Резолютивная часть решения объявлена 11.05.2023 г.
Изготовлено в полном объеме 12.05.2023 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Ностаева Н.В. - председатель Комиссии, врио руководителя Калмыцкого УФАС России,
Мергенова А.А. - член Комиссии, старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
Мархадаева А.М. - член Комиссии, старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
при участии:
представителей Заказчика - Администрации Малодербетовского РМО РК:
Джаваева С.В. (доверенность от 10.05.2023 г. N 135);
Убушиевой А.Б. (доверенность от 10.05.2023 г. N 134);
представителя Заявителя - ПАО "Мегафон":
Свиридовой Ю.В. (доверенность от 21.06.2022 г. N 7-28/22),
рассмотрев жалобу ПАО "Мегафон", проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА
В Калмыцкое УФАС России 02 мая 2023 года поступила жалоба от ПАО "Мегафон" на положения документации Заказчика - Администрации Малодербетовского РМО Республики Калмыкия при проведении открытого аукциона в электронной форме по объекту: "оказание услуг по организации и обслуживанию системы видеонаблюдения для Администрации Малодербетовского РМО РК", реестровый номер извещения N 0105300001223000002.
В соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" жалоба была принята. Уведомлением N НН/588/23 от 04.05.2023 г. рассмотрение жалобы ПАО "Мегафон" назначено на 10 мая 2023 года в 16 часов 00 минут.
Заявитель считает, что установление в техническом задании требования об организации виртуальной частной сети IP VPN по волоконно-оптическим линиям связи в кабельной канализации, используемой для оказания услуг, к пограничному коммутатору ЦОД Заказчика, расположенному по адресу: 358000, Россия, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 18 , подключение виртуальной частной сети IP VPN по волоконно-оптическим линиям связи в кабельной канализации влечет за собой необоснованное сокращение числа участников.
Способ прокладки ВОЛС - не влияет на Заказчика (кабельная канализация или воздушным путем) и не может быть установлен им.
Оказание услуги связи, являющейся предметом проводимой закупки, может быть осуществлено участником размещения заказа независимо от способа и технологии организации данной услуги. Указанные услуги связи могут быть оказаны не только с использованием технологии ВОЛС, но и другими проводными или беспроводными технологиями и способами предоставления и оказания услуг связи (например, с использованием систем радиодоступа (wifi, wimax, GSM, 3G, LTE) , систем спутниковой связи и т.д.), а также с совокупностью использования указанных технологий, т.е. в местах отсутствия кабельной наземной инфраструктуры или отсутствия целесообразности прокладки ВОЛС в связи с отдаленностью объекта или незначительной скорости подключения (2, 5, 10 Мб\с) потенциальный исполнитель мог бы использовать беспроводные технологии или совокупность проводных и беспроводных технологий. Документации об электронном аукционе не приводится никаких обоснований установленного требования - использования ВОЛС.
10.05.2023 г. Заказчиком направлены письменные возражения на жалобу ПАО "Мегафон" (рег. N 2119-ЭП/23).
10.05.2023 г. представитель Заказчика на рассмотрении жалобы озвучил возражения по жалобе, с доводами Заявителя не согласен, считает, что Заказчик действовал в рамках действующего законодательства, в удовлетворении заявленных в жалобе требований просит отказать.
В целях полного и всестороннего изучения материалов объявлен перерыв, заседание продолжилось 11 мая 2023 года в 10 часов 30 минут, лица, участвующие в деле, уведомлены надлежащим образом.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия Калмыцкого УФАС России, установила следующее.
25.04.2023 г. на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение N 0105300001223000002 о проведении открытого аукциона в электронной форме по объекту: "оказание услуг по организации и обслуживанию системы видеонаблюдения для Администрации Малодербетовского РМО РК".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 613 478,33 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе: в 08 часов 00 минут по московскому времени "03" мая 2023 года.
Дата подведения итогов определения поставщика: "04" мая 2023 года.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 04 мая 2023 года победителем признано ПАО "Ростелеком".
1. В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В Техническом задании на оказание услуг по функционированию телекоммуникационных услуг по передаче видеоизображений со средств видеонаблюдения в ЦОД Заказчика на территории Администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия указано, что в состав услуг входит, в том числе, организация виртуальной частной сети IP VPN по волоконно-оптическим линиям связи в кабельной канализации, используемой для оказания услуг, к пограничному коммутатору ЦОД Заказчика, расположенному по адресу: 358000, Россия, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 18 , пропускной способностью не менее 100 Мбит/с; а также подключение виртуальной частной сети IP VPN по волоконно-оптическим линиям связи в кабельной канализации, используемых для оказания услуг, до видеокамер на Площадках Заказчика, пропускной способностью не менее 5 Мбит/с (п. 2.1 а, b, п. 4.2 Технического Задания).
Таким образом, исходя из технического задания, Заказчику необходимо:
1) Оказать услуги связи с использованием непосредственно технологии ВОЛС;
2) Оказать услуги с использованием технологии ВОЛС в кабельной канализации.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
В соответствии с п. 4 разд. XVI Приложения 2 к Положению о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385 (далее - Положение о лицензировании оказания услуг связи), к лицензионным условиям осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи относится обеспечение предоставления абоненту и (или) пользователю: доступа к сети связи лицензиата; доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к информационно-телекоммуникационной сети Интернет; приема и передачи телематических электронных сообщений; передачи сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите. При этом способы организации такого доступа и технологии организации доступа не указаны.
Указанные положения подтверждаются позицией Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, изложенной в письме от 06.08.2014 г. N П12-1-01-13945 "О технологиях оказания телематических услуг связи и способах организации линий связи".
В соответствии с пунктом 1.3.1 Правил применения оптических кабелей связи, пассивных оптических устройств и устройств для сварки оптических волокон (утв. Приказом Мининформсвязи РФ от 19.04.2006 N 47) (далее - Правила) оптические кабели связи (ОК), к которым относятся оптоволоконные и медные кабели, делятся на:
а) ОК наружной прокладки (для прокладки вне зданий и сооружений);
б) ОК внутренней прокладки (для прокладки внутри зданий и сооружений);
в) ОК наружной прокладки в зависимости от области применения подразделяются на следующие типы: подземные, подвесные (воздушной прокладки), подводные.
Таким образом, технические нормы приравнивают все ВОЛС, независимо от способа прокладки.
Требованиями по защите сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой посредством их информации, утвержденными приказом Мининформсвязи России от 9 января 2008 г. N 1 "Об утверждении требований по защите сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой посредством их информации" (далее - Требования), установлен перечень организационных и технических мер, которые оператор связи обязан принимать в целях защиты от несанкционированного доступа к линиям связи, сооружениям связи, средствам связи, находящимся как внутри, так и вне сооружений связи, и к передаваемой по сетям связи информации.
Порядок доступа к сетям связи, обеспечивающий соблюдение всех требований по защите от внешних воздействий и несанкционированного доступа, разрабатывается оператором связи самостоятельно.
В своих возражениях Заказчик указывает, что выбор способа реализации подключения к виртуальной частной сети IP VPN и технологии подключения является прерогативой заказчика, избранный метод обеспечения доступа по волоконно-оптическим линиям связи в кабельной канализации является для заказчика наиболее предпочтительным, так как:
- во исполнение требований профилактики правонарушений на территории Малодербетовского района для интеграции с программным обеспечением "Паутина" с выводом на МО МВД России "Малодербетовский" требуется виртуальная частная сеть IP VPN по технологии IP/MPLS;
- волоконно-оптические линии связи в кабельной канализации обладают наибольшей надежностью и защищенностью;
- размещенный таким образом кабель связи является наиболее надежным с учетом местного рельефа, а также независимости от большинства погодных условий (дождь, ветер, метель) и механических воздействий.
Учитывая повышенную социальную важность деятельности Администрации Малодербетовского РМО РК и текущую политическую ситуацию подобное размещение кабеля связи должно отвечать самым высоким требованиям профилактики правонарушений на территории Малодербетовского района по надежности, помехозащищенности, отказоустойчивости и скорости передачи данных. Выбор способа реализации подключения к виртуальной частной сети IP VPN и технологии подключения является приоритетным.
Однако Заказчиком не представлены документы и сведения, свидетельствующие о невозможности организации доступа к сети Интернет с использованием иных технологий, не представлены доказательства необходимости организации виртуальной частной сети IP VPN по технологии ВОЛС и именно через размещение в кабельной канализации, обоснования установленных требований в документации отсутствуют.
Необходимо отметить, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.11.2022 N 2106 "О порядке недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи" (вместе с "Правилами недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи") владелец инфраструктуры в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления и документов, указанных в пунктах 20 и 21 настоящих Правил, обязан их рассмотреть и направить заявителю оферту на заключение договора или мотивированный отказ в предоставлении доступа к инфраструктуре.
В п. 4.1 проекта муниципального контракта установлен срок оказания услуг: "с момента заключения муниципального контракта по 31.12.2024 г включительно".
В дополнениях в жалобе (N 2133-ЭП/23 от 11.05.2023 г.) Заявитель указывает, что установленные сроки не дают возможность согласовать аренду данной кабельной канализации с ПАО "Ростелеком", которое является единственным оператором, соответствующим требованию о наличии "кабельной канализации", в сроки для добросовестного исполнения контракта.
Также в дополнениях Заявитель отмечает, что по аналогичному предмету закупки "Оказание услуг по организации и обслуживанию системы видеонаблюдения для Администрации Малодербетовского РМО РК" без спорного требования об оказании услуги связи посредством "ВОЛС в кабельной канализации" в прошлом периоде участвовали 3 Оператора (в подтверждение приложен протокол N 0105300001221000005-1 от 01.07.2021 г.)
С учетом изложенного, Комиссия Калмыцкого УФАС России пришла к выводу, что установление в Техническом задании условия об организации виртуальной частной сети IP VPN по волоконно-оптическим линиям связи в кабельной канализации, используемой для оказания услуг, к пограничному коммутатору ЦОД Заказчика, расположенному по адресу: 358000, Россия, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 18; а также подключение виртуальной частной сети IP VPN по волоконно-оптическим линиям связи в кабельной канализации, нарушает требования ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя признан обоснованным.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Калмыцкого УФАС России установлено следующее.
В силу части 13.1. статьи 34 Закона о контрактной системе, срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случаев, если:
1) иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации;
2) оформление документа о приемке осуществляется без использования единой информационной системы, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе;
3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе;
4) Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Комиссией Калмыцкого УФАС России установлено, что в пункте 3.7. проекта муниципального контракта указано следующее: "Оплата услуг производится в следующем порядке: - стоимость ежемесячных услуг оплачивается Абонентом в течение 30 календарных дней с даты подписания Абонентом Акта оказанных услуг. Абоненту выставляется единый счет за все ежемесячные Услуги, оказываемые по Договору. Оплата услуг осуществляется путем безналичных расчетов", что противоречит ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что установление срока оплаты в течение 30 календарных дней является технической ошибкой.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь действующим законодательством, Комиссия Калмыцкого УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ПАО "Мегафон" - обоснованной.
2. Признать в действиях комиссии Заказчика - Администрации Малодербетовского РМО РК нарушение ч.1 ст. 33, ч.13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об аннулировании открытого аукциона в электронной форме по объекту: "оказание услуг по организации и обслуживанию системы видеонаблюдения для Администрации Малодербетовского РМО РК", реестровый номер извещения N 0105300001223000002.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Ностаева Н.В.
Члены комиссии Мергенова А.А.
Мархадаева А.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 12 мая 2023 г. N 008/06/42-89/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2023