Резолютивная часть решения оглашена 19 мая 2023 года
Решение в полном объеме изготовлено 23 мая 2023 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: Членов комиссии:
рассмотрение жалобы осуществлялось в присутствии посредством видео-конференц-связи:
представителя Управления образования администрации города Бузулука - действующей на основании доверенности,
представителя администрации города Бузулука - действующей на основании доверенности,
представитель Сысоева К.В. на рассмотрение жалобы не явился, о дате, времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом (исх. N ИБ/598/23 от 16.05.2023 г.),
рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя Сысоева Константина Владимировича на положения извещения о проведении электронного аукциона на оказание услуг по организации общественного питания детей в лагерях дневного пребывания, созданных на базе муниципальных образовательных учреждений (N извещения 0153300000323000057),
УСТАНОВИЛА:
15.05.2023 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба Индивидуального предпринимателя Сысоева Константина Владимировича (далее - Заявитель, ИП Сысоев К.В.) (вх. N 918/23 от 15.05.2023 г.) на положения извещения о проведении электронного аукциона на оказание услуг по организации общественного питания детей в лагерях дневного пребывания, созданных на базе муниципальных образовательных учреждений (N извещения 0153300000323000057) (далее - закупка, аукцион).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Управлению образования администрации города Бузулука (далее - Заказчик), администрации города Бузулука (далее - Уполномоченный орган) выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Из содержания жалобы следует, что Заявитель не согласен с положениями извещения о проведении электронного аукциона ввиду следующего.
Во-первых, согласно доводам ИП Сысоева К.В., Заказчик в "Требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке" незаконно установил требование о предоставлении участником закупки в заявке информации, предусмотренной пп. "в" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
Во-вторых, в Извещении о проведении электронного аукциона Заказчик не требует у участника закупки документов, подтверждающих соответствие п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, однако в "Требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке" устанавливает необходимость предоставления документов, подтверждающих соответствие названным требованиям.
Представитель Заказчика просил признать жалобу необоснованной, полностью поддержав доводы, изложенные в письменных пояснениях, указав на следующее. "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке" содержат указание на необходимость предоставления в составе заявки декларации о соответствии участника закупки требованиям, установленным пп. 3-5, 7-11 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе. Требование о предоставлении информации и документов, предусмотренных пп. "а" - "л" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, в Извещении и приложениях к нему не содержится.
Относительно второго довода жалобы представитель Управления образования администрации города Бузулука пояснил, что Заказчиком в Извещении установлены требования к участникам закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31, ч. 1.1 ст. 31, ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, а именно: наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов. "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке" устанавливают, помимо прочего, необходимость предоставления в составе заявки документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе. Вместе с тем предоставление вышеназванных документов в составе заявки не требуется.
Представитель Уполномоченного органа поддержал позицию, изложенную представителем Заказчика, обратив внимание на то, что требования к заявке обращают внимание участников закупки на дополнительные требования, установленные в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации". Представитель Уполномоченного органа обратил внимание Комиссии Оренбургского УФАС России на то, что возникшее противоречие не повлекло за собой необоснованного ограничения числа участников закупки.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, пришла к следующим выводам.
05.05.2023 14:58 (МСК+2) на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система, далее - ЕИС) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по организации общественного питания детей в лагерях дневного пребывания, созданных на базе муниципальных образовательных учреждений (номер извещения 0153300000323000057).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 089 189,10 рублей.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе, Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе, конкурентным способом определения поставщиков является, в том числе, проведение электронного аукциона.
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, предусмотренную пп.1-23 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Частью 2 вышеуказанной статьи предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках.
В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлен перечень единых требований к участникам закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в вышеуказанный перечень входит соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
На основании части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Проанализировав содержание Извещения, Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что в указанном Извещении содержатся следующие требования к участникам закупки:
"1. Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ;
2. Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ;
3. Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ;
3.1 Требования в соответствии с позицией 33 раздела VI приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571
Наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов. Цена оказанных услуг и (или) поставленных товаров по договору должна составлять не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: 1) исполненный договор; 2) акт приемки оказанных услуг и (или) поставленных товаров, подтверждающий цену оказанных услуг и (или) поставленных товаров".
Согласно "Требованиям к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению", заявка на участие в закупке, помимо прочего, должна содержать "документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом; Установлено".
Таким образом, Извещение о проведении закупки не содержит требование о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Между тем на необходимость предоставления данных документов указано в "Требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению".
Из содержания положений ст. ст. 33, 42 Закона о контрактной системе следует, что, требования к участникам закупки должны носить ясный и четкий характер, не допускать неоднозначного толкования.
Неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений проекта контракта, в котором содержатся требования об обязательности представления копии лицензии - положениям извещения, из содержания которого данная обязанность не следует, кроме того, неоднозначность требований Заказчика относительно предоставляемых документов в составе заявки создает или может создать препятствия для потенциальных участников закупки на стадии заполнения заявок, и соответственно служит препятствием для подачи заявки, тем самым нарушается принцип профессионализма заказчика, что создает угрозу обеспечения конкуренции, независимо от фактического результата закупки.
При таких обстоятельствах Комиссия Оренбургского УФАС России находит довод Заявителя жалобы обоснованным.
Относительно предоставлении в составе заявки документов, предусмотренных пп. "в" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, представители Заказчика и Уполномоченного органа пояснили, что в перечне информации и документов, которые должна содержать заявка участника закупки, отсутствует информация, предусмотренная пп. "в" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
Из положений статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы. В связи с тем, что Заявитель на рассмотрение жалобы не явился, у Комиссии Оренбургского УФАС России отсутствовала возможность задать уточняющие вопросы относительно указанного довода жалобы.
В связи с тем, что противоречие между содержанием Извещения и "Требованиями к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению" не повлекло необоснованного отклонения участников закупки и, как следствие, ограничение количества участников закупки, Комиссия Оренбургского УФАС России предписание об устранении нарушений части 3 статьи 7, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе решила не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Сысоева Константина Владимировича на положения извещения о проведении электронного аукциона на оказание услуг по организации общественного питания детей в лагерях дневного пребывания, созданных на базе муниципальных образовательных учреждений (N извещения 0153300000323000057) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения требований ч. 3 ст. 7, ч. 5 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
Члены комиссии: | |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 19 мая 2023 г. N 056/06/105-520/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2023