Резолютивная часть объявлена 18.05.2023 г. Симферополь
В полном объеме изготовлено 23.05.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - Заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П.Рудакова,
членов Комиссии:
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э.С.Велиляева,
специалист - эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России В.Х.Мельниченко,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
Заявитель - ГБУЗ РК "Симферопольская центральная районная клиническая больница" (далее - Заказчик) - П.С.Бородулин (доверенность N9 от 09.01.2023 г.), А.В. Цегельник (доверенность N1873 от 16.05.2023 г.);
Ответчик - ООО "Контур" (далее - Ответчик) - А.Л. Руденков (доверенность от 15.05.2023 г.),
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи обращение Заявителя о включении информации об ООО "Контур" (ИНН: 7701349191, юридический адрес: г. Москва, ул. Бауманская, д.7, стр.1, э антресоль 2, пом. 1, комн.17, оф. 23,
105005; почтовый адрес: г. Москва, проезд Березовой Рощи, д. 12, под.7, пом. 210, 125252) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по причине: одностороннего отказа от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закупки "Капитальный ремонт врачебной амбулатории по адресу: пгт. Молодежное, ул. Крымская, 7" (контракт N 2910900821221000205) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), на основании п. 13 Правил, пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступило обращение Заявителя о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об ООО "Контур" ввиду принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам Закупки.
В результате рассмотрения обращения, на основании документов и сведений, предоставленных Заявителем и Ответчиком, Комиссия установила следующее:
16.09.2021 г. между ГБУЗ РК "Симферопольская центральная районная клиническая больница" и ООО "Контур" был заключен контракт NЕД/СМР/7 - "Капитальный ремонт врачебной амбулатории по адресу: пгт. Молодежное, ул. Крымская, 7" в порядке определения единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с ценой Контракта - 22 215 777,88 руб.
Согласно пункту 1.1. Контракта, Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению строительно - монтажных работ по объекту "Капитальный ремонт врачебной амбулатории по адресу: пгт. Молодежное, ул. Крымская, 7" (далее - Объект), в соответствии с проектно-сметной документацией, переданной Заказчиком Подрядчику в порядке, установленном п. 5.2.1 настоящего Контракта, в срок, установленный п. 4.1. настоящего Контракта и Графиком производства работ (по форме согласно Приложению N 2 к Контракту), по цене, указанной в п. 2.1 настоящего Контракта.
Согласно пункту 1.2. Контракта, место выполнения работ по Контракту: Республика Крым, Симферопольский район, пгт. Молодежное, ул. Крымская, 7.
В соответствии с пунктом 1.4. Контракта, источник финансирования: субсидии из бюджета Республики Крым. Соглашение о предоставлении из бюджета Республики Крым субсидии государственному бюджетному учреждению Республики Крым (государственному автономному учреждению Республики Крым) нa иные цели от 10.08.2021 г.
Согласно пункту 3.1. Контракта, промежуточная оплата осуществляется при предоставлении Подрядчиком надлежащим образом оформленных: акта приемки выполненных работ (форма NКС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма NКС-3) и счета. Заказчик оплачивает работы в течение 15 рабочих дней со дня подписания Сторонами акта приемки выполненных работ (форма NКС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма NКС-3) на основании предоставленного Подрядчиком счета на оплату, при условии фактического финансирования.
Согласно пункту 4.1. Контракта, работы, предусмотренные настоящим Контрактом, выполняются в соответствии с Графиком производства работ (по форме согласно Приложению N2 к Контракту), согласованным Сторонами в порядке, предусмотренном настоящим Контрактом:
- начало работ - со дня заключения Контракта;
- окончание работ - не позднее 01.12.2022 г.. За нарушение Графика выполнения работ Подрядчик несет ответственность, перед Заказчиком. Объем работ по Контракту должен быть исполнен в соответствии с Графиком выполнения работ и в пределах лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год.
Согласно пункту 14.2. Контракта, настоящий Контракт действует до 31 декабря 2021 г., а в части взаиморасчетов, до полного их исполнения. Истечение сроков выполнения работ, предусмотренных настоящим Контрактом, не освобождает Стороны от исполнения принятых на себя обязательств. Юридически значимые сообщения (заявки, претензии, уведомления и др.) могут быть направлены Сторонами друг другу одним из нижеперечисленных способов:
- письмом на электронный почтовый ящик (e-mail), указанный в реквизитах сторон настоящего Контракта - при этом подтверждением такого направления является сохраненная отправившей Стороной в ее электронном почтовом ящике скан-копия заявки, претензии в формате PDF, JPEG. TIFF или PNG, а также распечатанная бумажная версия отправленного сообщения - такое письмо считается полученным адресатом в день его отправки;
- ценным письмом с описью вложения по адресу места нахождения (места жительства) Стороны;
- передача лично Стороне или его уполномоченному представителю под роспись либо по передаточному акту.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 15.03.2023 г. принято решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 8.3. Контракта, Контракт может быть расторгнут
- по соглашению Сторон;
- по решению суда;
- в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе обратиться в суд, в установленном законодательством Российской Федерации порядке с требованием о расторжении Контракта в следующих случаях:
- при существенном нарушении Контракта Подрядчиком;
- в случае просрочки исполнения обязательств по выполнению работ более чем на 5 (пять) календарных дней;
- в случае неоднократного нарушения сроков выполнения работ - более двух раз более чем на 5 (пять) календарных дней;
- в случае существенного нарушения требований к качеству выполняемых работ (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков);
- установления факта предоставления недостоверной (поддельной) банковской гарантии или содержащихся в ней сведений, а также представление банковской гарантии, не соответствующей требованиям Федерального Закона 44-ФЗ;
- в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 12.2. статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение Заказчика от 15.03.2023 г. об одностороннем отказе от исполнения Контракта возвращено заказным письмом по адресу Заказчика, в связи с истечением срока хранения письма, и вручено представителю Заказчика 04.05.2023 г.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым - 16.05.2023 г.
Причинами послужившими основаниями принятия Заказчиком Решения об одностороннем расторжении Контракта послужили следующие обстоятельства:
"_Согласно условий заключенного Контракта, п. 4.1 раздела 4 "Сроки выполнения работ", начало работ - со дня заключения, окончание работ - не позднее 01.12.2022 г.
Согласно п. 5.4.2. раздела 5 Контракта, подрядчик обязан - сдать Заказчику выполненные работы в установленный п.4.1. настоящего Контракта срок по актам о приемке выполненных работ по форме No КС-2 и справкам о стоимости выполненных работ и затрат по форме No КС-3.
В настоящее время, объект не завершен, не сдан Заказчику в эксплуатацию. Нарушены все сроки выполнения работ. Технологический процесс, также нарушен. Подрядчик не предоставляет полный и верный комплект документации, не согласовывает с Заказчиком. Нарушен утвержденный график производства строительно-монтажных работ.
В связи с тем, что указанный Контракт на выполнение строительномонтажных работ по объекту: "Капитальный ремонт врачебной амбулатории по адресу: пгт. Молодежное, ул. Крымская, 7" является мероприятием Национальных проектов России "Здравоохранение", вышеуказанные обстоятельства - являются недопустимыми для Заказчика. Подрядчик же, своим недобросовестным поведением, производит "срыв" указанной целевой программы. Заказчику необходим капитальный ремонт здания ВА в с.Молодежное, с целью ведения и оказания профессиональной лечебной деятельности и оказания медицинской помощи жителям всего Симферопольского района Республики Крым. _" (выдержка из решения Заказчика).
Ответчик направил возражения следующего содержания:
"_ФАПы Залесье, Винницкое, Кизиловое: передача объектов была выполнена не в срок, приступили к работам октябрь-ноябрь 2021 г После начала СВО 24 февраля 2022 г цены на материалы указанные для применения в проектах значительно выросли, подрядчик был вынужден искать замену, логистические каналы были нарушены, значительная часть поставщиков ушли с рынка процесс замены материалов требовал согласования с заказчиком, путем созыва технической комиссии, что привело к увеличению сроков производства работ
По состоянию на 31.12.2022 г. ФАП Залесье, Винницкое, Кизиловое строительно-монтажные работы были завершены, персонал лечебных учреждений приступил к заселению и ведению мероприятий по приему граждан, объекты передавались заказчику с сентября 2022 г, одновременно устранялись замечания, велась подготовка исполнительной документации, по состоянию на 15.05.2023 г. весь комплект исполнительной документации передан Заказчику:
Залесье - процент выполнения 100%;
Кизиловое - процент выполнения 100% (экономия государственных средств по итогу проведенных работ составила 3% от стоимости контракта);
Винницкое - процент выполнения 100%;
Новоселовка - процент выполнения 100% (экономия государственных средств по итогу проведенных работ составила 1,5% от стоимости контракта);
Чистенькое - процент выполнения 100% (экономия государственных средств по итогу проведенных работ составила 1,25% от стоимости контракта).
Молодежное:
Работы выполнены и закончены, небольшое отставание связано с заменой ряда оборудования, в первую очередь материалы сетей связи, кондиционирования, закуплено оборудование улучшающие технические и эксплуатационные характеристики. Фототчет объекта прилагается. Ведутся работы по сдаче исполнительной документации. Объем выполненных работ 100%. Задержка со сдачей объекта в эксплуатацию связана с дополнительными работами не вошедшими в первоначальный проект, такими как штукатурка, шпаклевка помещений, ведомость и сметная документация прилагается
Финансирование объекта первоначально велось за собственные средства подрядчика, в мае 2022 г было принято решение выделить аванс в размере 8 063 168,64 рубля. Средства были направлены на закупку материалов для проведения строительно-монтажных работ. Погашение авансирования будет произведено путем зачета выполнения работ (реестр актов выполненных работ прилагается).
Итоговые акты направлены заказчику 29/12/2022 г. Повторно направлены 10/05/2023 г. Переданы и зарегистрированы в канцелярии Заказчика 11/05/2023 г. Заказчик уклоняется от подписания итоговых актов.
Данные доказательства подтверждают отсутствие у ООО "КОНТУР" умысла на уклонение от исполнения контрактов и срыв реализации мероприятий Национальных проектов России "Здравоохранение"_" (выдержка из возражения Ответчика).
Комиссией было установлено, что на дату рассмотрения Заказчиком оплачены работы на сумму 12 711 590,16 руб. с учетом предоставленного аванса. Данный факт подтверждается платежными поручениями, размещенными Заказчиком в Единой информационной системе.
Ответчик сообщил, что строительно-монтажные работы на объекте полностью завершены, велась подготовка исполнительной документации, по состоянию на 15.05.2023 г. весь комплект исполнительной документации передан Заказчику. Заказчик не отрицал фактическую готовность объекта.
Комиссия принимает во внимание, что Ответчиком был передан, а Заказчиком получен итоговый акт приемки законченного строительством объекта, что подтверждается письмом N147 от 10.05.2023 г. (вх. N3214 от 11.05.2023 г.). Ответчик исполнил обязательства по Контракту в установленный законом десятидневный срок с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Кроме того, согласно справке-докладу по объекту, подготовленному строительным контролем, общая строительная готовность объекта на 15.05.2023 г. составила 90%. В представленных материалах проблемные вопросы отсутствовали.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков используется на практике как правовой институт защиты заказчиков от потенциально недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта.
Согласно пункту 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В силу статьи 708 ГК РФ существенным условием договора подряда является условие о сроке выполнения работы.
Вместе с тем факт нарушения срока исполнения контракта сам по себе не является достаточным условием для включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков. Основанием для включения сведений в реестр является только такое неисполнение условий контракта, которое явно подтверждает недобросовестное поведение и вину исполнителя.
Ответчиком на протяжении срока действия Контракта исполнялись взятые обязательства, были предоставлены необходимые документы, подтверждающие завершение работ. Ответчик выразил готовность устранить возникшие в ходе работ недостатки, в соответствии с выявленными замечаниями.
Из фактических обстоятельств дела следует, что действия подрядчика были направлены на исполнение контракта, выполненные подрядчиком работы имеют социальную ценность, готовность объекта составляет 90%.
Таким образом, учитывая вышеприведенные правовые позиции и оценив фактические обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, приняв во внимание характер, степень существенности нарушения и вины Ответчика, принимая во внимание характер действий общества, свидетельствующих о намерении исполнить контракт, оценив в том числе поведение самого заказчика, приняв во внимание предпринятые обществом меры и наличия реальных и объективных препятствий для завершения исполнения контракта, Комиссия приходит к выводу об отсутствии состава недобросовестного поведения.
По мнению Комиссии, при рассмотрении вопроса о включении или не включении информации в отношении соответствующего лица в реестр недобросовестных поставщиков, недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое неисполнение лицом условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
В то же время Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действиях Ответчика отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по Контракту, что подтверждается опубликованными в ЕИС актами выполненных работ в период исполнения Контракта и до завершения работ.
Бесспорных доказательств, подтверждающих обратное, Заказчиком и иными лицами в материалы рассматриваемого дела не представлено.
При вышеизложенных обстоятельствах, вины ООО "Контур", выразившейся в намеренном неисполнении условий Контракта, Управлением не установлено.
Кроме того, Комиссия считает, что возникшие в ходе исполнения Контракта разногласия сторон, а именно направленные в адрес Ответчика требования о выплате штрафов, пеней, не свидетельствуют о недобросовестном поведении Подрядчика, а указывают на наличие гражданско-правового спора у сторон Контракта, возникшего при его исполнении.
При этом с момента заключения контракта между его сторонами возникают гражданско-правовые отношения, оценку которым антимонопольный орган в рамках рассмотрения одностороннего отказа заказчика либо подрядчика от исполнения контракта в качестве основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков давать не вправе.
Исходя из вышеизложенного, требования об оплате штрафов в связи с нарушением сроков исполнения Контракта, в том числе послужившие основанием для одностороннего отказа от исполнения Контракта, находятся в сфере гражданско-правовых отношений сторон, а их исследование со стороны антимонопольного органа подменяло бы компетенцию суда.
Обоснованность и правомерность тех или иных действий сторон, связанных с исполнением рассматриваемого Контракта, может быть оценена в рамках конкретного гражданско-правового спора, по итогам рассмотрения которого могут быть сделаны выводы о необходимости применения соответствующих гражданско-правовых последствий.
На основании представленных материалов и пояснений Сторон, Комиссия Крымского УФАС России пришла к выводу, что недобросовестное поведение, умышленное уклонение Ответчика от исполнения своих обязательств по Контракту не доказано.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь положениями части 16 статьи 95, 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать Заявителю во включении информации об Ответчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
А.П. Рудакова |
Члены комиссии: |
|
|
|
|
Э.С. Велиляева |
|
|
В.Х. Мельниченко |
Исп.Мельниченко В.Х.
тел.вн. 082-119
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 23 мая 2023 г. N 082/10/104-723/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2023