максимальная) цена контракта - 2 285 000,00 рублей (извещение N 0190200000323005023) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации в сети Интернет - www zakupki.gov.ru (далее - Закупка, официальный сайт ЕИС) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель считает, что положения извещения о проведении закупки противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время окончания срока подачи заявок - 11.05.2023 08:00;
3) Дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 15.05.2023;
4) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 16.05.2023.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком неправомерно сужены требования к принятию в качестве подтверждения опыта контракты (договоры) предмет которых связан с работами (услугами) в сфере организации мероприятий исключительно в сфере добровольчества (волонтерства), поскольку объект данной закупки не обладает какой-либо спецификой, которая указывала бы на его исключительность и невозможность подтвердить опыт выполнения аналогичных работ посредством представления в составе заявки контрактов/договоров на организацию иных мероприятий.
Из возражений Заказчика и Уполномоченного органа следует, что с доводом Заявителя не согласны, считают, что порядок оценки заявок участников закупки установлен в соответствии с действующим законодательством.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
На основании части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Согласно ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлены правила оценки заявок (далее - Положение N 2604).
Согласно п. 3 Положения для оценки заявок применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В соответствии с п. 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пп."в" п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп."в" п. 24 Положения порядком оценки:
-устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
-устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
-может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Приложением N 4 к Извещению об осуществлении закупки Заказчиком установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе их значимость и порядок оценки, где в соответствии с разделом II "Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке" п. 2 установлен критерий оценки: Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Показателем оценки по данному критерию в том числе является:
- Наличие у участников закупки опыта выполнения работы/оказания услуги, связанного с предметом контракта;
К оценке принимаются исполненные участником закупки с учётом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключённые и исполненные в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ на оказание услуг по организации и проведению мероприятий в сфере добровольчества (волонтерства) согласно описанию объекта закупки заказчика, с представлением актов выполненных работ (выполненных в полном объёме) со всеми приложениями, при этом последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов в полном объеме и со всеми приложениями с предоставлением реестра по рекомендуемой форме "Сведения о наличии у участника закупки опыта по оказанию услуг, связанных с предметом контракта" (приведена в Приложении 1 к настоящим критериям оценки заявок участников закупки).
В составе жалобы Заявитель указывает, что услуги указанные в техническом задании оказываются не только при проведении мероприятий в сфере добровольчества (волонтерства), но и при проведении иных деловых, культурно-массовых и других мероприятий.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что исходя технического задания и предмета контракта в целом, основными задачами Исполнителя является самостоятельное оказание услуги по организации и проведению слёта ямальских представителей волонтёрства в сфере ЧС, и в том числе обустройство лагеря для проведения Слёта, организация проезда и питания участников Слёта, организацию проезда, проживания и питания привлечённых специалистов и спикеров Слёта, обеспечение и доставка рабочего инвентаря, сувенирной брендированной продукции для проведения Слёта. Следовательно, объект закупки изначально обладает прямой спецификой в сфере добровольчества (волонтерства), которая указывает на его исключительность.
Изучив Приложение N 1 к описанию объекта закупки "Техническое задание" Комиссия установила, что объем оказываемой услуги составляет - 1 условная единица, и включает в себя: обустройство лагеря для проведения Слёта, организация проезда и питания участников Слёта, организацию проезда, проживания и питания привлечённых специалистов и спикеров Слёта, обеспечение и доставка рабочего инвентаря, сувенирной брендированной продукции для проведения Слёта.
Таким образом исходя из технического задания Комиссия установила, что, объект закупки не обладает какой-либо спецификой в сфере добровольчества (волонтерства), которая указывает на его исключительность.
Также Комиссия отмечает, что представителем Заказчика не представлены документы и информация, подтверждающие тот факт, что требуемые к выполнению работы обладают какой либо спецификой, которые бы позволяли в рамках показателя "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" оценивать исключительно опыт по добровольчеству (волонтерству).
Из чего следует, что требование Заказчика о предоставлении договора на оказание услуг (выполнение работ) в сфере добровольчества (волонтерства) не может быть сопоставимо с предметом контракта и фактически, направлено на ограничение конкуренции.
Таким образом, установленный Заказчиком подкритерий оценки заявок не позволяет вывить наилучшие условия исполнения контракта, а также нарушают требование пп. "в" п. 28 Постановления Правительства N 2604.
На основании вышеизложенного Комиссия пришла к выводу, что действия Заказчика нарушают пп. "в" п. 28 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2604, а также ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Довод жалобы является обоснованным.
Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика имеются нарушения требований Закона о контрактной системе. Соответственно имеются основания для выдачи предписания.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Турэксперт" на действия Заказчика Государственное бюджетное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа "Арктический центр добровольчества", при осуществлении закупки способом открытого конкурса в электронной форме на "Оказание услуги по организации и проведению слёта ямальских представителей волонтёрства в сфере ЧС", начальная (максимальная) цена контракта - 2 285 000,00 рублей (извещение N 0190200000323005023) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пп. "в" п. 28 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2604, а также ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать Заказчика - обеспечить уведомление должностного лица, действовавшего от имени заказчика при формировании с использованием единой информационной системы, подписавшего усиленной электронной подписью и разместившего в единой информационной системе в соответствии со ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки (извещение N 0190200000323005023) о необходимости представить в срок до 14.06.2023 в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
- документы подтверждающие подписание усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика извещения об осуществлении закупки;
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживании;
- адрес личной электронной почты (при наличии);
- приказ о назначения на должность;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протокола об административном правонарушении по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностного лица -назначается на 16.06.2023 в 14 час. 30 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru, to89-gorozheev@fas.gov.ru.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 16 мая 2023 г. N 089/06/32-330/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2023