Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 4913-ИП/23 от 08.05.2023) на положения извещения при электронного аукциона на комплексное благоустройство территории по адресу: ул. Школьная, д. 5, ул. Полевая д.14 в пос. Бугры, Всеволожского района.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 27.04.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 469 552,40 руб.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В то же время частью 2 статьи 24 предусмотрено, что Конкурентным способом определения поставщика (подрядчиков, исполнителей) является, в том числе, аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно доводу жалобы, Заявителем оспариваются положения извещения об осуществлении закупки в части установления требований к товарам, ограничивающих круг потенциальных участников закупки.
Заявитель считает, что положения установленные Заказчиком в описании объекта закупки противоречат указанному Заказником ГОСТ Р 52290-2004, в нарушение Закона о контрактной системе.
Согласно приложению N 3 к описанию объекта закупки для товара "Знаки дорожные тип 3" Заказчиком установлены, в том числе следующее требования:
- "Группа дорожного знака: требуются предупреждающие знаки тип 1.17";
- "типоразмер дорожного знака: II";
- "высота изображения дорожных знаков: более 700 мм";
- "Содержание маркировки дорожного знака: маркировка должна содержать обозначение стандарта ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования", тип, марку и номер серии используемой пленки, наименование Подрядчика, номер и дату заключения контракта, гарантийный срок производителя. Данная маркировка должна быть видна на поверхности пленки и должна быть нанесена на внутренние слои пленки, находящиеся под верхним полимерным слоем".
Комиссия установила, ГОСТ Р 52290-2004 Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 121-ст) предусмотрено:
Размеры знаков (см. рисунок Д.1)
(размеры в миллиметрах)
Номер знака |
Типоразмер |
А |
r |
1.1, 1.2, 1.5 - 1.7, 1.9 - 1.14, 1.16, 1.17, 1.22 - 1.24, 1.26 - 1.33, 1.35, 2.3.1 - 2.3.7, 2.4 |
I |
700 |
45 |
II |
900 |
||
III |
1200 |
||
1.8, 1.15, 1.18 - 1.21, 1.25 |
I |
700 |
|
II |
900 |
||
III |
1200 |
||
IV |
1500 |
||
(в ред. Изменения N 3, утв. Приказом Росстандарта от 20.12.2019 N 1426-ст) | |||
Примечание. Для знака 1.25, предназначенного для обозначения участков дорог, на которых проводят краткосрочные ремонтные работы на проезжей части, допускается уменьшение размера А до 550 мм. |
Таким образом, Комиссия установила, что показатель "высота изображения дорожных знаков" с установленным Заказчиком значением "700 мм" в положениях ГОСТ Р 52290-2004 отсутствует.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что Заказчиком установлен показатель, который отсутствует в ГОСТе, на который ссылается в требованиях, в нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Также Комиссия поддерживает довод Заявителя о том, что Заказчиком установлены противоречивые требования, в отношении товаров "Знаки дорожные тип 1", "Знаки дорожные тип 2", ввиду следующего:
Согласно приложению N 3 к описанию объекта закупки для товаров "Знаки дорожные тип 1", "Знаки дорожные тип 2" Заказчиком установлены, в том числе следующее требования:
знаки дорожные тип 1 |
монтаж знака к стойке: должен производиться при помощи комплекта специализированного крепежа. |
|
Форма дорожного знака: должен быть квадратной формы с регламентированными изображениями белого -синего- черного (и красного) цветов, на подоснове со световозвращающей пленкой. |
|
Группа дорожного знака: требуются знаки группы особых предписаний 5.19.1 |
знаки дорожные тип 2 |
монтаж знака к стойке: должен производиться при помощи комплекта специализированного крепежа. |
|
Форма дорожного знака: должен быть квадратной формы с регламентированными изображениями белого -синего- черного (и красного) цветов, на подоснове со световозвращающей пленкой. |
|
Группа дорожного знака: требуются знаки группы особых предписаний 5.20 |
Таким образом, Комиссия установила, что Заказчику требуются дорожные знаки, имеющие следующий вид:
При этом, согласно требованию к форме дорожного знака, Заказчиком установлено: должен быть квадратной формы с регламентированными изображениями белого -синего- черного (и красного) цветов, на подоснове со световозвращающей пленкой.
Комиссия, изучив инструкцию по предоставлению сведений о характеристиках товара, поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ (Приложение 2 к описанию объекта закупки - Техническому заданию), установила, что положения инструкции не содержат информацию (регламентирующих положений) в отношении требований с использованием слов/словосочетаний в круглых скобках. Так же этот случай согласно Инструкции Заказчика не подпадает под случай альтернативности показателей. При этом в Инструкции сказано:
- "Во всех остальных случаях, не предусмотренных в данной инструкции, значения показателей считать неизменяемыми".
- "Ответственность за достоверность сведений о конкретных показателях товара, товарном знаке (его словесном обозначении), знаке обслуживания, фирменном наименовании, патентах, полезных моделях, промышленных образцах, наименовании места происхождения товара, несет участник закупки".
Таким образом, оставив такой показатель без изменений - участник предоставит недостоверные сведения, ведь данные знаки не имеют красного цвета в своем составе. Таким образом Заказчик прописал такую характеристику показателя, которую согласно Инструкции участник не в праве изменять, но которая при этом противоречит фактической характеристике товара и противоречит ГОСТ Р 52290-2004, требование соответствия которому установлено извещением.
Доводы Заказчика, с обоснованием того, как нужно заполнять показатели подлежат отклонению со стороны Комиссии, поскольку все вышеизложенное Заказчиком, должно быть указано непосредственно в Извещении, а именно в Инструкции.
Доводы Заказчика о том, что данное требование установлено именно для характеристик всей группы дорожных знаков, в том числе установленные ПДД знаки "конец жилой зоны" и т.п., которые имеют красный цвет в изображении, подлежат отклонению со стороны Комиссии. В связи с чем, что закупкой не предусмотрены поставляемые при выполнении закупаемых работ товаров (дорожных знаков), имеющих красный цвет в изображении. Из чего следует, что требование к форме дорожного знака с регламентированными изображениями белого -синего- черного (и красного) цветов не отвечает целям осуществления закупки и является избыточным.
Кроме того, Комиссия также поддерживает доводы Заявителя о то, что инструкция по заполнению заявки на участие в закупке составлена надлежащим образом, а именно содержит противоречивые/ взаимоисключающие требования.
Комиссия, изучив положения инструкции по предоставлению сведений о характеристиках товара, поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, пришла к выводу, что инструкция вводит в заблуждение потенциальных участников закупки, и увеличивает объем текста инструкции, что приводит фактически к затруднению заполнения заявки, провоцирует ошибки при заполнении заявки, необходимо выискивать требуемые значения одного наименования товара при неоднозначности трактовки союзов, предлогов, знаков препинания и символов, что свидетельствует не о стремлении заказчика довести необходимые требований в предельно ясной и доступной форме, а, напротив, "запутать" участника закупки, спровоцировав ошибки при заполнении заявки.
Доводы Заказчика, с обоснованием того, как нужно заполнять показатели подлежат отклонению со стороны Комиссии, поскольку все вышеизложенное Заказчиком, должно быть указано непосредственно в Извещении, а именно в Инструкции.
Комиссия отмечает, что описание объекта закупки должно быть выполнено таким образом, чтобы не только не ограничивать количество участников закупки, но и повысить шансы на приобретение именно такого товара, какой необходим.
В данном случае неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений, установленных в извещении об осуществлении закупки, создают препятствия для потенциальных участников аукциона. Условия извещения должны содержать ясные и четкие требования, не допускающие неоднозначного толкования с тем, чтобы любой участник экономических правоотношений при решении вопроса об участии в аукционе имел четкое представление о том, какие документы он должен представить для участия в аукционе и каким требованиям он должен соответствовать.
Исходя из вышеизложенного, такая инструкция по заполнению заявки участников является ненадлежащей и составленной в нарушение Закона о контрактной системе, поскольку установлено требование, влекущее за собой ограничение количества участников закупки.
В связи с чем, подобная Инструкция не позволяет определить соответствие товара требованиям Заказчика и препятствует правильному заполнению аукционной заявки.
Вышеуказанные доводы подтверждаются судебной практикой, например Арбитражный суд Московского округа в решении по делу А40-185244/2021
Указанная правовая позиция поддержана Тринадцатым арбитражным апелляционным судом в решении по делу N А56-105421/2022.
В отношении довода Заявителя о том, что Заказчик устанавливает требования к товарам, которые становятся известными по результатам испытаний определенной партии, Комиссия сообщает следующее.
Комиссия установила, что извещение об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона не устанавливает требований о проведении участниками закупки каких-либо испытаний.
Испытания, согласно государственным стандартам, проводятся только на конкретные партии товаров. Указанные испытания подтверждают соответствие или несоответствие установленным производителем техническим условиям на производство типов (видов) продукции.
В свою очередь, из положений извещения об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона следует, что участникам закупки требуется указать именно сведения о технических характеристиках товара, а не результаты проведенных испытаний. При этом Комиссия установила, что все требования к товарам, установленные Заказчиком в приложенииN 3 к описанию объекта закупки, являются стандартными, установлены в соответствии с требованиями документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации в соответствие положениям пункта 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия пришла к выводу, что показатели, требования к которым установлены в извещении об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, отражаются не для конкретной изготовленной единицы товара, а являются техническими условиями для производства типа (вида) товара и определяются любым производителем до его непосредственного изготовления.
Требования к показателям товаров, поставляемых при выполнении работ, указанные Заявителем в жалобе, установлены Заказчиком без учета показателей, которые могут быть получены участниками закупки опытным путем в ходе проведения испытаний уже изготовленного товара, а также не являются требованиями к компонентам отдельно взятых товаров.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Егунян Арман Эдуардович частично обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1,3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов и внесением изменений в извещение об осуществлении закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 16 мая 2023 г. N 047/06/42-1041/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2023