Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской
области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО МЕДИКО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ "ЕЛЕЦ" на действия Заказчика ФГБОУ ВО "СГМУ им. В.И. Разумовского" Министерства здравоохранения Саратовской области при проведении аукциона в электронной форме N 0360100030523000461 "Поставка расходных материалов медицинского назначения (шприцы общего назначения)",
УСТАНОВИЛА:
17.05.2023 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО МЕДИКОПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ "ЕЛЕЦ" на действия Заказчика ФГБОУ ВО "СГМУ им. В.И. Разумовского" Министерства здравоохранения Саратовской области при проведении аукциона в электронной форме N 0360100030523000461 "Поставка расходных материалов медицинского назначения (шприцы общего назначения)" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, Заказчик неправомерно в позиции N 1, 7, 12, 13, 20, 21, 26, 32 "Описания объекта закупки" установил требование о совместимости шприцов с инфузионными насосами марки "Перфузор" от компании B.Braun.
По мнению Заявителя, Заказчиком необоснованно объединены в один лот шприцы, совместимые с инфузионными насосами марки Перфузор, имеющимися в наличии у Заказчика, с иными медицинскими изделиями, требуемыми к поставке также в рамках рассматриваемой закупки.
Представитель Заявителя, присутствующий на рассмотрении жалобы, доводы жалобы поддержал.
Представитель Заказчика, присутствующий при рассмотрении жалобы, с доводами жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
05.05.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение об осуществлении закупки.
Заказчиком по данному Аукциону является ФГБОУ ВО "СГМУ им. В.И.
Разумовского" Министерства здравоохранения Саратовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 8 669 703,24 рубля.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу п.1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующий электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Согласно Извещению объектом закупки является поставка расходных материалов медицинского назначения (шприцы общего назначения).
В приложении N1 к Извещению "Технического задания" по позициям N 1, 7, 12, 13, 20, 21, 26, 32 "Описания объекта закупки" Заказчик установил требование о совместимости шприцов с инфузионным насосом "Перфузор Компакт С", имеющимся в наличии у Заказчика.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что предметом рассматриваемой закупки является поставка шприцов общего назначения, которые имеют в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий один вид медицинского изделия - 349160.
Также, закупаемые шприцы имеют один код ОКПД2 "32.50.13.110 "Иглы хирургические; инструменты колющие; шприцы-инъекторы медицинские многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них". Объединение изделий, относящихся к одной номенклатурной группе товаров, в один лот обусловлено потребностями заказчика, не противоречит действующему законодательству и соответствует сложившейся практике осуществления закупок на поставку расходных материалов для медицинских организаций.
Весь закупаемый товар функционально и технологически связан между собой, и имеет общую сферу применения, общее целевое назначение. Номенклатуру лота составляет однородная продукция. Одновременное поступление закупаемых по аукциону товаров направлено на решение проблемы с укомплектованностью учреждения изделиями медицинского назначения, и обеспечивает непрерывность и эффективность лечебного процесса.
По спорным позициям NN1,7,12,13,20,21,26,32 Приложения N 1 к извещению указан код КТРУ 32.50.13.110-00004564 "Шприц общего назначения" и указаны обязательные к применению характеристики, а также установлены дополнительные характеристики, исходя из потребностей Заказчика с обоснованием их применения, а именно: "Совместим с инфузионным насосом "Перфузор Компакт С", имеющимся в наличии у Заказчика. Стерильно, для одноразового использования". Поясняем, что в данном случае закупаются, расходные материалы для оборудования, находящегося у заказчика на балансе, а именно для шприцевых насосов марки Перфузор Компакт С, производства B.Braun.
Руководство по эксплуатации шприцевых насосов Перфузор Компакт С от компании B. Braun предписывает использовать такие комбинации принадлежностей и расходных материалов, которые рекомендованы как совместимые. Производитель рекомендует использовать шприцы ряда производителей, а не только шприцы компании B. Braun, а именно три марки шприцов: Omnifix, Perfusor, Proiniect, Becton-Dickinson, Sherwood EU, Terumo.
Кроме того, дополнительный анализ ранка показал, что на рынке присутствуют шприцы российского производителя медицинских изделий ООО "МИМ", которые совместимы со шприцевыми насосами марки "Перфузор" на основании протокола технических испытаний ООО "МИМ", протокола технических испытаний АНО "Центр КЭМБИ" и акта оценки клинических испытаний ФГБУ "НМИЦ ТИО им. Ак В.И. Шумакова".
Производителем ООО "МИМ" испытаны шприцы 50 мл и шприцы 20 мл производства ООО "МИМ" на совместимость с насосами B. Braun на заводе ООО "МИМ" и получены положительные результаты. Таким образом, шприц однократного применения с номинальной вместимостью 50 мл, ООО "МИМ" (Россия) эквивалентен шприцу однократного применения с номинальной вместимостью 50 мл Omnifix B. Braun, что подтверждает его совместимость со шприцевыми насосами марки Перфузор.
Представитель Заявителя присутствующий на рассмотрении не представил доказательств, опровергающих пояснения Заказчика.
Кроме того, объектом рассматриваемой закупки является поставка медицинского изделия, а не его изготовление.
Таким образом, участником данной закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющиеся производителями требуемого к поставке товара, готовые поставить товар, отвечающий требованиям Документации и удовлетворяющей потребностям Заказчика.
Заявителем жалобы не представлено доказательств невозможности поставки товара с требуемыми Заказчику характеристиками.
Отсутствие у Заявителя возможности поставить товар, соответствующий потребности Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав данного участника закупки.
При таких обстоятельствах довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик неправомерно включил в один лот шприцы общего назначения и шприцы совместимые с насосом марки PERFUSOR, поскольку отсутствует возможность применения ограничений допуска, предусмотренных Постановлению Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Постановление Правительства N 102), вследствие того, что заявки участников закупки будут содержать предложения о поставке шприцов совместимых с насосами марки Перфузор исключительного иностранного производства.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства N 102 утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 1), а также перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 2).
В соответствии с п.1 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Приказ N126н), необходимым условием для применения положений Приказа N 126н является закупка товаров, указанных в Приложениях к Приказу N 126н.
Согласно Извещению все закупаемые медицинские изделия в рамках рассматриваемого Аукционе имеют код ОКПД 2 32.50.13.110 "Иглы хирургические; инструменты колющие; шприцы-инъекторы медицинские многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них".
Код ОКПД2 32.50.13.110 "Иглы хирургические; инструменты колющие; шприцы-инъекторы медицинские многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них" включен в перечень N1 Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102.
Таким образом, установленное Заказчиком ограничение допуска на основании Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не противоречит законодательству о контрактной системе.
Кроме того, Постановление Правительства N 102 не устанавливают какихлибо запретов на объединение в один лот товаров зарубежного и российского производства.
Заявителем не представлено оснований для неприменения Заказчиком в рамках рассматриваемого Аукциона положений Постановления Правительства N102.
Кроме того, согласно пояснениям Заказчика, объектом рассматриваемой закупки является поставка расходных материалов медицинского назначения, которые имеют один код ОКПД2 "32.50.13.110 "Иглы хирургические; инструменты колющие; шприцы-инъекторы медицинские многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них". Объединение изделий, относящихся к одной номенклатурной группе товаров, в один лот обусловлено потребностями заказчика, не противоречит действующему законодательству и соответствует сложившейся практике осуществления закупок на поставку расходных материалов для медицинских организаций.
Весь закупаемый товар функционально и технологически связан между собой, и имеет общую сферу применения, общее целевое назначение. Номенклатуру лота составляет однородная продукция. Одновременное поступление закупаемых по аукциону товаров направлено на решение проблемы с укомплектованностью учреждения изделиями медицинского назначения, и обеспечивает непрерывность и эффективность лечебного процесса.
Поскольку закупаемый товар с кодом ОКПД 2 "32.50.13.110 "Иглы хирургические; инструменты колющие; шприцы-инъекторы медицинские многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них" включен в перечень, утверждённый Постановлением Правительства N 102 Заказчик обязан указать ограничения, предусмотренные Постановлением правительства N102.
Стоит отметить, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.05.2023 NИЭА1 на участие в закупке подано 3 заявки, все заявки признаны соответствующими требованиям извещения.
При таких обстоятельствах довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО МЕДИКО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ "ЕЛЕЦ" на действия Заказчика ФГБОУ ВО "СГМУ им. В.И. Разумовского" Министерства здравоохранения Саратовской области при проведении аукциона в электронной форме N 0360100030523000461 "Поставка расходных материалов медицинского назначения (шприцы общего назначения)" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 23 мая 2023 г. N 064/06/33-623/2023 (ключевые темы: изделия медицинского назначения - расходный материал - государственные и муниципальные нужды - характеристика - иностранные государства)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.05.2023