Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
... - начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), руководителя Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;
... - государственного инспектора отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;
рассмотрев обращение Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Невер-Якутск федерального дорожного агентства" (далее также - ФКУ УПРДОР "Лена", заявитель, заказчик) о возможности согласования заключения контракта на ремонт автомобильной дороги А-360 "Лена" Невер - Якутск на участке км 118+723 - км 133+000, Амурская область (извещение N 0316100007222000043) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обществом с ограниченной ответственностью "Дорожник" (далее также - ООО "Дорожник"), в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе),
установила:
Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru 23.12.2022 опубликовано извещение N 0316100007222000043 о проведении открытого конкурса в электронной форме на ремонт автомобильной дороги А-360 "Лена" Невер - Якутск на участке км 118+723 - км 133+000, Амурская область.
Идентификационный код закупки: 221140200863614020100100630444211244.
Начальная (максимальная) цена контракта - 135 000 000,00 руб.
Дата и время окончания подачи заявок - 13.01.2023 08:00:00 [GMT +9 Якутск].
По окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки на участие в закупке (п. 3 ч. 1 ст. 52 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям: получение обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
1. Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе открытый конкурентный способ признается несостоявшимся в следующих случаях: по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки на участие в закупке.
В соответствии с частью 8 статьи 52 Закона о контрактной системе в случаях, предусмотренных пунктами 3 - 6 части 1 настоящей статьи, заказчик вправе осуществить новую закупку в соответствии с настоящим Федеральным законом либо осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 4 части 5 статьи 93 Закона о контрактной системе заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся осуществляется в соответствии с пунктами 24 и 25 части 1 настоящей статьи: по согласованию с контрольным органом в сфере закупок в случае признания несостоявшимися конкурса или аукциона, если начальная (максимальная) цена контракта превышает предельный размер (предельные размеры) начальной (максимальной) цены контракта, который устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях: заключение контракта в соответствии с пунктом 6 части 2, пунктом 6 части 3, пунктом 2 части 4, частями 5 - 7 статьи 52 настоящего Федерального закона в случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом контракт заключается в соответствии с требованиями части 5 настоящей статьи.
На основании пункта 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе ФКУ УПРДОР "Лена" просит согласовать возможность заключения контракта на ремонт автомобильной дороги А-360 "Лена" Невер - Якутск на участке км 118+723 - км 133+000, Амурская область с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) ООО "Дорожник" по начальной максимальной цене контракта в связи с признанием электронного аукциона несостоявшимся.
При этом, в соответствии с частью 6 статьи 93 Закона о контрактной системе при необходимости согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с контрольным органом в сфере закупок в соответствии с пунктом 4 части 5 настоящей статьи заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в контрольный орган в сфере закупок обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не позднее чем через пять рабочих дней с даты:
1) размещения в единой информационной системе протокола, содержащего информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся (в случае, если такой протокол подлежит размещению в единой информационной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом);
2) подписания протокола, содержащего информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся (в случае, если такой протокол не подлежит размещению в единой информационной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по открытому конкурсу N 0316100007222000043 от 16 января 2023 года размещенной в Единой информационной системы в сфере закупок в связи с отсутствием заявок на участие в закупке, на основании п. 3 ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по открытому конкурсу N 0316100007222000043 признается несостоявшимся.
При этом, обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) направлено заказчиком в Якутское УФАС России 02 мая 2023 года.
Таким образом, обращение Заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) направлено в контрольный орган в сфере закупок в нарушение срока, предусмотренного частью 6 статьи 93 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства российской федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Пунктом 16 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Комиссия Якутского УФАС России проанализировав данную закупку в ЕИС установила, что заказчиком в разделе II "Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке" приложения N 4 к извещению "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" установлено следующее:
2. |
Квалификация участников закупки |
40 |
наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта |
100 |
признак N 1 (общее количество исполненных участником закупки договоров) |
признак N 2 (наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров) | |||||
признак N 3 (общая цена исполненных участником закупки договоров) |
В разделе III "Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа" приложения N 4 к извещению "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" установлено следующее:
2. |
По критерию N2 устанавливаются следующие показатели оценки, детализирующие показатель оценки: Признак N1 - общее количество исполненных контрактов (договоров); Признак N2 - наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
|
К оценке принимаются исключительно исполненный договор (договора), предусматривающий выполнение работ на объекте: "Автомобильная дорога", который (которые) относится к контракту (контрактам), предусматривающий выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги. Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта: - исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки выполненных работ, составленные при исполнении такого договора (договоров) (в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам)). Последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом 44-ФЗ. К оценке принимаются документы, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам). К оценке принимаются исключительно исполненный договор (договора), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. |
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 N 1946 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. N 1222 и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1946) утверждены прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 19 Постановления N 1946, в Положении об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации":
"ж) в приложении N 1 к указанному Положению:
в позиции 4 таблицы раздела II в графе "Показатель оценки, детализирующий показатель оценки" слово "признак" заменить словами "характеристика квалификации участников закупки".
Изменения, внесенные Постановлением N 1946, применяются при осуществлении закупок, извещения (приглашения) о которых размещены (направлены) после 16 ноября 2022 года.
Пунктом 4 Постановления N 1946 установлено что, положения пунктов 7, 18 и 19 изменений, утвержденных настоящим постановлением, применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система), приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) по которым направлены после дня вступления в силу настоящего постановления.
Вместе с тем, извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 23.12.2022 года.
Учитывая изложенное, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме порядка рассмотрения и оценки заявок в старой редакции Положения противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, указанные действия заказчика нарушают пункт 11 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), проведя внеплановую проверку, по обращению ФКУ УПРДОР "Лена" о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), руководствуясь пунктом 2 части 1 и частью 4 статьи 77, частью 6 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктами 2 и 13 Правил согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 N 961,
р е ш и л а:
1. Отказать в согласовании Федеральному казенному учреждению "Управление автомобильной магистрали Невер-Якутск федерального дорожного агентства" заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) - обществом с ограниченной ответственностью "Дорожник" на ремонт автомобильной дороги А-360 "Лена" Невер - Якутск на участке км 118+723 - км 133+000, Амурская область (извещение N 0316100007222000043).
2. Признать в действиях государственного заказчика ФКУ УПРДОР "Лена" нарушения пункта пункт 11 части 2 статьи 42, частью 6 статьи 93 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела должностному лицу Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 15 мая 2023 г. N 014/06/99-673/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2023