Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу ООО "ТюменьТрассСтрой" на действия заказчика МКУ "Леспаркхоз" при проведении открытого конкурса в электронной форме КО-016/23 (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167300000523000349) на оказание услуг по содержанию территории лесничества "Гилевская роща" и расположенных на ней объектов (далее также - конкурс),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении конкурса на оказание услуг по содержанию территории лесничества "Гилевская роща" и расположенных на ней объектов.
Заявителем соблюден порядок подачи жалобы, предусмотренный статьей 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем данная жалоба принята к рассмотрению, информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена в ЕИС (www.zakupki.gov.ru).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, заказчику, выставлено требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Согласно жалобе Заказчик для подтверждения опыта выполнения работ установил требование к участникам закупки о наличии опыта работы по содержанию территории именно лесничества, чем ограничил количество участников закупки.
Заявитель полагает, что достаточно было установить опыт по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема по текущему содержанию территории, учитывая, что необходимо выполнить следующие работы: подметание, очистка урн, вывоз снега в зимний период, мойку скамеек, уборку мусора и т.д.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласился, факт нарушения Закона о контрактной системе не признал, пояснил, что территория лесничества "Гилевская роща" представляет собой благоустроенный лесной массив, в котором сочетаются комфортные условия для отдыха и спорта с природным ландшафтом и лесной флорой и фауной.
Содержание территории лесничества представляет собой комплекс работ по уборке, самой территории и находящихся на ней элементов благоустройства. Перечень работ и периодичность их оказания утверждены Распоряжением Администрации города Тюмени от 28.03.2008 N 250-рк "О Перечне работ по благоустройству и уборке территории лесничества "Гилевская роща", обустроенных мест отдыха, расположенных на территории лесничества "Городские леса города Тюмени", выполняемых Администрацией города Тюмени за счет средств бюджета города Тюмени, и периодичности их выполнения".
Данный объект обустроен вело- и пешеходными дорожками, большая часть, которых представлена узкими извилистыми дорожками, шириной до 1,5 м., не территории имеются спортивные и детские площадки. Все объекты благоустройства, на которых предполагается оказание услуг расположены в непосредственной близости к вековым деревьям, поэтому главная задача при оказании услуг обеспечить не только качество услуг и своевременность их исполнения, но и сохранение древостоя, подлеска, напочвенного покрова и лесных почв и фауну от белок до муравьев, соблюдение особого противопожарного режима.
Повышенными требованиями к сохранению природных ресурсов обусловлена необходимость особого подхода к оказанию услуг по содержанию этой территории, а именно использование малогабаритной техники, исключение использования химических реагентов при борьбе с наледью на дорожках в зимний период, недопущение загрязнения почв и захламления территории отходами, недопущение разведение огня, а также ограничение курения при оказании услуг.
С учетом вышеизложенного конкурсной документацией N КО-016/23 на оказание услуг по содержанию территории лесничества "Гилевская роща" и расположенных на ней объектов, требуется подтверждение опыта работы на территории лесничества так как специфика оказания данных услуг отличается от услуг по уборке иных объектов на территории города (улично-дорожной сети, парков, скверов).
Представитель МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени" позицию заказчика поддержал, считает жалобу несостоятельной, указал, что заявитель заявку на участие в конкурсе не подавал.
Исследовав материалы дела, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что МКУ "Леспаркхоз", являясь уполномоченным учреждением в интересах заказчика, выступило организатором проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по содержанию территории лесничества "Гилевская роща" и расположенных на ней объектов.
20.04.2023 года информация об открытом конкурсе в электронной форме была размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300000523000349.
Согласно пункту 1 части 11 статье 42 Закона о контрактной системе, Заказчик при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов закупки обязан разместить извещение об осуществлении закупки в ЕИС. В извещении об осуществлении закупки должны содержаться, в том числе критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом (пп.11 п.1 ст 42 ФЗ N 44);
Извещение об осуществлении закупки, должно содержать следующие электронные документы (ч.2 ст.42 ФЗ N 44): описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 ФЗ N44; обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с ФЗ N 44 и инструкция по ее заполнению; проект контракта; перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок.
В силу части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них опыта работы, связанного с предметом контракта.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 32 в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Сумма величин значимости всех критериев должна составляет сто процентов.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе Сумма величин значимости всех используемых критериев составляет сто процентов порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительством Российской Федерации утверждено Положение оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604) (далее по тексту-Положение).
Положение устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок (п.1 Положения).
Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (п.1 Правил).
В соответствии с пунктом 2 Положения "оценка заявок" - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно пункту 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Так, согласно Извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме объектом закупки (предметом контракта) является оказание услуг по содержанию территории лесничества "Гилевская роща" и расположенных на ней объектов.
Приложение N 3 к извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме содержит порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
Согласно Разделу II Приложению N 3 к извещению установлены следующие критерии оценки заявок:
- цена контракта, значимостью 60%;
- квалификация участников закупки, значимостью 40%.
В соответствии с п.1.1.1 Раздела III Приложения N 3 к извещению по критерию квалификация участников закупки оценивается наибольшая цена исполненного контракта (договора) на оказание услуг/выполнение работ по содержанию территорий лесничества.
Как пояснил в заседании Комиссии представитель заказчика все объекты благоустройства, на которых предполагается оказание услуг расположены в непосредственной близости к вековым деревьям, поэтому главная задача при оказании услуг обеспечить не только качество услуг и своевременность их исполнения, но и сохранение древостоя, подлеска, напочвенного покрова и лесных почв и фауну от белок до муравьев, соблюдение особого противопожарного режима.
Повышенные требованиями к сохранению природных ресурсов обусловлены необходимостью особого подхода к оказанию услуг по содержанию этой территории, а именно использование малогабаритной техники, исключение использования химических реагентов при борьбе с наледью на дорожках в зимний период, недопущение загрязнения почв и захламления территории отходами, то есть наличие соответствующего опыта у участника закупки при оказании услуг по содержанию территорий лесничества, а не просто содержание какой-либо территории.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что указанный порядок оценки заявок установлен в закупке в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 исходя из предмета закупки с учетом специфики территории, подлежащей содержанию, и в равной степени распределяется на всех участников закупки.
Комиссия также отмечает, что в соответствии с частью 1 статьи 105 Закона N 44-ФЗ участник закупки вправе обжаловать в установленном порядке действия (бездействия) заказчика, если такие действия нарушают права и законные интересы участника закупки (заявителя).
Бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
В свою очередь, заявитель не указал каким образом нарушаются его права и законные интересы при установлении заказчиком оспариваемого заявителем требования к опыту выполнения работы.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ТюменьТрассСтрой" на действия заказчика МКУ "Леспаркхоз" при проведении открытого конкурса в электронной форме КО-016/23 на оказание услуг по содержанию территории лесничества "Гилевская роща" и расположенных на ней объектов (реестровый номер закупки 0167300000523000349) необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 15 мая 2023 г. N 072/06/44/75/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2023