Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России) в составе:
- начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
заказчика Администрации городского поселения "Город Алдан" муниципального района "Алданский район" Республики Саха (Якутия) (далее также - АГП "Город Алдан" МР "Алданский район" РС(Я), заказчик): представитель по доверенности), глава АГП "Город Алдан"-;
уполномоченного учреждения Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия) (далее также - ГКУ РС (Я) "ЦЗ РС (Я)", заказчик): представитель по доверенности);
заявителя общества с ограниченной ответственностью "Сахалид" (далее - ООО "Сахалид" , заявитель): Сидоркевич Е.Н. (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобу ООО "Сахалид" на действия (бездействие) заказчика АГП "Город Алдан" МР "Алданский район" РС(Я) при проведении электронного аукциона на благоустройство объекта "Эко - парк Орто-Сала в г. Алдан, Алданского района Республики Саха (Якутия)". (извещение N 0816500000623007359), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Сахалид" на действия заказчика.
Из сути жалобы заявителя следует, что неправомерно отказался от заключения контракта с ООО "Сахалид" по итогам вышеуказанной закупки.
Просит признать жалобу обоснованной.
Из письменных пояснений заказчика установлено, что с жалобой не согласны.
Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1. Извещение N0816500000623007359 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" - 19.04.2023 года;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3. Начальная (максимальная) цена контракта - 85 000 000,00 рублей;
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу заявителя обоснованной по следующим основаниям.
В соответствии с информацией, размещенной по закупке N0816500000623007359, датой окончания срока подачи ценовых предложений является 28.04.2023 09:30 (МСК+6).
До окончания срока подачи ценовых предложений поступило 2 (две) заявки с ценовыми предложениями, в том числе от заявителя:
- от ООО "Сахалид" с ценовым предложением 79 475 000,00 руб.;
- от ИП Кутузов В.В. с ценовым предложением 79 899 000,00 руб.,
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.05.2023 NИЭА1 первый порядковый номер присвоен ООО "Сахалид", подавшему наилучшее ценовое предложение (79 475 000,00 руб.).
Согласно части 7 статьи 51 Закона о контрактной системе Заказчик в порядке, установленном настоящей статьей, заключает контракт с участником закупки, заявке которого в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку в соответствии с настоящим Федеральным законом, в случае:
1) если участник закупки в соответствии с частью 6 настоящей статьи признан уклонившимся от заключения контракта;
2) отказа заказчика от заключения контракта в соответствии с частями 9 и 10 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 9 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 указанного Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством РФ, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса РФ (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является:
а) физическим лицом (в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), являющимся участником закупки;
б) руководителем, единоличным исполнительным органом, членом
коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации, являющейся участником закупки;
в) единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица, являющегося участником закупки. Выгодоприобретателем для целей указанной статьи является физическое лицо, которое владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;
10) участник закупки не является офшорной компанией, не имеет в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица офшорной компании, а также не имеет офшорных компаний в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;
10.1) участник закупки не является иностранным агентом;
11) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством РФ.
07.03.2023 16:11 (МСК+6) Заказчиком направлен проект государственного контракта в адрес победителя, ООО "Сахалид".
16.03.2023 согласно протоколу NППУ 1 по закупке N 0816500000623007359 Заказчик принял решение об отказе заключения контракта с ООО "Сахалид" на основании предоставления недостоверной информации.
Протоколом об отказе от заключения контракта от 05.05.2023 г. установлено следующее:
"Наличие в документации участника ООО "САХАЛИД" недостоверной информации. Согласно дополнительным требованиям по Постановлению N 2571 от 29.12.2021 г., по представленному договору строительного подряда, Выписки из ЕГРН объекта недвижимости. Письмо разъяснение Министерства финансов PC от 18.04.2022 г., N 24-06-06/34260. Наличие фото и видео фиксации объекта с незавершенными работами у Заказчика и факта неполного исполнения условий строительного подряда. 7. В соответствии с изложенным, на основании части 9 статьи 31 Закона N 44-ФЗ дополнительному соглашению, актов КС -2, КС-3 объемы работ выполнены не в полном объеме. Отсюда следует, что стоимость выполненных работ значительно меньше, чем указано в договоре и в актах о приемке выполненных работ. Следовательно, по вышеизложенным доводам считаем, что данный Участник ООО "САХАЛИД" по дополнительным требованиям предоставил недостоверную информацию, а также не соответствующую предмету закупки, тем самым в соответствие с частью 2 статьи 31 Федерального закона N44- ФЗ не смог подтвердить наличие опыта работы по благоустройству территории."
Комиссия Якутского УФАС России, проанализировав данный отказ заказчика от заключения контракта, пришла к выводу о том, что последний является неправомерным на основании следующего.
В соответствии с частью 9 статьи 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) указанной статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Согласно приложению "Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 2571) позицией 9 определено, что в случае если объектом закупки является выполнение работ, услуг по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, то устанавливаются дополнительные требования на наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
При этом отмечаем, что участник полностью соответствует требованиям, установленным в извещении.
Требования по позиции 9 приложения к постановлению N 2571 установлены в пункте 2 раздела 4 Информационной карты к извещению:
2 |
Дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона N44-ФЗ и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям |
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N2571 установлены "Дополнительные требования к участникам закупки" в виде наличия у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории; 2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта); 3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта). Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 или 2 позиции "Дополнительные требования к участникам закупки", цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 позиции "Дополнительные требования к участникам закупки", должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 позиции "Дополнительные требования к участникам закупки": 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 позиции "Дополнительные требования к участникам закупки": 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 позиции "Дополнительные требования к участникам закупки": 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. |
Для объективного рассмотрения дела, Якутским УФАС России был направлен запрос оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" о предоставлении сведений и документов, представленных в составе заявок на участие в закупке.
Из представленных оператором сведений следует, что участником закупки ООО "САХАЛИД" в качестве документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, представил договор строительного подряда на выполнение работ: Строительство объекта капитального строительства "Гараж" от 05.08.2021 N2/2021, дополнительное соглашение N1 к договору строительного подряда N2/2021 от 05.08.2021, акт приемки объекта капитального строительства (форма КС-11).
В ходе рассмотрения дела, представитель заказчика пояснила, что если в заявке есть акт приемки по форме КС-11, то тогда участник закупки должен был прикрепить в заявке разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
При этом, в соответствии с частью 15 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство. Согласно пункту 1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, заявка ООО "САХАЛИД" полностью соответствует требованиям, установленным в Извещении. Комиссия по осуществлению закупок правомерно допустила к участию заявку ООО "САХАЛИД".
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное.
Кроме того, заказчиком не доказан факт наличия объективных причин (не зависящих от хозяйствующего субъекта), повлекших за собой отказ от заключения контракта Заказчиком, Комиссии Якутского УФАС России не представлено.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, неправомерно принявшего решение об отказе от заключения государственного контракта с Заявителем, в связи с предоставлением Заявителем недостоверной информации, нарушают часть 9 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что отказ заказчика от заключения контракта неправомерен, следовательно, в действиях Заказчика находятся признаки нарушения пункта 2 части 7 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Жалоба ООО "Сахалид" признана обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1.Признать жалобу ООО "Сахалид" на действия (бездействие) заказчика АГП "Город Алдан" МР "Алданский район" РС(Я) при проведении электронного аукциона на благоустройство объекта "Эко - парк Орто-Сала в г. Алдан, Алданского района Республики Саха (Якутия)". (извещение N 0816500000623007359) обоснованной.
2. Признать заказчика АГП "Город Алдан" МР "Алданский район" РС(Я) при проведении электронного аукциона на благоустройство объекта "Эко - парк Орто-Сала в г. Алдан, Алданского района Республики Саха (Якутия)". (извещение N 0816500000623007359), нарушившим пункт 2 части 7 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. В связи с выявленными нарушениями выдать обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы дела должностному лицу Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии
Члены комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 16 мая 2023 г. N 014/06/49-733/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2023