Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 12.05.2023 N 45/23 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ИП Тожибаева З.П. и Сысоева К.В." (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии: заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии: специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; при участии представителя администрации Борисовского района (по доверенности от 15.05.2023 N 75-01-10/2156), в отсутствии заявителя - Сысоева К.В. (о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще уведомлен), рассмотрев материалы дела N 031/06/106-364/2023 по жалобе Сысоева К.В. на положения извещения о проведении электронного аукциона "Ремонт автомобильной дороги по ул. Новостроевка с. Акулиновка Борисовского района Белгородской области" (N закупки 0126300014723000048), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба Сысоева К.В. на положения извещения о проведении электронного аукциона "Ремонт автомобильной дороги по ул. Новостроевка с. Акулиновка Борисовского района Белгородской области" (N закупки 0126300014723000048) (далее - Электронный аукцион).
Из жалобы следует, что в извещении о проведении рассматриваемого электронного аукциона, Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные позицией 17 приложения к постановлению Правительства от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее Постановление N 2571), которые не относятся к объекту закупки. По мнению Заявителя, в извещении о проведении Электронного аукциона должны быть установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные позицией 18 приложения к постановлению Правительства N 2571. Кроме того, Заявитель указывает в своей жалобе, что Заказчик незаконно установил требования предоставления участником закупки в заявке информации, предусмотренной пп. в) пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении закупки Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Комиссия, рассмотрев жалобу Сысоева К.В., исследовав представленные документы, заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru 25.04.2023 размещено извещение о проведении Электронного аукциона и прикрепленные к нему электронные документы.
Объект закупки - Ремонт автомобильной дороги по ул. Новостроевка с. Акулиновка Борисовского района Белгородской области.
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 8 757 797,01 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ИП Тожибаева З.П. контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
1. В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением N 2571.
Согласно абзацу четвертому пункта 3 Постановления N 2571 позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Позицией 17 приложения к Постановлению N 2571 установлены требования к участникам закупок при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.
Согласно извещению о проведении Электронного аукциона Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно позиция 17 приложения к Постановлению N 2571. Также данная информация содержится в приложении N 5 "Требования к содержанию и составу заявки, инструкция по ее заполнению" к извещению о проведении Электронного аукциона.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах и дорожной деятельности) проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и настоящим Федеральным законом.
Пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено понятие линейных объектов, которыми являются автомобильные дороги.
В силу пункта 14.3 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт линейных объектов это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пункт 25.4 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" содержит такие виды работ, как устройство покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами.
В силу пункта 4 статьи 16 Закона об автомобильных дорогах и дорожной деятельности классификация работ по капитальному ремонту автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 г. N 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Данная классификация устанавливает состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог (далее - дорожные работы), и предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды.
В соответствии с указанной Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог объектом закупки обжалуемого аукциона является закупка работ по проведению капитального ремонта автомобильной дороги по ул. Новостроевка с. Акулиновка Борисовского района Белгородской области с НМЦК 8 757 797,01 рублей, что подтверждается составом работ, указанных в локально-сметных расчетах, а именно:
- в подпункте 1а пункта 3 раздела II "Классификация работ по капитальному ремонту автомобильных дорог" содержится указание на то, что при капитальном ремонте по земляному полотну и системе водоотвода, в том числе проводятся следующие работы: устранение деформаций и повреждений элементов земляного полотна (в том числе на пересечениях и примыканиях, площадках для остановки, стоянках транспортных средств, площадках для отдыха, разворотных площадках, тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках, переездах, съездах, подъездных дорогах к объектам дорожно-ремонтной службы, историческим и достопримечательным объектам, паромным переправам и другим объектам, что соответствует работам, предусмотренным разделом 1 "Земляное полотно" разделом 4 "Разворотная площадка", локального сметного расчета N02-01-01 "Ремонт автомобильной дороги по ул. Новостроевка с. Акулиновка Борисовского района Белгородской области";
- в подпункте 2а пункта 3 раздела II "Классификация работ по капитальному ремонту автомобильных дорог" содержится указание на то, что при капитальном ремонте по дорожным одеждам, в том числе проводятся следующие работы: ликвидация колей глубиной более 50 мм с заменой верхних слоев дорожной одежды методами фрезерования или регенерации на ширину полос наката или на всю ширину покрытия с укладкой одного или нескольких слоев асфальтобетона, что соответствует работам, предусмотренным п. 20, 21, 27, 28, 29, 30, 34, ,35 раздела 2 "Дорожная одежда" локального сметного расчета N02-01-01 "Ремонтные работы" сметной документации на объект закупки - "Ремонт автомобильной дороги по ул. Новостроевка с. Акулиновка Борисовского района Белгородской области";
- в подпункте 2б пункта 3 раздела II "Классификация работ по капитальному ремонту автомобильных дорог" содержится указание на то, что при капитальном ремонте по дорожным одеждам, в том числе проводятся следующие работы: восстановление дорожных одежд в местах исправления земляного полотна и водоотвода (в том числе на пересечениях и примыканиях, площадках для остановки, стоянках автомобилей, площадках для отдыха, разворотных площадках, тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках, отдельных переездах, съездах, подъездных дорогах к объектам дорожно-ремонтной службы, историческим и достопримечательным объектам, паромным переправам), что соответствует работам, предусмотренным разделом 4 "Разворотная площадка" локального сметного расчета N02-01-01 "Ремонтные работы" сметной документации на объект закупки - "Ремонт автомобильной дороги по ул. Новостроевка с. Акулиновка Борисовского района Белгородской области";
- в подпункте 3е пункта 3 раздела II "Классификация работ по капитальному ремонту автомобильных дорог" содержится указание на то, что при капитальном ремонте по искусственным и защитным дорожным сооружениям, в том числе проводятся следующие работы: устройство, удлинение водопропускных труб, а также замена их звеньев и оголовков с возможным временным отводом земельных участков (без дополнительного землеотвода), необходимых для указанных целей, с последующей их рекультивацией, что соответствует работам, предусмотренным разделом 5 "Труба 1*0,5 на км 0+394 (Укрепительные работы водопропускной трубы диаметром - 0,5 м)", разделом 6 "Труба 1-0,8 на км 0+364" локального сметного расчета N02-01-01 "Ремонтные работы" сметной документации на объект закупки - "Ремонт автомобильной дороги по ул. Новостроевка с. Акулиновка Борисовского района Белгородской области".
Учитывая изложенное, Комиссия Белгородского УФАС России приходит к выводу, что объект закупки соответствует видам работ, установленным позицией 17 приложения к Постановлению N 2571.
Следует отметить, что дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные положениями постановления Правительства N 2571 применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных нужд в случае, если объект закупки включает один или несколько закупаемых товаров, работ, услуг, указанных в приложении в соответствующей позиции графы "Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, наименование товаров, работ, услуг, являющихся объектом отдельных видов закупок" при НМЦК более 5 млн. рублей.
При указанных обстоятельствах, у Заказчика возникает обязанность по установлению в извещении об электронном аукционе дополнительных требований к участникам закупки, предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе на основании части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Заявитель на рассмотрение жалобы не явился, доказательств, опровергающих доводы заказчика в обжалуемой части, не представил.
Таким образом, положения извещения о проведении Электронного аукциона в обжалуемой части не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в действиях Заказчика отсутствуют нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а также прав и законных интересов участников закупки.
2. Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В силу пп. "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона от контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать: информацию и документы об участнике закупки: идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, управляющего (при наличии), управляющей организации (при наличии), участников (членов) корпоративного юридического лица, владеющих более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица, учредителей унитарного юридического лица или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур: информация и документы, предусмотренные подпунктами "а" - "л" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие информация и документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки путем информационного взаимодействия с единой информационной системой.
Согласно части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
Вместе с тем, согласно пункту 1 Раздела 1 приложения N 5 к извещению о проведении электронного аукциона "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" (далее - Требования) заказчиком установлено, что заявка на участие в закупке должна содержать информация и документы, направляемые в составе заявки на участие в закупке, в том числе идентификационный номер (при наличии) лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ, или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц.
Также, в Разделе 2 приложения N 5 к извещению о проведении электронного аукциона в Требовании установлено, что информация и документы об участнике закупки (направляются по состоянию на дату и время их направления заказчику оператором электронной площадки путем информационного взаимодействия с единой информационной системой), в том числе и указанная выше информация и документы.
Указанное прямо противоречит положениям пункта 2 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, так как данной нормой закона установлено, что информация и документы, предусмотренные пп. "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона от контрактной системе предоставляются Заказчику исключительно оператором электронной площадки.
На основании изложенного, Комиссия Белгородского УФАС России приходит к решению о признании жалобы в указанной части обоснованной, в действиях заказчика устанавливается нарушение части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, доказательства того, что допущенные нарушения повлияли или могли повлиять на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заявителем в материалы дела не представлено.
В соответствии с частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, запросов на разъяснение положений документации об Электронном аукционе не поступало.
При указанных обстоятельствах, Комиссия, руководствуясь абзацем вторым пункта 3.35 Административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которому Комиссия вправе не выдавать предписание, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания об устранении выявленного нарушения, так как материалами жалобы не подтверждено, что выявленное нарушение повлияло или могло повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Сысоева Константина Владимировича обоснованной в части второго довода.
2. Признать в действиях заказчика - администрации Борисовского района нарушение части 6 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Не выдавать предписание об устранении выявленного нарушения, так как материалами жалобы не подтверждено, что выявленное нарушение повлияло или могло повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным в мотивировочной части настоящего решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 16 мая 2023 г. N 031/06/106-363/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2023