Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев информацию комитета по архитектуре администрации муниципального образования "Город Саратов" о включении ООО "РЕСТМАСТЕРСКАЯ АПН" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0160300057321000007 "Разработка научнопроектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципального образования "Город Саратов", включающих проведение первоочередных противоаварийных мероприятий с положительным заключением государственной историко-культурной экспертизы" (далее - Аукцион).
УСТАНОВИЛА:
11.05.2023 комитет по архитектуре администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Заказчик) представила в Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) информацию в отношении ООО "РЕСТМАСТЕРСКАЯ АПН" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0160300057321000007 "Разработка научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципального образования "Город Саратов", включающих проведение первоочередных противоаварийных мероприятий с положительным заключением государственной историко-культурной экспертизы" (далее - Аукцион).
Изучив представленную информацию и документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении информации и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
27.08.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок и на сайте электронной площадки было размещено извещение о проведении Аукциона N 0160300057321000007 "Разработка научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципального образования "Город Саратов", включающих проведение первоочередных противоаварийных мероприятий с положительным заключением государственной историко-культурной экспертизы".
Заказчиком Аукциона является Комитет по архитектуре администрации муниципального образования "Город Саратов".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 000 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика
(подрядчика, исполнителя) от 10.09.2021 N 0160300057321000007-3 заявка ООО "РЕСТМАСТЕРСКАЯ АПН" (далее- Поставщик) признана победителем Аукциона.
23.09.2021 комитет по архитектуре администрации муниципального образования "Город Саратов" и ООО "РЕСТМАСТЕРСКАЯ АПН" заключили контракт N 0160300057321000007 на выполнение работ по разработке научнопроектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципального образования "Город Саратов", включающих проведение первоочередных противоаварийных мероприятий с положительным заключением государственной историко-культурной экспертизы.
В соответствии с п. 1.1. Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по разработке научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципального образования "Город Саратов", включающих проведение первоочередных противоаварийных мероприятий с положительным заключением государственной историко-культурной экспертизы на основании Технического задания Заказчика (Приложение N 1), в соответствии со Сметой (Приложение N 2), являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта, и сдать результат работы Заказчику в соответствии с условиями настоящего Контракта.
Результатом выполненных работ по настоящему Контракту является: разработанная научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципального образования "Город Саратов", включающих проведение первоочередных противоаварийных мероприятий с положительным заключением государственной историко-культурной экспертизы.
Пунктом 2.1. Контракта установлено, что подрядчик обязан к установленному Контрактом сроку предоставить заказчику результаты выполненных работ, предусмотренные настоящим Контрактом.
Согласно п. 3.2 Контракта сроки выполнения работы: выполнение работ осуществляется с даты заключения контракта и не позднее 15 декабря 2021 года.
Также, пунктом 11.1. Контракта устанавливается, что контракт вступает в силу с даты его подписания Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по настоящему Контракту, но не позднее 31 декабря 2021 года, или до его расторжения в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом. Истечение срока действия Контракта не освобождает Стороны от ответственности за неисполнение обязательств по настоящему Контракту.
Согласно пояснениям представителя Заказчика на 27.04.2023 работы по разработке научно-проектной документации не выполнены.
Пунктом 2.4. Контракта установлено, что Заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта, приняв в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
27.04.2023 Заказчиком, в связи с неисполнением Поставщиком обязательств, принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с его неисполнением, которое 27.04.2023 было размещено в Единой информационной системе в сфере закупок.
Согласно п. 2 и 3 ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель). Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Датой надлежащего уведомления, считается дата размещения решения об одностороннем отказе в ЕИС.
Решение об одностороннем отказе вступило в законную силу и контракт считается расторгнутым 10.05.2023.
Из пояснений Решение об одностороннем отказе было принято в связи с невыполнением Обществом работ, предусмотренных Контрактом и техническим заданием.
В соответствии с обращением от 20.09.2021 N 116 Общество запросило у Заказчика документы, для проведения первоочередных противоаварийных мероприятий с положительным заключением государственной историко-культурной экспертизы.
07.10.2021 в рамках исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, Заказчиком в ответ на обращение Общества от 20.09.2021 N 116 представлены необходимые документы.
01.12.2021 в адрес Комитета поступила научно-проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Больничный комплекс (13 объектов), кон. XIX-нач. XX вв.: - общежитие", находящегося по адресу: Россия, Саратовская область, г. Саратов, ул. им. Хользунова А.И., 19 (литера Н) - Раздел 12.4 "Эскизный проект (ЭП)" (Шифр: N 016030/21-СЭП).
13.12.2021 Комитетом в адрес Общества направлена информация о согласовании указанного раздела научно-проектной документации.
15.02.2022 в адрес Общества направлена претензия с требованием в добровольном порядке оплатить неустойку за неисполнение условий Контракта. Требования, указанные в претензии, в добровольном порядке не удовлетворены, в связи с чем Заказчик обратился в Арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании штрафа за невыполненные обязательства по контракту, которое рассмотрено и удовлетворено.
Согласно пояснениям представителей Общества следует, что в ходе исполнения контракта, в том числе по состоянию на 31.12.2021, а также на 27.04.2023 (дата принятия решения об отказе) подрядчиком были выполнены следующие работы: Раздел 1. Пояснительная записка - 100%, Раздел 3 Архитектурные решения - 100%, Раздел 4. Конструктивные и объемно планировочные решения - 100%, Раздел 5. Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно- технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений - 100%, Раздел 6. Проект организации строительства - 100%, Раздел 7. Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства - 100%, Раздел 9, Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности - 100%, Раздел 10. Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов - 100%, Раздел 11. Смета на строительство объектов капитального строительства - 100%, Раздел 12. Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами - 100%, Раздел 12.1 Предварительные работы - 100%, Подраздел 12.1.1 Исходно-разрешительная документация - 100%, Подраздел 12. 1.2 Предварительные исследования - 100%, Раздел 12.2 Проект первоочередных противоаварийных работ - 100%, Раздел 12.3 Комплексные научные исследования - 100%, Подраздел 12.3.1 Историко-архивные и библиографические исследования - 100%, Подраздел 12.3.2 Историкоархитектурные научные исследования - 100%, Подраздел 12.3.3 Фотофиксационные материалы - 100%, Подраздел 12.3.4 Комплексы технологических исследований по строительным и отделочным материалам (каменным, деревянным, растворам) памятника в целом - 100%, Подраздел 12.3.5 Отчет по комплексным научным исследованиям - 100%, Раздел 12.4 Эскизный проект - 100%, Раздел 12.5 Проект - 100%.
Исходящим письмом N 116 от 20.09.2021 Подрядчик обратился о предоставлении исходно-разрешительной документации. 07.10.2021 письмом исх. N 01-27/747 Заказчик направил исходно-разрешительную документацию (просрочка составила 7 дней),
Исходящим письмом N 118 от 23.09.2021 Подрядчик обратился ОГУ "Государственный архив Саратовской области" о предоставлении сведений по объекту культурного наследия, в том числе - Описание особенностей объекта, послужившим основанием для включения его в реестр (историю возникновения памятника).
В ответе исх.N 2934 от 01.10.2021 (приложение N 5) ОГУ "Государственный архив Саратовской области" не располагает информацией по объекту: "Больничный комплекс (13 объектов), кон. ХIХ-нач. ХХ вв.: - общежитие".
Исходящим N 131 от 12.10.2021 г. Подрядчик обращается за информацией об объекте культурного наследия "Больничный комплекс (13 объектов), кон. МХ-нач. ХХ вв. общежитие" к пользователю объекта: Саратовская городская клиническая больница N 1 им. ЮЛ. Гордеева.
В ответе исх. N 2765 от 26.10.2022 Саратовская городская клиническая больница N 1 им. ЮЛ. Гордеева (пользователь объекта культурного наследия), вх. 46 от 10.11.2021 сообщает, что не располагает информацией об объекте "Больничный комплекс (13 объектов), кон. ХIХ-нач. ХХ вв.: - общежитие".
Исходящим письмом N 126 от 01.10.2021 Подрядчик уведомляет о прибытии рабочей группы на объект для выполнения предварительных, комплексно-научных и натурных исследований вышеуказанного объекта культурного наследия в период с "6" по "9" октября 2021 г. Разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия было получено 06.10.2021, сроки выполнения работ смещаются на 13 дней.
Письмом исх. N 162 от 17.112021 Подрядчик уведомляет Заказчика, что научно-проектная документация "Проект предмета охраны" (Шифр: N016030/21-СППО) была направлена на согласование в Управление по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области.
Письмом N 174 от 01.12.2021 Подрядчик направляет для согласования Раздел
12.4.Эскизный проект.
Входящим письмом 01-31/1793 от 13.12.2021 Заказчик согласовал Раздел 12.4 Эскизный проект.
Письмом, исходящим N 184 от 14.12.2021 г. Подрядчик просит предоставить Заказчика технические (инженерные нагрузки) по сетям инженерно-технического обеспечения, точки ввода вышеуказанного объекта, а также температурный график для тепловых сетей. Согласно п. 6 ст. 48 Градостроительный кодекс РФ (ГРК РФ) от 29 декабря 2004 г. 190-ФЗ Заказчик обязан предоставить технические условия подключения в качестве исходных данных согласно п.2.З. Контракта.
Ответы по техническим условиям были получены от Заказчика 23.12.2021 (N 5007/03, АО "Саратовгаз") и 24.12.2021 (N ИСХ-20724-21/КВС, Концессия водоснабжения Саратов), что позволило разработать Раздел 5. Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений.
16.11.2021 г. Подрядчик письмом исх. N 160 направляет на согласование "Проект предмета охраны" (Шифр: N016030/21-С-ППО), для утверждения приказом Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области.
Исходящим N 162 от 17.11.2021 Подрядчик уведомляет Заказчика о направлении "Проекта предмета охраны" в Управление по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области. (Повторное уведомление Заказчика письмом N 7 от 18.01.2022).
Подрядчик выполнил комплексные научные исследования, обосновывающие представленный в Комитет, "Проект предмета охраны" согласно п 3 Приказа Минкультуры России от 13.012016 N 28 "Об утверждении Порядка определения предмета охраны объекта культурного наследия". При этом отразил требования Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области к Предмету охраны, в части местоположения объекта, объемно пространственной композиции, материала постройки (деревянные стены).
Из пояснений представителей Общества следует, что прохождение процедуры утверждения Проекта предмета охраны влечет приостановление сроков выполнения работы в порядке ст. 716 ГК РФ, при этом осведомленность Заказчика о представлении разработанного Подрядчиком Проекта предмета охраны на утверждение в Комитет культурного наследия Саратовской области, а также оспаривании отказа Комитета в утверждении предмета охраны в судебном порядке, свидетельствует об очевидности приостановления сроков выполнения работы без Дополнительного уведомления Заказчика.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
По смыслу Закона о контрактной системе ведение реестра призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
Такая мера ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, в рассматриваемом случае не отвечает целям реализации ведения реестра, поскольку у Комиссии отсутствуют сведения об уклонении ООО "РЕСТМАСТЕРСКАЯ АПН" от исполнения контракта.
Аналогичная позиция изложена Президиумом Верховного суда Российской Федерации в обзоре судебной практике от 28 июня 2017 года.
На основании вышеизложенного, исходя из анализа представленных пояснений и информации у Комиссии Саратовского УФАС России отсутствуют сведения, свидетельствующие об уклонении ООО "РЕСТМАСТЕРСКАЯ АПН" от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Комитетом по архитектуре администрации муниципального образования "Город Саратов" в отношении ООО "РЕСТМАСТЕРСКАЯ АПН" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 18 мая 2023 г. N 64-122
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2023