Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила информация, изложенная в обращении Заказчика, о включении сведений об ООО "ВИЛИ" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
Из представленных в Ленинградское УФАС России документов следует, что между Заказчиком и Участником заключен контракт N 055/2023 от 13.03.2023 на Оказание услуг, связанных с осуществлением перевозок пассажиров автобусами по заказам для нужд администрации МО "Выборгский район" (далее - Контракт) на сумму 774 894,06 рублей (при НМЦК 778 788,00 рублей).
Из направленного Заказчиком обращения следует, что 25.04.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта
Комиссия, оценивания представленные Заказчиком и Участником документы, установила следующее.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 12.4. Контракта установлено, что Заказчик имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Из существа обращения Заказчика в Ленинградское УФАС следует, что решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта принято 25.04.2023 на основании того, что обязательства по Контракту дважды выполнялись с нарушениями (по заявкам от 05.04.2023, от 21.04.2023).
Комиссия Ленинградского УФАС учитывает данную позицию Заказчика и отмечает, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных обязательств, нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Так, п. 1.2. Контракта установлено, что Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги, связанные с осуществлением перевозок пассажиров автобусами по заказам для нужд администрации МО "Выборгский район" (далее - услуги), в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложением N1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить эти услуги в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
По Контракту:
- 3.1. Место оказания услуг: г.Санкт-Петербург и Ленинградская область;
- 3.2. Срок оказания услуг: с даты заключения контракта по 31.12.2023 г. по заявкам Заказчика.
В обязанности Участника по Контракту входит в том числе:
- 5.2.1. Оказать услуги в порядке, объеме и в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом.
- 5.2.2. Обеспечить на месте оказания услуг выполнение необходимых мероприятий по технике безопасности, пожарной и промышленной безопасности, промышленной санитарии, охране окружающей среды, соблюдения техники безопасности по эксплуатации электрооборудования, техники и механизмов.
- 5.2.3. Обеспечить качество услуг в полном соответствии с условиями настоящего Контракта.
- 5.2.4. Немедленно извещать Заказчика о возникновении независящих от Исполнителя обстоятельств, создающих невозможность оказания услуг в сроки, установленные Контрактом.
- 5.2.5. Предоставлять Заказчику и уполномоченным Заказчиком третьим лицам всю необходимую информацию и документацию, для проверки хода и качества оказания услуг.
- 5.2.6. Исполнять в ходе оказания услуг указания Заказчика, если они не противоречат условиям настоящего Контракта.
- 5.2.7. В случае изменения реквизитов в 3-дневный срок письменно известить Заказчика.
- 5.2.8. Отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, принятое в соответствии с п. 12.10. Контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта устранены нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
- 5.2.9. Компенсировать Заказчику затраты на проведение экспертизы оказанных Услуг с привлечением экспертов, экспертных организаций в случае отмены не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с пунктом 4.2.6. Контракта.
- 5.2.10. Выполнять иные обязательства, предусмотренные настоящим Контрактом и действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 12.1. Контракт вступает в силу с момента его заключения и действует по 31 декабря 2023 г., а в части исполнения принятых по настоящему Контракту обязательств - до полного их выполнения Сторонами.
Согласно п. 1. Описания объекта закупки: "Требования к потребительским, функциональным и качественным характеристикам поставляемого товара - Услуга по перевозке пассажиров автобусом по заказам Вид сообщения: Междугородний Количество посадочных мест в автобусе: 40 чел. Круг лиц, перевозка которых осуществляется: Неопределенный Периодичность оказания услуг: По заявкам Оснащенность аппаратурой спутниковой навигации: Да Наличие в салоне системы кондиционирования воздуха: Да Обеспечение перевоза багажа: Да Наличие подменного фонда: Да Наличие диспетчерской службы: Да Год выпуска: не ранее 2013 года".
Из анализа материалов и документов между Заказчиком и Участником (приобщены в материалы дела), Комиссия УФАС Ленинградской области усматривает следующую хронологию событий.
13.03.2023 стороны заключили Контракт.
Из материалов дела следует, что Общество приступило к оказанию услуг по заявкам Заказчика.
17.03.2023 осуществлена перевозка Пос.Каменка - Санкт-Петербург, Московский вокзал (претензий от Заказчика по качеству не поступало).
03.04.2023 осуществлена перевозка Пос.Каменка - г.Выборг - пос. Пос.Каменка (претензий от Заказчика по качеству не поступало).
Одним из условий услуг по Контракту являлось требование к ТС: "Год выпуска: не ранее 2013 года" и "отвечать требованиям санитарно-технических норм".
05.04.2023 перевозка не осуществлена, поскольку Участником предоставлен автобус Хендай гос.рег.знак Х577АК178, год выпуска 2011, который также был грязный, в связи с чем Заказчик отказался от поездки.
11.04.2023 осуществлена перевозка Пос.Каменка - г.Светогорск - г.Каменногорск - пос. Каменка (претензий от Заказчика по качеству не поступало).
12.04.2023 осуществлена перевозка Пос.Каменка - п.Красная Долина - п.Рябово - пос. Каменка (претензий от Заказчика по качеству не поступало).
13.04.2023 осуществлена перевозка по г. Выборгу (претензий от Заказчика по качеству не поступало).
14.04.2023 Заказчик направил Участнику претензию ВР-ИСХ-1860/2023 по некачественной перевозке от 05.04.2023 с выставленным штрафом.
21.04.2023 при перевозке по заявке г.Выборг - г.Тосно, пр.Ленина, д.40 - г.Выборг установлено Участником использовалось ТС Мерседес О354НК33, год выпуска 1996, вместе с тем, Заказчик не отказался от перевозки, и она была осуществлена.
25.04.2023 Заказчик принял решение об одностороннем расторжении контракта.
02.05.2023 письмом исх. N 12/3 Участник просил Заказчика отозвать решение об одностороннем отказе, сожалеет о сложившейся ситуации и обязался исполнять заявки без отступлений от Контракта.
Из материалов дела следует, что Заказчик решение об одностороннем отказе не отзывал, так как нарушение было повторным.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято 25.04.2023.
Комиссия установила, что информация размещена в ЕИС, из материалов дела следует, что Участник был уведомлен надлежащим образом, поскольку направлял письмо Заказчику с просьбой его отменить.
Из пояснений представителей Заказчика также следует, что в связи с тем, что некачественное исполнение обязательств Исполнителем было дважды, то работа с данным Участником исключают возможность достижения цели осуществления закупки, Заказчик считает, что односторонний отказ полностью обоснованным и правомерным.
Участник пояснил Комиссии, что он планомерно вел работу по исполнению своих обязательств с момента подписания Контракта, намерений уклониться от своих обязательств не имелось. Участник при этом просит обратить внимание Комиссии на следующие дополнительные обстоятельства:
- Участник оказывал услуги по заявкам, Общество стремилось закончить и передать результат Заказчику;
- Участник просит обратить внимание, что признает, что часть требований Контракта были нарушены, вместе с тем, он готов понести ответственность в виде штрафных санкций, в связи с чем, считает, что исключительная мера в виде включения в РНП к нему явно несоразмерна;
- Участник сообщает, что планомерно вел работу по исполнению своих обязательств с момента подписания Контракта, при этом не отказывался и не уклонялся от устранения недостатков и дальнейшей работы, кроме того, он просил Заказчика отменить решение об одностороннем отказе, однако такого шанса, ему не было представлено.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп. б п. 13 Правил).
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контракта.
Исходя из представленных доказательств, документов и пояснений сторон, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
1) Комиссия считает необходимым особо отметить, что полностью принимает позицию Заказчика о том, что при исполнении Контракта наступили обстоятельства, являющиеся для Заказчика основанием для принятия решения об одностороннем отказе, а именно по 2 заявкам подавался автобус года выпуска позднее, указанного в Контракта (также по одной из них грязный).
Тем не менее, в настоящем решении, предмет оценки вытекает исключительно из механизма полномочий антимонопольного органа, закрепленного в соответствующих нормативных правовых актах, а именно, к выявлению намеренности в действиях (бездействии) Участника какого-либо уклонения от исполнения обязательств по Контракту, которые подтвердят его недобросовестное поведение и позволят выявить признаки, позволяющие включить сведения о таком исполнителе в РНП.
То есть, Комиссия по обращению Заказчика рассматривала лишь применение такой меры публичной ответственности как включение сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года с учетом всех обстоятельств и фактов в рамках полномочий Комиссии Ленинградского УФАС в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков.
Поэтому Комиссия, с одной стороны, не принимает аргумент Участника о несогласии с односторонним отказом.
С другой стороны, согласно правовой позиции ФАС России и Верховного суда Российской Федерации, Комиссия не может руководствоваться лишь односторонним отказом Заказчика (в том числе правомерным) без учета всех фактов, которые свидетельствуют о том, что Участник стремился выполнить обязательства в рамках исполнения Контракта для применения к нему такой меры публично-правовой ответственности.
То есть, Комиссия исходит из того, что принятое решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком, не означает автоматическое включение Участника в РНП.
При этом, в ходе полного и совокупного анализа всех документов в материалах дела Комиссия находит подтверждение доказательств того, что Участник стремился выполнить обязательства, а также был заинтересован в исполнении Контракта.
Комиссия находит подтверждение и доказательства того, что Участник согласовывал заявки с Заказчиком, по каждой из них заявке подавалось ТС, по 7 из 6 заявок перевозка осуществлена, по 5 заявкам Заказчик нарушений требований к качеству не фиксировал, также после принятого одностороннего отказа, Исполнитель стремился согласовать возникшую ситуацию, признавая нарушения и гарантируя последующую перевозку только соответствующими ТС, оплату штрафных санкций и рассчитывал на дальнейшее сотрудничество с Заказчиком.
Такая последовательность действий, намерение и желание Исполнителя выполнить обязательства и взаимодействовать с Заказчиком являются для Комиссии доказательством его стремления Участника исполнить возложенные на себя обязательства.
Следовательно, Комиссия в этой части, принимает доводы представителя Участника, о том, положениями Контракта предусмотрено применение к Обществу гражданско-правовых санкций в виде взыскания штрафов, пени, убытков, что может является в данном случае достаточной мерой по сравнению с санкцией в виде включения сведений в РНП, которая несоразмерна всем действиям, которые осуществлял Участник.
2) Комиссия также основывает свое решение на том, что при включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков должен быть доказан в том числе факт осуществления последней каких-либо действий, направленных на намеренное уклонение от исполнения Контракта.
Комиссия руководствуется статьями 95, 104 Закона о контрактной системе, а также Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, при этом, анализ вышеприведенных положений законодательства свидетельствует о том, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков о недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Также включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном неисполнении обязанностей по контракту. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от неисполнения обязанностей по контракту, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Термин недобросовестное поведение предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность действий (бездействия) и подтвердить недобросовестный характер поведения Участника.
При этом, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Комиссия на основе анализа фактической стороны дела не находит доказательств целенаправленных действий Участника, которые имели намерение не исполнить обязательства по Контракту, и в этой связи не усматривает в действиях Исполнителя сознательного неисполнения Контракта вины, выраженной в умышленных действиях (бездействии), которые были направлены на уклонение от возложенных на Общество обязательств в рамках заключенного Контракта.
Рассматривая вопрос соразмерности действий (бездействия) Участника, Комиссия Ленинградского УФАС приходит к выводу, что включение Участника в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей как ведения реестра, так и Закона о контрактной системе, а также является несоразмерным характеру осуществленных действий (бездействия) Участника.
Таким образом, Комиссия не выявляет нарушений Закона о контрактной системе со стороны Заказчика, но при изучении материалов дела не находит безусловных действий (бездействия) Участника при исполнении обязательств по Контракту, которые соразмерны включению сведений о нем в РНП.
При таких обстоятельствах, Комиссия Ленинградского УФАС руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
сведения об ООО "ВИЛИ" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 16 мая 2023 г. N 047/10/104-1058/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2023