Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "2020" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Муниципального казенного учреждения Можайского городского округа "Единый дорожно-транспортный центр" (далее - Заказчик), Муниципального казённого учреждения Можайского городского округа Московской области "Центр торгов" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения АО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по замене и модернизации детских игровых площадок на территории Можайского городского округа Московской области (извещение N 0848300046123000077 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Конкурса в противоречие нормам Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено 20.03.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 21 961 222,65 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 03.05.2023;
4) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки, признанные соответствующими требованиям извещения о проведении Конкурса.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства российской федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Пунктом 16 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
В силу пункта 19 Положения если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
Согласно извещению о проведении Конкурса предметом закупки является выполнение работ по замене и модернизации детских игровых площадок на территории Можайского городского округа Московской области.
Заказчиком в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по детализирующему показателю "предложения, содержащие описание качественных характеристик объекта закупки" показателя "Качественные характеристики объекта закупки" критерия "Характеристики объекта закупки" установлено в том числе следующее:
"Предмет оценки: предлагаемые участником качественные характеристики объекта закупки, в соответствии с требованиями приложения N2 к описанию объекта закупки. Предложение о качественных характеристиках объекта закупки считается представленным в полном объеме, если участником описаны все сведения, предусмотренные настоящим порядком оценки.
Предложение о качественных характеристиках объекта закупки признается "предложением участника о качественных характеристиках объекта закупки не в полном объеме", если данное предложение участника не содержит все сведения, предусмотренные настоящим порядком оценки.
Отсутствие в составе заявки указанных сведений по показателю "Качественные характеристики объекта закупки" не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона и конкурсной документации и не влечет принятия решения об отклонении заявки. Оценка заявки участника по показателю "Качественные характеристики объекта закупки" определяется согласно представленному участником предложению о качественных характеристиках объекта закупки в составе заявки на участие в конкурсе в форме пояснительной записки.
Непредставление предложений участника о качественных характеристиках объекта закупки трактуется как "Отсутствие предложений о качественных характеристиках объекта закупки". В случае если участником не представлена пояснительная записка, то участнику присваивается 0 баллов по показателю "Качественные характеристики объекта закупки".
При этом, Комиссия приходит к выводу, что положение порядка оценки заявок участников закупки по критерию оценки "Характеристики объекта закупки", является необъективным, поскольку не позволяет выявить лучшее предложение участников Конкурса путем сопоставления представленных сведений участниками закупки.
В связи с изложенным действия Заказчика ненадлежащим образом установивших порядок оценки нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, доводы жалобы Заявителя является обоснованными.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком не исполнено предписание по делу от 11.04.2023 N 050/06/105-11622/2023 (далее - Предписание).
Согласно пункту 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Решением Комиссии от 11.04.2023 N 050/06/105-11622/2023 (далее - Решение) в действиях Заказчика выявлены нарушения пунктов 1, 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выдано Предписание, в соответствии с которым Заказчику необходимо, в том числе отменить протоколы, составленные в ходе проведения Конкурса, привести извещение о проведении Конкурса в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 11.04.2023 N 050/06/105-11622/2023 и осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Срок исполнения предписания установлен до 25.04.2023.
На заседании Комиссии установлено, что Предписание исполнено Заказчиком в установленные сроки.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
1) В Приложении N 2 к Описанию объекта закупки Заказчиком установлены требования к техническим характеристикам товаров, в том числе, для товара "Детское игровое оборудование качалка балансир тип 1" по показателю "Качалка балансир" установлено значение "- опорного каркаса (совокупность металлических труб диаметром не менее 32 и 42 мм с толщиной стенки не менее 2.35 мм); - балансира (клееный брус из хвойных пород сечением не менее 180х55 мм, подвергнутый специальной обработке и сушке до мебельной влажности) с приклеенной фанерной накладкой толщиной не менее 15 мм. Брус должен крепиться к опорному каркасу четырьмя болтами через металлические пластины, толщиной не менее 4 мм. Нижние пластины приварены на валу с 2 шариковыми подшипниками; - двух спинок из фанеры марки ФСФ, сорт [не ниже 2/2], толщиной не менее 21 мм, крепящихся к балансиру через металлический каркас сиденья с ручками из металлической трубы диаметром не менее 26 мм с толщиной стенки не менее 2.35 мм; - амортизационного демпфера из армированной резины, толщиной не менее 10 мм".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Инструкции по заполнению заявки установлено в том числе следующее:
"14) В случае если "требуемое значение показателя, установленное заказчиком" или диапазоны значений показателя указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ, союз.
15) В случае если "требуемое значение показателя, установленное заказчиком" или диапазоны значений показателя указаны одновременно с использованием символов "точка с запятой", "запятая", участнику закупки необходимо представить в заявке значение или диапазоны значений, разделенных символом "точка с запятой" или "запятая".
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым, Заказчиком допущена техническая ошибка в части формирования положений Инструкции по заполнению заявки на участие в Конкурсе.
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части формирования положений Инструкции по заполнению заявки на участие в Конкурсе подобным образом вводят участников закупки в заблуждение и противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2) В Приложении N 2 к Описанию объекта закупки Заказчиком установлены требования к техническим характеристикам поставляемых товаров, в том числе следующее:
- для товара "Детское игровое оборудование Подвес металлический на длинной цепи с термоусадкой" установлено значение "Подвес Материалы Должен иметь металлический каркас размером не менее 440х405х255 мм";
- для товара "Детское игровое оборудование Подвес резиновый на длинной цепи (люлька) с термоусадкой" установлено значение "Подвес Состоит из резиновой люльки-сидения размером не менее 440х175х219 мм";
- для товара "Детский игровой комплекс Тип 1" установлено значение "Площадка башни В кол-ве 2 шт. Должна быть выполнена из ламинированной противоскользящей влагостойкой фанеры толщиной не менее 18 мм, размером не менее 1040х1040 мм и площадью не менее 1 м.Площадка должна опираться на опорный брус сечением не менее 40х90 мм."
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Инструкции по заполнению заявки не указано правило одновременного использования слов "менее" и символа "х" при заполнении заявки на участие в Конкурсе, что вводит участников закупки в заблуждение и противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым, Заказчиком допущена техническая ошибка в части формирования положений Инструкции по заполнению заявки на участие в Конкурсе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно сведениям, размещенным на Официальном сайте, дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 11.05.2023.
Заказчиком в извещении о проведении Конкурса установлено в том числе следующее:
"Дата начала исполнения контракта -01.05.2023 но не ранее даты заключения контракта;
Дата окончания исполнения контракта - 16.08.2023".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Описании объекта закупки приложения N 5 к Контракту установлены сроки выполнения работ, в том числе следующие:
"4. Срок выполнения работ
45 календарных дней с даты направления заявки Заказчиком.
Период направления заявки с 01.05.2023 по 31.05.2023".
Кроме того, Заказчиком в приложении N 2 к контракту установлено в том числе следующее:
"Период направления заявок: начало: 01.05.2023 (МСК), окончание: 31.05.2023 (МСК);
Срок начала исполнения вида работ Подрядчиком**: Дата направления заявки;
Срок окончания исполнения вида работ Подрядчиком**: 45 дн. от даты направления заявки".
Изучив документы и сведения, представленные на заседании Комиссии, Комиссия приходит к выводу, что период направления заявок, установленный Заказчиком не позволяет надлежащим образом исполнить обязательства контракта по итогам проведения Конкурса не может быть заключен и исполнен на условиях, предусмотренных извещением о проведении Конкурса.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "2020" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 1 статьи 34, пунктов 3, 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Уполномоченному учреждению, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела от 11.05.2023 N 050/06/105-15225/2023 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 11 мая 2023 г. N 050/06/105-15225/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2023