Резолютивная часть решения оглашена "11" мая 2023 г.
Решение изготовлено в полном объеме "16" мая 2023 г. г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: |
*** |
Заместителя руководителя Кемеровского УФАС России; |
Членов комиссии: |
*** |
Начальника отдела контроля в сфере закупок; |
|
*** |
главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок; |
При участии посредством ВКС:
- *** - представителя ОСФР по Кемеровской области-Кузбассу, по доверенности,
рассмотрев дело N 042/06/48-566/2023, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - ОСФР по Кемеровской области-Кузбассу законодательства в сфере закупок при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0239100000123000132 "Выполнение работ по изготовлению протезов для обеспечения инвалидов", руководствуясь Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
установила:
04.05.2023 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ИП Тожибаев З.П. (вх. N 4226-ЭП от 04.05.2023) (далее - Заявитель) на действия заказчика - ОСФР по Кемеровской области-Кузбассу при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0239100000123000132 "Выполнение работ по изготовлению протезов для обеспечения инвалидов".
По мнению заявителя, конкурсная документация противоречит требованиям закона о контрактной системе.
В процессе рассмотрения жалобы Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
17.04.2023 г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ заказчиком - ОСФР по Кемеровской области-Кузбассу было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0239100000123000132 "Выполнение работ по изготовлению протезов для обеспечения инвалидов".
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) Заказчиком в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок.
Согласно ч.8 ст. 32 Закона 44-ФЗ порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 утверждено положение о правилах оценки заявок (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 26 Положения оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" осуществляется с учетом требований раздела в порядке, установленном пунктами 20 - 23 раздела IV Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки".
Согласно пункту 20 Положения если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "Характеристики объекта закупки (БХi), рассчитывается по одной из формул, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пунктом 20 Положения.
При этом Заказчик самостоятельно выбирает формулу из числа предусмотренных пунктом 20 Положения (письмо Минфина РФ от 17 января 2023 г. N 24-06-06/2611).
Заказчик вправе применить подход, согласно которому он может использовать формулы с установлением предельных значений (подпункты "в" - "з" пункта 20 Положения), при которых у Заказчика имеется возможность в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке определить вышеуказанные наименьшее и (или) наибольшее значения (экстремумы), между которыми будет производиться оценка заявок от 0 до 100 баллов.
Таким образом, Заказчик самостоятельно выбирает формулу из числа предусмотренных пунктом 20 Положения, в том числе с учетом возможности определения достаточных предельных значений показателей, а также осуществляет оценку представленных участником закупки документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, с учетом требований и особенностей, предусмотренных Положением.
Тем самым, законодатель предоставляет Заказчику право по определению максимальных и минимальных значений характеристик объекта закупки.
В соответствии с порядком оценки заявок для расчета баллов Заказчиком установлена формула, предусмотренная подпунктом "з" пункта 20 Положения:
БХi=(Хi-Хпрmin)х100/Хпрmax-Хпрmin
где: Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки;
- предельное минимальное значение характеристики объекта закупки, которое составляет 6 080 426 рублей;
- предельное максимальное значение характеристики, которое составляет 30 402 130 рублей;
Установление Заказчиком минимального значения характеристики показывает, что участник имеет опыт обеспечения протезами сопоставимого характера и объема, а также осведомлен о возможных финансовых сложностях, связанных с исполнением контракта сопоставимой стоимости (обеспечение гарантийных обязательств, обеспечение исполнения контракта, существенные размеры неустойки и т.д.).
Установление иных минимальных значений показателей, то есть более выгодных условий для предприятий, не справлявшихся с таким объемом ранее, влечет за собой риск неисполнения заключаемого по результатам закупки контракта и, как следствие, необеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями.
Кроме того, с целью снизить разницу между минимальными и максимальными показателями при оценке баллов, Заказчиком установлены предельные необходимые максимальные значения показателей опыта, поскольку при отсутствии данных величин максимальный размер показателя "опыт участника" стремился бы к "бесконечности", т.к. учитывались бы все исполненные за 3 года контракты участника. В таком случае у "небольших" организаций шансы выиграть конкурс были бы минимален, поскольку разница в баллах достигла бы запредельных значений.
Предметом закупки является выполнение работ социально значимого характера. Установление заказчиком нестоимостного критерия - опыта работы (сопоставимого объема выполненных работ) направлено, прежде всего, на оценку возможности реального исполнения участником закупки сопоставимого объема услуг в установленные сроки и качественного обеспечения потребностей инвалидов, что само по себе (в отсутствие подтвержденных фактов ограничения конкуренции, проведения торгов в пользу определенного лица) не может быть положено в обоснование того, что такие критерии заведомо созданы с целью ограничения количества участников.
Установление оценочного критерия, связанного с наличием у участника опыта работ по исполнению государственных контрактов, договоров, не направлено на ограничение количества участников закупки, а является способом реализации потребности в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ.
Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.
Частью 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ определено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Опыт работы претендента позволяет судить о его квалификации и способности выполнить объем работ, предусмотренный закупочной документацией, в связи с чем использование названного критерия оценки является обоснованным.
Участники с иным опытом работы, в свою очередь, также могут участвовать в закупке, так как значения показателя нестоимостного критерия не препятствуют такому участию, не предрешают исход закупки, не создают преимущества конкретному лицу, поскольку предусматривают возможность участникам конкурса конкурировать по всем критериям, установленным заказчиком, а в данной ситуации направлены, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика при выполнении работ по предмету закупки.
Невозможность отдельных участников закупок по каким-либо причинам конкурировать с иными участниками рынка не является поводом учитывать данные обстоятельства заказчиком при формировании заявки на закупку и установлении критериев оценки заявок, поскольку иное фактически бы противоречило состязательному характеру участия в конкурсе.
В рассматриваемом случае закупка проводится в форме открытого конкурса в электронной форме, при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки, а не при подаче заявок. Возможность проиграть в конкурсе, не набрав нужное количество баллов не может расцениваться как ограничение доступа к хозяйственной деятельности, иное документально не доказано.
Нестоимостной критерий оценки не является единственным и обязательным условием участия в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а направлен, прежде всего, на выбор победителем конкурса лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика (Определение Верховного Суда РФ от 11.07.2019 по делу А53-1094/2018).
Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что извещение о закупке в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ, а именно: в ней описаны критерии оценки заявок, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие с учетом потребностей и интересов заказчика и соблюдением принципов добросовестной конкуренции.
Таким образом, довод заявителя ИП Тожибаева З.П. является необоснованным, нарушений требований ФЗ N44-ФЗ не установлено.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Кемеровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Тожибаева З.П. на действия заказчика - ОСФР по Кемеровской области-Кузбассу при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0239100000123000132 "Выполнение работ по изготовлению протезов для обеспечения инвалидов" необоснованной.
2. Производство по делу N 042/06/48-566/2023 прекратить.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: ***
Члены комиссии: **
***
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 16 мая 2023 г. N 042/06/48-566/2023 (ключевые темы: участники закупок - характеристика - критерии оценки - государственные и муниципальные нужды - открытый конкурс)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2023