Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 4838-ИП/23 от 05.05.2023) на действия комиссии при проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств для нужд ЛОГБУ "Вознесенский ДИ" в 2023 году.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 19.04.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 157 184,12 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает результаты рассмотрения аукционной комиссией заявки победителя по результатам электронного аукциона.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В то же время частью 2 статьи 24 предусмотрено, что конкурентным способом определения поставщика (подрядчиков, исполнителей) является, в том числе, аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Законом о контрактной системе, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Кроме того, подпунктом "а" пункта 1 части 5 той же статьи предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9)указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно доводам жалобы, в проекте контракта, направленном победителю по итогам аукциона не содержатся необходимых сведений, установленных Законом о контрактной системе, а именно:
- номера реестровых записей и совокупное количество баллов о поставляемом товаре;
- средства, предложенные победителем закупки в п. 1 и п. 3 заявки не соответствуют техническому заданию, вследствие чего, по мнению Заявителя, данная заявка должна была быть отклонена.
Комиссия, изучив проект контракта, опубликованный победителем электронного аукциона ООО "Лаборатория Инсепта" 11.05.2023 г. в ЕИС, установила, что он содержит информацию о номере реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации.
Исходя из чего, доводы жалобы не нашли своего подтверждения.
Комиссия поддерживает довод Заявителя о том, что средства, предложенные победителем закупки в п. 1 и п. 3 заявки, не соответствуют техническому заданию ввиду следующего.
Согласно описанию объекта закупки (Приложение N1 к извещению) Заказчиком установлен следующий перечень товаров и характеристики:
Наименование |
Требования к качеству |
Код по КТРУ |
Ед. изм. |
Кол-во |
Средство с дезинфицирующим эффектом |
Состав: ЧАС - 5,5%, функциональные добавки рН 7,2+-1,0. Обладает антимикробной активностью в отношении гр- и гр+ (включая микобактерии туберкулеза) микроорганизмов, вирусов (энтеральных и парентеральных гепатитов (в т.ч. гепатита А, В и С), ВИЧ, полиомиелита, аденовирусов, энтеровирусов, ротавирусов, вирусов 'атипичной пневмонии' (SARS), 'птичьего' гриппа H5N1, 'свиного' гриппа А/H1N1, гриппа человека, герпеса и др.), грибов рода Кандида, Трихофитон, Аспергиллюс, возбудителей особо опасных инфекций (чумы, туляремии, холеры) в том числе спорообразующих (возбудителей сибирской язвы). Обладает тройным синергетическим действием: дезинфицирующим, моющим и дезодорирующим. Не фиксирует органические загрязнения, полностью нейтрализует неприятные запахи (в т.ч. запах мочи, гнилостные запахи, запах плесени, посторонние запахи в помещениях с лежачими больными). Консистенция: жидкость. Объем (вес) не менее 1000 мл и не более 1100 мл. ГОСТ Р 58151.1-2018 Средства дезинфицирующие. Общие технические требования (с Поправкой) |
20.20.14.000 |
Л;ДМ3 |
350 |
Кожный антисептик |
Антисептик-спрей для рук и поверхностей. Основное действующее вещество - ЧАС. Оказывает дезинфицирующее, антисептическое, противогрибковое, антибактериальное действие. Не оставляет липкого слоя, высыхает без следа. Не вызывает аллергических реакций. Соответствует рекомендациям ВОЗ - содержит не менее 75% спирта. Состав: - Вода деионизированная; - ЧАС (четвертичные аммониевые соединения); - глицерин; - витамин Е. Тип: антисептическое средство. Наличие дозатора: с дозатором. Объем, мл: 100. ГОСТ Р 58151.1-2018 Средства дезинфицирующие. Общие технические требования |
20.20.14.000 |
Л;ДМ3 |
60 |
Дезинфицирующее средство для поверхностей |
Готовое к применению бесспиртовое средство для дезинфекции. Средство предназначено для применения с целью очистки и дезинфекции различных поверхностей и предметов. Вещества, входящие в состав спрея, активно разрушают на поверхностях биологические пленки, обладают хорошими моющими свойствами, не портят и не обесцвечивают обрабатываемые объекты. Состав: Вспомогательные компоненты 20%, ЧАС 80%. Тип: дезинфицирующее средство для поверхностей. Объем, мл: 750. Наличие дозатора: с дозатором. ГОСТ Р 58151.1-2018 Средства дезинфицирующие. Общие технические требования |
20.20.14.000 |
Л;ДМ3 |
36 |
Изучив заявку победителя (индикационный номер 5), Комиссией установлено, что сведения, представленные в заявке, являются недостоверными, а именно:
В отношении товара "Средство с дезинфицирующим эффектом" Заказчиком установлено требование: "состав: ЧАС - 5,5%". В заявке победителя закупки указано: ЧАС - 5,5%, но при этом они предлагают средство "Барбидез", в составе которого ЧАС 5%, что не соответствует требованиям извещения.
В отношении товара "Дезинфицирующее средство для поверхностей Россия" Заказчиком установлено требование: "Состав: Вспомогательные компоненты 20%, ЧАС 80%". В заявке победителя закупки указано: "Состав: Вспомогательные компоненты ЧАС 0,3%", при этом победитель закупки предлагает средство "Акваклин", в составе которого: полигексаметиленгуанидин гидрохлорид 0,25%, алкилдиметилбензиламмоний хлорид (ЧАС) 0,3%, 2- феноксиэтанол 2,0%, что также не соответствует требованиям извещения об осуществлении закупки.
На основании представленных в материалы дела документов, пояснений представителя Заказчика, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно выбран победитель электронного аукциона, ввиду чего Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение требований пп. "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системы. Доказательств обратного Комиссии представлено не было.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Торговый Дом АммА" обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протокола подведения итогов, повторного рассмотрения заявок участников электронного аукциона;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 16 мая 2023 г. N 047/06/49-1038/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2023