Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
- начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
- главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
- государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью РСУ "Орентекс" (далее - ООО РСУ "Орентекс"): (представитель по доверенности), директор ООО РСУ "Орентекс" -.;
от заказчика Федерального бюджетного учреждения "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" (далее - ФБУ "АЛБ ВВП", заказчик): (представители по доверенностям);
рассмотрев обращение, представленное заказчиком ФБУ "АЛБ ВВП" об участнике закупки ООО РСУ "Орентекс" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения контрактов на выполнение работ по дефектации и подводного освидетельствования металлических корпусов судов (изв. N 0316100015222000296), действуя на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (далее- Закон о контрактной системе), пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 (далее также - Правил),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили сведения, представленные заказчиком ФБУ "АЛБ ВВП" об участнике закупки ООО РСУ "Орентекс" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения контрактов на выполнение работ по дефектации и подводного освидетельствования металлических корпусов судов (изв. N 0316100015222000296).
Из представленных письменных пояснений заинтересованного лица следует, что ООО РСУ "Орентекс" предпринимало все необходимые меры для исполнения контракта.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, заслушав лиц, присутствующих в деле, установила следующее:
1) 25.07.2022 года заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N0316100015222000296 на выполнение работ по дефектации и подводного освидетельствования металлических корпусов судов.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 3 247 500,00 рублей;
3) 02.08.2022 года согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N NИЭА1, принято решение заключить контракт с ООО РСУ "Орентекс" со сроком исполнения до 01.10.2022 г.
4) 15.08.2022 г. между заказчиком и заинтересованным лицом был заключен муниципальный контракт N 1143503369122000332 на сумму 3 000 000,00 рублей.
4) 24.04.2023 г. заказчиком принято решение о расторжении контракта.
5) 05.05.2023 г. контракт был расторгнут.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приняла решение не включать сведения об участнике закупки ООО РСУ "Орентекс" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации по следующим основаниям.
15.08.2022 г. между заказчиком и заинтересованным лицом был заключен муниципальный контракт N1143503369122000332 между заказчиком и заинтересованным лицом.
Согласно разделу 1 "Предмет Контракта", контракта N0316100015222000296 на выполнение работ по дефектации и подводного освидетельствования металлических корпусов судов от 15.08.2022 г. установлено следующее:
"1.1. В соответствии с настоящим контрактом Подрядчик обязуется выполнить работы по дефектации и подводному освидетельствованию металлических корпусов судов на плаву (далее - Работа), в объемах и в сроки, предусмотренные настоящим контрактом, а Заказчик обязуется принять результат выполненной работы и оплатить его."
Пунктом 1.2.7. Контракта установлено следующее:
"1.2.7. Согласование документации по выполненным работам в Ленском филиале Российского Речного Регистра."
Согласно пункту 4.2 Контракта установлено следующее:
"4.2 Подрядчик приступает к выполнению работ с момента подписания Контракта в течение 2 дней после получения заявки от Заказчика. Работы должны быть закончены в срок не позднее "01" октября 2022 г.".
Пунктом 3.2. Контракта установлено:
3.2. Заказчик обязуется:
3.2.1. Предоставить Подрядчику, в месте проведения работ, проектную документацию, необходимую для выполнения Работ, включая чертежи, схемы и прочие имеющиеся в наличии документы.
3.2.2. Назначить представителя для наблюдения и согласования производственных вопросов.
3.2.3. Обеспечить присутствие эксперта Российского Речного Регистра в месте проведения работ, на период их выполнения.
3.2.4. В согласованный с Подрядчиком срок и за свой счет предоставить судно в п.Чокурдах, и п. Усть-Куйга (Республика Саха (Якутия)) под погрузку и перевозку к месту проведения работ и обратно оборудования, снаряжения и работников Подрядчика.
3.2.5. Предоставить Подрядчику в месте проведения Работ, вспомогательное судно для обеспечения проведения водолазных работ. Все затраты Заказчика, связанные с предоставлением Подрядчику вспомогательного судна, осуществляются за счет Заказчика.
3.2.6. На основании письменного запроса Подрядчика, предоставлять разъяснения и объяснения в устной и письменной форме.
3.2.7. Обеспечить приемку представленных Подрядчиком результатов работы (этапа работы) по контракту.
В случаях, начисления Заказчиком Подрядчику неустойки (штрафа, пени) и (или) предъявления требования о возмещении убытков в Акте приемки выполненных работ отразить общую цену контракта, размер начисленной неустойки, основания ее применения и порядок подсчета, а также итоговую сумму контракта, подлежащую оплате за выполненные работы (этапа работ).
3.2.8. Оплатить выполненную по контракту работу (этап работы) после подписания Сторонами Акта приемки работы (этапа работы).
3.2.9. В случае если Подрядчик добровольно выплатил начисленную неустойку (штраф, пени), то Заказчик в течение 10 (десяти) банковских дней с момента подписания Сторонами Акта приемки выполненных работ полностью возвращает обеспечение исполнения контракта, указанное в разделе 6 контракта."
Согласно разделу 10. Порядок расторжения Контракта установлено следующее:
"10.1. По соглашению Сторон допускается расторжение Контракта, если это не противоречит законодательству РФ.
10.2. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случаях, предусмотренных законодательством РФ, при неоднократном нарушении Подрядчиком сроков выполнения Работ, однократном нарушении срока выполнения Работ более чем на 10 дней, отступления Подрядчика, при выполнении Работ, от условий Контракта или при наличии иных недостатков результата Работ, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми.
10.3. Заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения Контракта, уплатив Подрядчику, часть установленной цены пропорционально части работ, выполненных до получения извещения об отказе Заказчика от исполнения Контракта. Заказчик также обязан возместить Подрядчику убытки, причиненные прекращением Контракта, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.
10.4. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае, если в ходе исполнения Контракта установлено, что:
10.4.1. поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ и (или) поставляемому товару;
10.4.2. при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в пункте 10.4.1. Контракта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
10.5. Если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Из пояснений Заказчика следует, что основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта явилось неисполнение заинтересованным лицом обязательств по контракту.
Учитывая изложенное, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 18.04.2023 (далее - Решение) и размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС).
Пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 24.04.2023 Решение размещено в ЕИС.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного, датой надлежащего уведомления подрядчика о принятом заказчиком решении является 24.04.2023.
24.04.2023 г. согласно представленным скриншотам ЕИС, решение об одностороннем расторжении контракта успешно доставлено в личный кабинет поставщика;
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно установленному сроку по части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе десятидневного срока ООО РСУ "Орентекс" нарушения не устранены, в связи с чем решение вступило в силу и контракт считается расторгнутым 05.05.2023.
Материалами дела установлено следующее:
15.08.2022 г. между заказчиком и заинтересованным лицом был заключен муниципальный контракт.
По условиям пункта 4.2 Контракта Подрядчик приступает к выполнению работ с момента подписания Контракта в течение 2 дней после получения заявки от Заказчика.
02.09.2022 г. Заказчик направил в адрес Подрядчика Техническую документацию.
02.09.2022 г. Подрядчик направил письмо N337/22 от 02.09.2022 г. о прибытии своих сотрудников 14.09.2022 г. в п. Чокурдах и 29.09.2022 в п. Усть-Куйга.
В ответ на письмо исх.N 337/22 от 02.09.2022 г. Заказчик просил об изменении даты вылета письмо исх. N 08-14-4543 от 144.09.2022 г. в п. Чокурдах, где находилось з/с "Индигирка", на 28.09.2022 г., ввиду невозможности прибытия инспектора РКО.
О дате прибытия инспектора РКО в п. Усть-Куйга в целях выполнения работ по дефектации и подводному освидетельствованию корпуса з/с "Яна" Заказчик не направлял.
По прибытии в п. Чокурдах Заказчиком было доведено до сведения сотрудников ООО "РСУ Орентекс" об исключении из числа работ работы по дефектации и подводного освидетельствования металлического корпуса з/с "Яна", находящемся в п. Усть-Куйга, о чем Заказчик, как следует из пояснений директора заинтересованного лица, предложил составить дополнительное соглашение к Контракту.
В ходе заседания Комиссии представитель заинтересованного лица пояснила, что заказчиком в соответствии с пунктами 4.2.; 3.2.3; 3.2.4 Контракта:
не направлена Заявка на выполнение работ по дефектации и подводному освидетельствованию корпуса з/с "Яна";
местонахождение судна с/з "Яна" не указано/не согласовано;
дата прибытия в целях выполнения работ по дефектации и подводному освидетельствованию корпуса з/с "Яна" не указана;
не организовано и не сообщалось о дате прибытия инспектора РКО в место выполнения работ по дефектации и подводному освидетельствованию корпуса з/с "Яна".
По итогу выполнения работы по дефектации и подводному освидетельствованию металлических корпусов судов на плаву з/с "Индигирка", во исполнения пункта 1.2.7. Контракта, документация по выполненным работам была направлена на согласование в Ленский филиал Российского Речного Регистра.
05.12.2022 г. Ленский филиал Российского Речного Регистра разъяснил, что согласование будет происходить через судовладельца - Заказчика ( ФБУ "Администрация Ленского бассейна").
На данном основании, начиная с "05" декабря 2022 г. документация по выполненным работам направлялась Заказчику для дальнейшего согласования.
18.04.2023 г. Заказчик направил письмо Подрядчику N 08-14-1700, в котором заказчик указал о невыполнении работ по дефектации и подводному освидетельствованию корпуса з/с "Яна".
24.04.2023 г. Заказчик направил в адрес ООО РСУ "Орентекс" Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N 08/36-1799 (далее - Решение), в котором Заказчик, наряду с односторонним отказом от исполнения Контракта, требует установить неустойку в размере 862 247 (восемьсот шестьдесят две тысячи двести сорок семь) рублей 11 копеек в отношении ООО РСУ "Орентекс", из них: штраф за неисполнение обязательств, предусмотренных Контрактом в размере 300 000 (триста тысяч) рублей 00 копеек, пени за просрочку исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом в размере 562 247 (пятьсот шестьдесят две тысячи двести сорок семь) рублей 11 копеек за период с 02.10.2022 г. по 18.04.2023 г.
Из пояснений заинтересованного лица работы по дефектации и подводному освидетельствованию корпуса з/с "Индигирка", в части Замеров остаточных толщин наружной обшивки корпуса средствами (приборами) для проведения ультразвукового контроля остаточных толщин металла корпуса судна в соответствие с Правилами Российского Речного Регистра, были выполнены в полном объеме до 01.10.2022 г.
Пунктами 3.2: 4.2 и подпунктами с 3.2.1 по 3.2.7 контракта установлено, что Заказчик обязан был выполнить встречные обязательства: направлению заявки Подрядчику на выполнение работ в рамках контракта N0316100015222000296 по дефектации и подводного освидетельствования металлических корпусов судов з/с "Индигирка" и з/с "Яна": Заказчику надлежало выполнить обязательства по обеспечению присутствия эксперта Российского Классификационного Общества в месте проведения работ, согласовать с Подрядчиком срока и предоставить судна в п. Чокурдах. и п. Усть-Куйга (Республика Саха (Якутия)), предоставить Подрядчику в месте проведения Работ, вспомогательное судно для обеспечения проведения водолазных работ за счет Заказчика.
На основании ст. 328 ГК РФ встречным признается исполнение обязательства одной из сторон, которое обусловлено исполнением другой стороной своих обязательств.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком не исполнены встречные обязательства по контракту.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее:
24 апреля 2023 года согласно сведениям с ЕИС Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N 08/36-1799.
26.04.2023 года согласно сведениям с ЕИС Заказчик принял работы согласно Заключению внутренней экспертизы результатов, предусмотренных контрактом N0316100015222000296 от 15.08.2022 на сумму 1 519 616,67.
В соответствии с частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Установлено, что согласно пункту Контракта 2.4.4. Расчет за выполненные работы (этап работ) осуществляется в течение 7 рабочих дней со дня подписания Заказчиком документа о приемке выполненных работ (этапа работ) на основании, представленных Подрядчиком счета, счета-фактуры (при наличии), сформированных в единой информационной системе и (или) приложенных Подрядчиком к документу о приемке.
Как уже отмечалось выше, документ о приемке подписан сторонами 26.04.2023 года, следовательно, Заказчик обязан был произвести оплату поставленного товара в срок не позднее 11.05.2023 года, между тем согласно сведениям с ЕИС документ об оплате отсутствует. В ходе заседания представитель заинтересованного лица пояснила, что на дату рассмотрения дела (16.05.2023 года) оплата не поступила.
Таким образом, довод Заявителя подтвердился, в нарушение части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, Заказчиком своевременно не исполнены обязательства, предусмотренные пунктом 2.4.4. Контракта в части оплаты выполненные работы (этап работ) осуществляется в течение 7 рабочих дней со дня подписания Заказчиком документа о приемке выполненных работ (этапа работ) на основании, представленных Подрядчиком счета, счета-фактуры (при наличии), сформированных в единой информационной системе и (или) приложенных Подрядчиком к документу о приемке
Вышеуказанные действия (бездействия) Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, пояснений присутствующих лиц ООО РСУ "Орентекс" были приняты меры к исполнению вышеуказанного контракта, что отражается в предоставленных документах.
Вместе с тем, представители заказчика на рассмотрении пояснили, что не настаивают на включении ООО РСУ "Орентекс" в реестр недобросовестных поставщиков.
А также заинтересованное лицо предоставило отчет, где ООО РСУ "Орентекс" за период предпринимательской деятельности исполнило 33 контракта.
Согласно пункту 15 Правил N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Якутского УФАС России,
р е ш и л а:
1.Сведения, представленные заказчиком ФБУ "АЛБ ВВП" об участнике закупки ООО РСУ "Орентекс" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения контрактов на выполнение работ по дефектации и подводного освидетельствования металлических корпусов судов (изв. N 0316100015222000296) не включать.
2. По результатам внеплановой проверки признать заказчика ФБУ "АЛБ ВВП" нарушившим часть 13.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. В связи с тем, что контракт расторгнут предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 16 мая 2023 г. N 014/06/104-748/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2023