Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
в отсутствие представителя Комитета по городскому хозяйству администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области (далее - Заказчик), надлежащим образом уведомленного о заседания Комиссии в формате видеоконференцсвязи, что подтверждается письменными пояснениями на Уведомление Ленинградского УФАС России,
в отсутствие представителя ИП Шаров Александр Викторович (далее - Участник, Предприниматель, Исполнитель, Подрядчик), надлежащим образом уведомленного о заседания Комиссии в формате видеоконференцсвязи, что подтверждается Уведомлением (направлено электронной почтой и размещено в ЕИС),
рассмотрев направленные Заказчиками во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращения о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
Заказчик в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) опубликовал 6 извещении о проведении электронных аукционов:
- N 0845300011622000021 на выполнение работ по сносу дома по адресу: ул.Заводская,д.8, г. Волосово Ленинградская область;
- N 0845300011622000022 на выполнение работ по сносу дома по адресу: пр. Вингиссара,д.5, г. Волосово Ленинградская область;
- N 0845300011622000023 на выполнение работ по сносу дома по адресу: ул. Советов,д.6, г. Волосово Ленинградская область;
- N 0845300011622000024 на выполнение работ по сносу дома по адресу: ул.Краснофлотская,д.40, г. Волосово Ленинградская область;
- N 0845300011622000025 на выполнение работ по сносу дома по адресу: Ул. ВИЗ, д.12, г. Волосово Ленинградская область;
- N 0845300011622000026 на выполнение работ по сносу дома по адресу: ул.Ветеранов,д.16, г. Волосово Ленинградская область.
По результатам электронных аукционов между Заказчиком и Участником были заключены контракты:
- N 20 от 08.08.2022 (далее - Контракт N1);
- N 25 от 28.09.2022 (далее - Контракт N2);
- N 22 от 26.09.2022 (далее - Контракт N3);
- N 26 от 28.09.2022 (далее - Контракт N4);
- N 23 от 26.09.2022 (далее - Контракт N5);
- N 24 от 27.09.2022 (далее - Контракт N6).
Из направленных Заказчиком обращений следует, что по всем 6 Контрактом он принял решения об односторонних отказах от 23.03.2023, а в настоящее время Контракты расторгнуты.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом случае считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства и в их совокупности и взаимосвязи принять правомерное решение.
Вместе с тем, представитель Участника явку на заседание не обеспечил, письменные пояснения, запрошенные у Участника в адрес Ленинградского УФАС России не поступали.
Уведомление направлено Предпринимателю по электронной почте, дополнительно размещено в ЕИС для ознакомления неограниченному кругу лиц 11.05.2023.
Таким образом, Участник, уведомленный надлежащим образом, не предоставил никаких письменных пояснений, явку на заседание в формате видеоконференцсвязи не обеспечил, не отправил Комиссии Ленинградского УФАС документов с фактами своей добросовестности, исходя из чего, Комиссия считает, что Исполнитель представил тот пакет документов, которыми располагал и считал достаточным для принятия соответствующих решений по рассматриваемым делам.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 7.3. Контракта N1, N2, N3, N4, N5, N6 установлено, что Заказчик имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контрактов, а именно:
- нарушение сроков выполнения работ, в т.ч. если Подрядчик не приступает к работам в течение 5 дней с даты заключения контракта;
- неоднократное (более 2-х раз) выполнение работ с недостатками;
- не выполнение требования Заказчика об устранении допущенных недостатков;
- в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Комиссия Ленинградского УФАС, ознакомившись с Контрактами и приложениями (неотъемлемая часть Контрактов), выявила, что потребность Заказчика по ним идентичная, различия касаются лишь адресов домов, подлежащих сносу.
Согласно п. 1.2. Контрактов Подрядчик обязуется выполнить работы в соответствии с Техническим заданием (Приложение 1 к контракту), и сметой (Приложение 2 к настоящему контракту), являющимися неотъемлемой частью настоящего контракта.
Согласно п. 1.3. Контрактов срок выполнения работ - 40 (сорок) календарных дней с даты подписания контракта.
Согласно п. 9.8 Контрактов каждый из них вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до полного выполнения Сторонами своих обязательств.
Полный перечень видов работ по Контрактам указан в Техническом задании (Приложение N1), таким образом, Комиссия усматривает, что из подписанных Контрактов, а также приложений, стороны изначально знали о всех сроках и объемах выполняемых работ.
Из анализа материалов и документов между Заказчиками и Участником (приобщены в материалы дела пояснения), Комиссия УФАС Ленинградской области усматривает следующее.
Из существа обращений Заказчиков следует, что решения об односторонних отказах от исполнения Контрактов 1-6 приняты 23.03.2023 на основании того, что Участником фактически не выполнены работы в полном объеме в установленные сроки (не представлены какие-либо отчетные документы), на претензии Участник не реагирует, что подрывает и срывает планы и программы Заказчика по сносу домов.
Комиссия УФАС Ленинградской области выявляет следующую хронологию событий между сторонами.
По истечению 40-дневного срока по каждому из Контрактов, Заказчик 14.11.2022 направлял Участнику претензии о неисполнении обязательств.
02.12.2022 Заказчик также по всем Контрактам направлял претензии о том, что, согласно представленному плану Графику демонтаж и вывоз материала должен завершится 02.12.2022, вместе с тем, работы не завершены в полном объеме, отчетной документации о выполнении всех обязательств Заказчику не поступало.
19.01.2023 по Контракту N1 и N2 Заказчик выдал Участнику Предостережения, о том, что при выезде на объекты 18.01.2023 было установлено, что строительные отходы забораниваются прям на земельных участках, а работы до сих пор не завершены.
23.03.2023 Заказчик принял решения об односторонних отказах по всем 6 Контрактам, поскольку отчетных документов от Участника так и не последовало.
Из письменных пояснений Заказчика следует, что он нуждался в качественных и своевременных работах по сносу, никаких препятствий для исполнения Контрактов не предпринималось, наоборот, Заказчик готов был всячески способствовать исполнению Контрактов, однако до настоящего времени они в полном объеме не завершены.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, решения об односторонних отказах от исполнения Контрактов приняты 23.03.2023, Комиссия установила, что информация размещена в ЕИС и получена Участником.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп. б п. 13 Правил).
Исходя из представленных доказательств и пояснений, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
1) Комиссия не рассматривала гражданско-правовой спор между сторонами, так как это не входит в сферу ее компетенции. Комиссия лишь на основе представленных документов, письменных и устных пояснений сторон оценивала добросовестность/недобросовестность со стороны Участника.
В настоящем решении, предмет оценки вытекает исключительно из механизма полномочий антимонопольного органа, закрепленного в соответствующих нормативных правовых актах, а именно, к выявлению в действиях (бездействии) Участника фактов, которые подтвердят его недобросовестное поведение и позволят выявить признаки, позволяющие включить сведения о таком исполнителе в РНП.
То есть, Комиссия по обращениям Заказчика рассматривала лишь применение такой меры публично-правовой ответственности как включение сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года с учетом всех обстоятельств и фактов в рамках полномочий Комиссии Ленинградского УФАС в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков.
Анализ действий Заказчиков, позволяет Комиссии сделать вывод о том, что Заказчики со своей стороны способствовал и предупреждал Участника о необходимости исполнить обязательства в рамках заключенных Контрактов и производить работу в соответствии с условиями Контрактов 1-6.
Комиссии не представлено доказательств добросовестного поведения Участника, а в виду его отсутствия на заседании Комиссии, Управлению не представлено документов, которые могли бы подтверждать позицию о невозможности исполнить Контракт и о том, что Участник стремился выполнить обязательства.
Согласно нормам действующего законодательства РФ и заключенному Контракту работы должны выполняться в соответствии с согласованным и утвержденными приложениями.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 401 ГК РФ непреодолимой силой признаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7, не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Весь объем и сроки были изначально известны Участнику, следовательно, неисполнение обязательств связанно с надлежащей степенью заботливости и осмотрительности Участника.
Комиссия Ленинградского УФАС отмечает, что гражданско-правовые отношения Участника с другими лицами (завод-производитель, субподрядчиками и т.д.) не должны оказывать влияние на обязательства Исполнителя в рамках заключенного Контракта с государственным органом при расходовании бюджетных средств и не является основанием для неисполнения обязательств.
Заказчик предоставлял дополнительный срок для исполнения обязательств, однако Участник самостоятельно об исполнении Контрактов не отчитался, при принятии решения об одностороннем отказе также не связывался с Заказчиком для устранения причин его принятия, также в ходе исполнения фиксировались многочисленные нарушения (захоронения мусора на территории, а не его вывоз).
При применении Комиссией такой меры как включение в реестр недобросовестных поставщиков, необходимо оценить соразмерность применяемых санкций существу совершенных Участником действий (бездействия) и возможными для Исполнителя последствиями.
В рассматриваемом деле, действия (бездействия) Участника привели к тому, что работы не выполнены.
Таким образом, Заказчику, нуждающемуся в сносе зданий, необходимого для дальнейшего благоустройства, нанесен значительный ущерб, что требовало особого подхода со стороны Исполнителя, кроме того Заказчику необходимо формировать новую электронную процедуру, новых согласований как по выделению бюджетных средств, так и по выполнению утвержденного плана-графика.
То есть, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при заключении Контрактов.
При таких обстоятельствах Комиссия Ленинградского УФАС, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях Участника признаки недобросовестности, выраженные в действиях (бездействии) по исполнению возложенных на себя обязательств в рамках заключенных Контрактов.
Более того, Комиссия отмечает, что:
- работы по Контрактам не приостанавливались (надлежащее уведомление Заказчика в соответствии с требованиями части 716 ГК РФ не осуществлялось);
- доказательств отправки каких-либо писем не представлено, в то время как от Заказчика представлены доказательства отправки претензий;
То есть, принимая во внимание и ознакомившись со всем пакетом документов Комиссия не находит в нем доказательств того, какие именно действия (бездействие) Заказчика не позволили Участнику исполнить Контракт надлежащим образом.
С учетом того, что Комиссии не представлено доказательств со стороны Участника, которые свидетельствуют о том, что Участник стремился в полной мере выполнить обязательства в рамках исполнения Контрактов не могут быть учтены при принятии решения.
Кроме того, по каждому из Контрактов, Участник существенно снизил цену, Участник должен предусматривать последствия своих действий и учитывать предпринимательские риски такого снижения.
Участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
В материалах дела Ленинградского УФАС отсутствуют подобные доказательства о заботливости и осмотрительности Участника.
При таких обстоятельствах Комиссия Ленинградского УФАС, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях Участника признаки недобросовестности, выраженные в действиях (бездействии) по исполнению возложенных на себя обязательств в рамках заключенных Контрактов соразмерные в каждом из исследуемых случаев санкции в виде включения сведений о нем в РНП.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
включить сведения об ИП Шаров Александр Викторович в реестр недобросовестных поставщиков по каждому из рассмотренных дел.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 15 мая 2023 г. N 047/10/104-1031/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2023