Резолютивная часть объявлена 17.05.2023 г. Симферополь
В полном объеме изготовлено 22.05.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - Заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П.Рудакова,
членов Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д.Аблаева,
специалист - эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России В.Х. Мельниченко,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
Заявитель - ФГУП "Крымская железная дорога" (далее - Заказчик) - В.Н.Шкиль (доверенность N47 от 15.12.2022 г.);
Ответчик - ООО "Запчастьцентр" (далее - Ответчик) - Р.Р. Чердаков - генеральный директор, О.Р. Рахматулин (доверенность N11 от 11.05.2023 г.), А.И. Хидиятулин (доверенность N12 от 11.05.2023 г.),
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи обращение Заявителя о включении информации об ООО "Запчастьцентр" (ИНН: 7451438872, юридический адрес: Челябинска обл., г.Челябинск, ул. Ворошилова, д. 35Б, кв. 5,
454014) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по причине: одностороннего отказа от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закупки "Поставка запчастей подвижного состава (для 2ТЭ116, ЧМЭ-3, ТЭП70БС)" (извещение N 0575400000122000234) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), на основании п. 13 Правил, пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступило обращение Заявителя о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об ООО "Запчастьцентр" ввиду принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам Закупки.
В результате рассмотрения обращения, на основании документов и сведений, предоставленных Заявителем и Ответчиком, Комиссия установила следующее.
- извещение о проведении электронного аукциона размещено - 08.06.2022 г.;
- начальная (максимальная) цена контракта - 8 651 670,05 руб.;
05.07.2022 г. между ФГУП "Крымская железная дорога" и ООО "Запчастьцентр" был заключен договор N388-ДЗС/22 - "Поставка запчастей подвижного состава (для 2ТЭ116, ЧМЭ-3, ТЭП70БС)" с ценой Договора - 6 705 043,85 руб.
Согласно пункту 1.1. Договора, Поставщик обязуется поставить и передать запчасти подвижного состава (для 2ТЭ116, ЧМЭ-3, ТЭП70БС) (далее - Товар), количество, тип/марка, стоимость, которых указана в Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Договору) и характеристики которых указаны в Техническом задании (Приложение N 2 к Договору), которые являются неотъемлемой частью настоящего Договора, а Покупатель обязуется принять и оплатить поставленный Товар в порядке, в сроки и на условиях, установленных настоящим Договором.
Согласно пункту 2.1. Договора, Товар должен быть поставлен по адресу Покупателя силами и средствами Поставщика в срок, установленный в п. 2.2. данного Договора.
В соответствии с пунктом 2.2. Контракта, Поставщик осуществляет поставку Товара в строгом соответствии со Спецификацией (Приложение N 1 к настоящему Договору) в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента заключения Договора.
Согласно пункту 2.5. Договора, Поставщик обязуется поставить и передать Товар по адресу: Обособленное подразделение "Дирекция закупок и снабжения".
Адрес поставки товара: 295047, г. Симферополь, ул. Контейнерная,2 в рабочее время Покупателя (с понедельника по пятницу с 8.00 до 17.00, обед с 12.00 до 13.00 кроме праздничных и выходных дней) с предварительным уведомлением Покупателя не менее чем за 2 (два) рабочих дня.
Согласно пункту 4.2. Договора, авансирование по Договору не предусмотрено.
Согласно пункту 9.1. Договора, Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до 31.08.2022 года. Окончание срока действия Договора не освобождает Стороны от ответственности за его нарушение, а также исполнения неисполненных обязательств по Договору.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 24.04.2023 г. принято решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 9.2. Договора, расторжение Договора допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Договора от исполнения Договора в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и по основаниям, предусмотренным Договором.
Согласно части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение Заказчика от 24.04.2023 г. об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено 24.04.2023 г. Заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым - 05.05.2023 г.
Причинами послужившими основаниями принятия Заказчиком Решения об одностороннем расторжении Контракта послужили следующие обстоятельства:
"_ООО "ЗапчастьЦентр" не исполнило обязанность на поставку товара, в соответствии со спецификацией и в сроки, установленные Договором, тем самым его нарушив.
Поставка товара была осуществлена:
- 23.08.2022 г. на сумму 3 186 805, 66 руб.
- 08.09.2022 г. на сумму 110 869,20 руб.
- 15.09.2022 г. на сумму 1 366 542, 72 руб.
Товар на сумму 2 040 826, 27 руб. поставлен не был.
Кроме того, поставленный товар 15.09.2022 г. не соответствовал условиям поставки. Несоответствия товара были зафиксированы в Акте N 644 от 03.10.2022 г. и 17.10.2022 в адрес ООО "ЗапчастьЦентр" был направлен мотивировочный отказ от приемки товара.
17.11.2022 г. от ООО "ЗапчастьЦентр" поступило письмо с сообщением о невозможности поставить товар в полном объеме, согласно условий Договора.
25.11.2022 г. N 1798-ДЗС в ООО "ЗапчастьЦентр" направлена претензия о ненадлежащем исполнении своих обязательств по Договору. Ответа и оплаты на данную претензию не поступали.
До настоящего времени условия договора не исполнены, неустойки не оплачены. По состоянию на текущую дату поставщиком не удовлетворены требования заказчика.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение настоящего Договора Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями настоящего Договора_" (выдержка из решения Заказчика).
Ответчик направил возражения следующего содержания:
"_С данными обстоятельствами категорически не можем согласиться по следующим основаниям:
1.Нарушение сроков поставки.
Считаем, что нарушения сроков поставки произошли по независящим от поставщика обстоятельствам, а именно в связи с проблемами в области логистики, а также трудностей осуществления доставки в Симферополь, в связи с проведением специальной военной операции.
Однако, при той степени заботливости и осмотрительности, какая от поставщика требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, он принял все возможные меры для надлежащего исполнения обязательства (п. 1, 3 ст. 401 ГК РФ), и заказчик все-таки получил товар, более того поставщик постоянно держал ситуацию на контроле и информировал заказчика.
2.Недопоставка товара.
Письмо N 1711/1 от 17 ноября 2022 года поставщик сообщил, что дальнейшего исполнения Договора считаю необходимым сообщить, что оно невозможно в связи с существенно изменившимися обстоятельствами (значительным ростом цен не только на товар, но и на иные составляющие цены Договора).
В силу п. 1 ст. 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В настоящем случае наша организация при заключении Договора:
- исходила из того, что такого изменения обстоятельств (резкого повышения цен) не произойдет;
- это было вызвано причинами, которые наша сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру Договора и условиям оборота;
- исполнение нашей стороной Договора без изменения его условий существенно нарушает соотношение имущественных интересов сторон и может повлечь такой ущерб для нашей организации, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении Договора.
В силу п. 8 ст. 95 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями ст. 451 ГК РФ Поставщик предложил заключить соглашение о расторжении договора поставки N 388-ДЗС/22 от 05.07.2022 г. в связи с существенно изменившимися обстоятельствами. Проект соглашения о расторжении контракта прилагался к настоящему письму.
Однако, ответ от заказчика не поступил_" (выдержка из возражения Ответчика).
Согласно пояснениям Заказчика и данным, размещенным в Единой информационной системе, Ответчиком исполнены обязательства на сумму 4 664 217,58 руб.
Согласно письму N81 от 27.09.2022 г., Ответчик просил произвести приёмку секций калорифера производства именно Республики Беларусь, так как данные позиции производители России не имеют возможность отгрузить в ближайшее время из-за нехватки комплектующих. К тому же секции калорифера производства Республики Беларусь имеют более высокие показатели качества производства, лучшие эксплуатационно-технические характеристики.
На мотивированный отказ N1546-ДЗС от приемки Товара от 17.10.2022 г. было заключено Дополнительное соглашение N1 от 21.10.2022 г., в котором были внесены соответствующие изменения в спецификацию.
Ответчик пояснил, что не смог поставить Товар своевременно в связи с резко возросшими ценами на поставляемые Товары. В качестве доказательств, подтверждающих рост цен, Ответчик приобщил к материалам дела коммерческие предложения на поставку продукции от июня, июля и августа, согласно которым цена Товаров существенно возросла с момента размещения извещения о проведении электронного аукциона.
Ответчик также предоставил платежные поручения, подтверждающие поставку Товаров в период исполнения Договора, в том числе, поставку Товаров после завершения срока действия Договора.
Письмом N1711/1 от 17.11.2022 г. Ответчик просил Заказчика заключить соглашение о расторжении Договора поставки, в связи с ростом цен на Товар и затраты на логистику.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков используется на практике как правовой институт защиты заказчиков от потенциально недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта.
Согласно пункту 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Таким образом, учитывая вышеприведенные правовые позиции и оценив фактические обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, приняв во внимание характер, степень существенности нарушения и вины Ответчика, принимая во внимание характер действий общества, свидетельствующих о намерении исполнить контракт, оценив в том числе поведение самого заказчика, приняв во внимание предпринятые обществом меры и наличия реальных и объективных препятствий для завершения исполнения контракта, Комиссия приходит к выводу об отсутствии состава недобросовестного поведения.
Ответчиком совершались действия направленные на исполнение взятых обязательств, были предоставлены документы, подтверждающие наличие обстоятельств непреодолимой силы.
По мнению Комиссии, при рассмотрении вопроса о включении или не включении информации в отношении соответствующего лица в реестр недобросовестных поставщиков, недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое неисполнение лицом условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
На основании представленных материалов и пояснений Сторон, Комиссия Крымского УФАС России пришла к выводу, что недобросовестное поведение, умышленное уклонение Ответчика от исполнения своих обязательств по Контракту не доказано.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь положениями части 16 статьи 95, 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать Заявителю во включении информации об Ответчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
А.П. Рудакова |
Члены комиссии: |
|
|
|
|
Т.Д. Аблаева |
|
|
В.Х. Мельниченко |
Исп.Мельниченко В.Х.
тел.вн. 082-119
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 22 мая 2023 г. N 082/10/104-672/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2023