Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 16.05.2023 N 52/23 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ИП Постниковой Т.В." (далее - Комиссия), в присутствии представителей: заказчика - ОГБУЗ "БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА СВЯТИТЕЛЯ ИОАСАФА", уполномоченного учреждения - ОГКУ "Центр закупок", рассмотрев материалы дела N 031/06/106-356/2023 по жалобе ИП Постниковой Т.В. на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий - концентраты на 2024 год (закупка N0826500000923002845) (далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ИП Постниковой Т.В. на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении Электронного аукциона.
Из поступившей жалобы следует, что комиссия по осуществлению закупок неправомерно приняла решение о несоответствии заявки ИП Постниковой Т.В. на участие в закупке требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Заказчик - ОГБУЗ "БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА СВЯТИТЕЛЯ ИОАСАФА" и уполномоченное учреждение - ОГКУ "Центр закупок" представили возражения на жалобу, считают доводы жалобы не подлежащими удовлетворению.
На заседании Комиссии представители заказчика и уполномоченного учреждения поддержали доводы, изложенные в возражениях заказчика и уполномоченного учреждения на жалобу, считают жалобу необоснованной.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru 18.04.2023 размещено извещение об осуществлении Электронного аукциона с электронными приложениями.
Объект закупки - поставка медицинских изделий - концентраты на 2024 год.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 657 500,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ИП Постниковой Т.В. контракт по результатам проведения Электронного аукциона не заключен.
Заседание Комиссии проводится в отсутствие надлежаще уведомленных о времени и месте такого заседания заказчиков: ОГБУЗ "СТАРООСКОЛЬСКАЯ ОКРУЖНАЯ БОЛЬНИЦА СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ КРЫМСКОГО" и ОГБУЗ "ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА N2 г. БЕЛГОРОДА", заявителя - ИП Постниковой Т.В. в виду невозможности организации ВКС связи по независящим от Белгородского УФАС причинам (доказательства представлены в материалы дела).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N0826500000923002845 от 28.04.2023 заявка участника закупки, которой оператором электронной площадки присвоен N 114099855, отклонена от участия в закупке по следующим основаниям: выявление недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке (Отклонение по п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ) Приложением N1 "Описание объекта закупки" Заказчиком установлены требования к поставляемому в рамках закупки товару с показателями и их значениями, а именно: п.1-3 "Совместимость с аппаратом "АИП" модель 5008 "Фрезениус", имеющимся у Заказчика", п.4. "Совместимость с аппаратом "АИП" модель 5008/S CorDiax имеющимся у Заказчика". Однако, данные о совместимости предлагаемых к поставке товаров участником закупки с оборудованием производства FRESENIUS MEDICAL CARE - аппараты "Искусственная почка" моделей 5OO8/5OO8S отсутствуют, так как эксплуатационные испытания указанных расходных материалов для соответствующего допуска к применению на аппаратах "Искусственная почка" моделей 5008/5008S на заводе-изготовителе не проводилось (письмо уполномоченного представителя производителя от 28.04.2023 г. N77) (подп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49, п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе, Приложение N7 "Требования к содержанию и составу заявки инструкция по ее заполнению" к извещению об осуществлении закупки
Такие действия комиссии по осуществлению закупок являются правомерными по следующим основаниям.
Предмет закупки - медицинское изделие, используемое в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к основным принципам охраны здоровья относятся, в частности: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния (подпункты 3, 9 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно пункту 21 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Критерии оценки качества медицинской помощи согласно части 2 статьи 64 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разрабатываемых и утверждаемых в соответствии с частью 2 статьи 76 этого федерального закона, и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленным законодательством Российской Федерации (части 2 и 3 статьи 98 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Исходя из приведенных нормативных положений, регулирующих отношения в сфере охраны здоровья граждан, право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантируется системой закрепляемых в законе мер, включающих, в том числе как определение принципов охраны здоровья, качества медицинской помощи, порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи, так и установление ответственности медицинских организаций и медицинских работников за причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
Таким образом, потребность заказчика, в том числе должна соответствовать требованиям Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В силу части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, среди прочего, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Кроме того, согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, из изложенных выше норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в извещении о проведении закупки должен установить требования к поставляемому товару с учетом специфики его деятельности, а также обеспечения надлежащей медицинской помощи населению субъекта Российской Федерации.
При этом Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в извещение об осуществлении закупки требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика.
Следовательно, заказчик вправе включить в извещение об осуществлении закупки такие характеристики и требования к объекту закупки, в том числе условия использования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.
При этом представитель заказчика сослался на письмо Росздравнадзора от 05.02.2016 N 09-С-571-1414, из которого следует, что возможность эксплуатации медицинского оборудования одного производителя совместно с принадлежностями другого производителя определяется производителем медицинского оборудования. Совместное применение таких изделий без проведенных экспертиз на совместимость может привести к причинению вреда жизни, здоровью граждан и медицинских работников.
На заседании Комиссии представители заказчика и уполномоченного учреждения пояснили, что в Приложении N 1 "Описание объекта закупки", учитывая изложенное выше, к извещению о проведении Электронного аукциона заказчиком установлено требование о совместимости концентратов, указанных в пунктах 1-3 Спецификации, с аппаратом "АИП" модель 5008 "Фрезениус", имеющимся у заказчика, указанных в пункте 4 - с аппаратом "АИП" модель 5008/S CorDiax, имеющимся у Заказчика.
На участие в Электронном аукционе подано 2 заявки, в которых участниками предложены следующие товары:
Порядковый номер заявки, присвоенный оператором в порядке ранжирования ценовых предложений |
Идентификационный номер заявки, присвоенный оператором |
Участник закупки |
Товарный знак (при наличии) Наименование производителя изделия медицинского назначения |
1 |
114099855 |
ИП ПОСТНИКОВА Т.В. |
1) ООО НПФ "Технахим", Россия (позиции 1-4 Спецификации); 2) "Fresenius Medical Care AG&Co. KGaA", "Фрезениус Медикал Кэа АГ&Ко. КГаА", Германия (позиция 5 Спецификации) |
2 |
114098954 |
ИП ШЕХОВЦОВА Х.В. |
"Фрезениус Медикал Кэа АГ & Ко. КГаА", Германия (позиции 1-5 Спецификации) |
В целях подтверждения совместимости предложенного участником ИП ПОСТНИКОВА Т.В. товара производства ООО НПФ "Технахим" (Россия) с аппаратом "АИП" модель 5008 "Фрезениус" и с аппаратом "АИП" модель 5008/S CorDiax Заказчиком сделан соответствующий запрос производителю.
Согласно полученному ответу от 28 апреля 2023 года N 77, производитель не располагает сведениями о совместимости "смесей солей сухих с глюкозой" БК-8С и БК-1СГ "Концентрата для приготовления диализирующих растворов" БК-19 и "Концентрата солевого жидкого глюкозосодержащего" БК-1Г производства ООО НПФ "Технахим" с оборудованием производства FRESENIUS MEDICAL CARE, поскольку эксплуатационные испытания указанных расходных материалов для соответствующего допуска к применению на аппаратах "Искусственная почка" моделей 5008/5008S на заводе-изготовителе не проводилось. Производитель не берет на себя ответственности за вред, причиненный пациентам или оборудованию, и исключает гарантийное обслуживание оборудования в отношении повреждений, которые возникли из-за применения не допущенных или неподходящих расходных материалов.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе комиссией правомерно принято решение об отклонении заявки ИП Постниковой Т.В. на участие в Электронном аукционе, так как в исследуемой заявке данные о совместимости предлагаемых к поставке товаров участником закупки с оборудованием производства FRESENIUS MEDICAL CARE - аппараты "Искусственная почка" моделей 5OO8/5OO8S отсутствуют.
При таких обстоятельствах доводы жалобы не нашли своего подтверждения.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Постниковой Т.В. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 12 мая 2023 г. N 031/06/106-356/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2023