Резолютивная часть объявлена 19 мая 2023 года
Изготовлено в полном объеме 24 мая 2023 года г. Курск
Инспекцией Курского УФАС России на основании ч.3, ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе..."), постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 г. N728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N1576), приказа врио руководителя Курского УФАС России N145/23 от 18.04.2023 г. в период с 19.04.2023 г. по 03.05.2023 г. (включительно), приказа врио руководителя Курского УФАС России N175/23 от 05.05.2023 г. о продлении срока проведения внеплановой проверки до 19.05.2023 г. (включительно), Инспекцией Курского УФАС России в составе:
_
проведена внеплановая проверка действий (бездействий) субъектов контроля:
1) Администрации Курской области при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для закупки по реализации знаков почтовой оплаты - марки, маркированные конверты, маркированные почтовые карточки (реестровый номер контракта 24629016041 22 000020);
2) Администрации Центрального округа города Курска при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для закупок по реализации знаков почтовой оплаты - марки, маркированные конверты, маркированные почтовые карточки (реестровые номера контрактов: 34629028294 22 000021, 3462902829422000012);
3) Администрации Сеймского округа города Курска при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для закупок по реализации знаков почтовой оплаты - марки, маркированные конверты, маркированные почтовые карточки (реестровые номера контрактов: 34630011792 22 000012, 3463001179222000009),
на соответствие требований Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N44-ФЗ.
Основание для проведении внеплановой проверки - обращение НО Союза операторов почтовой связи (вх. N1427/23 от 28.03.2022 г).
Заседание Инспекции по рассмотрению обращения НО Союза операторов почтовой связи было назначено на 03.05.2023 в 12 часов 00 минут (Уведомление Курского УФАС России NОБ/1275/23 от 18.04.2023).
В ходе рассмотрения 03.05.2023 обращения НО Союза операторов почтовой связи, в связи с необходимостью получения дополнительной информации и документов, необходимых для проведения внеплановой проверки действий заказчиков - Администрации Курской области, Администрации Центрального округа города Курска, Администрации Сеймского округа города Курска, Инспекцией Курского УФАС России принято решение о продлении срока проведения внеплановой проверки на 10 рабочих дней (приказ Курского УФАС России N175/23 от 05.05.2023 г.).
Информация о продлении срока проведения внеплановой проверки размещена в Единой информационной системе, у сторон затребована дополнительная информация. Заседание Инспекции назначено на 19 мая 2023 года в 10 часов 00 минут.
Заказчиками, заявителем в материалы проверки представлены дополнительные документы и мотивированные объяснения.
Заседание проведено дистанционно с использованием средств видеоконференцсвязи посредством плагина TrueConf по ссылке: https://fas3.tconf.rt.ru/c/0493237810, с участием представителя заказчика - Администрации Курской области _ (по доверенности, личность удостоверена), с участием представителя заказчика - Администрации Центрального округа города Курска _ (по доверенности, личность удостоверена), с участием представителя заказчика - Администрации Сеймского округа города Курска ... (по доверенности, личность удостоверена), с участием представителя НО Союза операторов почтовой связи _(по доверенности, личность удостоверена).
Согласно обращению НО Союза операторов почтовой связи, заказчиками:
1) Администрацией Курской области при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для закупки по реализации знаков почтовой оплаты - марки, маркированные конверты, маркированные почтовые карточки (реестровый номер контракта 24629016041 22 000020);
2) Администрацией Центрального округа города Курска при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для закупок по реализации знаков почтовой оплаты - марки, маркированные конверты, маркированные почтовые карточки (реестровые номера контрактов: 34629028294 22 000021, 3462902829422000012);
3) Администрацией Сеймского округа города Курска при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для закупок по реализации знаков почтовой оплаты - марки, маркированные конверты, маркированные почтовые карточки (реестровые номера контрактов: 34630011792 22 000012, 3463001179222000009),
нарушены требования законодательства РФ о контрактной системе.
Полномочия Курского УФАС России как контрольного органа в сфере закупок при проведении внеплановых проверок определены ст.99 ФЗ "О контрактной системе_" и постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N1576.
Согласно ч. 1 ст. 24 ФЗ "О контрактной системе_" Заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Случаи осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) определены в ч. 1 ст. 93 ФЗ "О контрактной системе_".
Так, в согласно п. 1 ч. 1 ст. 93 ФЗ "О контрактной системе_", закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", а также услуг центрального депозитария.
Как подтверждается материалами дела, предметами обжалуемых контрактов (с реестровыми номерами 24629016041 22 000020, 34629028294 22 000021, 3462902829422000012, 34630011792 22 000012, 3463001179222000009) является - реализации знаков почтовой оплаты - марки, маркированные конверты, маркированные почтовые карточки.
Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ определен перечень товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, так к сфере деятельности субъектов естественных монополий отнесены в том числе и услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.
Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная Антимонопольная Служба, утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 N 637 "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи".
Таким образом, Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 ФЗ "О контрактной системе_" только на услуги, указанные в перечне услуг общедоступной почтовой связи, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637.
Исходя из вышеизложенных норм права, сложившегося правоприменительного подхода ФАС России, Министерства финансов Российской Федерации, Минэкономразвития России (письмо Минфина России N24-02-05/55137 от 28.08.2017, письмо Минэкономразвития России NД28и-900 от 06.04.2015, решение Калужского УФАС России от 23.11.2022 N 040/06/105-1049/2022, решение Краснодарского УФАС России от 07.02.2023 N 114/23 по делу N 023/06/99-574/2023), реализация знаков почтовой оплаты (марок, маркированных конвертов, маркированных почтовых карточек) не отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Так, согласно правовой позиции Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письме от 28.08.2017 N 24-02-05/55137 "в случае если знаки почтовой оплаты - марки, маркированные конверты, маркированные почтовые карточки, являются самостоятельным объектом закупки (то есть не в составе услуг по отправке простой и заказной корреспонденции), такая закупка проводится в общем порядке, установленном Законом о контрактной системе, с применением способа определения поставщика, предусмотренных ст. 24 ФЗ "О контрактной системе_"".
В связи с чем, выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на указную цель - реализация знаков почтовой оплаты (марок, маркированных конвертов, маркированных почтовых карточек) по п.1 ч. 1 ст. 93 ФЗ "О контрактной системе_" противоречит требованиям действующего законодательства РФ о контрактной системе.
Как подтверждается материалами дела, 22.02.2022 заказчиком - Администрацией Курской области заключен договор N33/22-Ф46 на реализацию знаков почтовой оплаты - марок, маркированных конвертов, маркированных почтовых карточек (реестровый номер контракта 24629016041 22 000020) в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 93 ФЗ "О контрактной системе_".
05.12.2022 заказчиком - Администрацией Центрального округа города Курска в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 93 ФЗ "О контрактной системе_" заключен контракт N666-Ф46/22 на реализацию знаков почтовой оплаты - марок, маркированных конвертов, маркированных почтовых карточек (реестровый номер контракта 34629028294 22 000021); 06.04.2022 заключен контракт N254/22-Ф46 на реализацию знаков почтовой оплаты - марок, маркированных конвертов, маркированных почтовых карточек (реестровый номер контракта 3462902829422000012).
16.03.2022 заказчиком - Администрацией Сеймского округа города Курска в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 93 ФЗ "О контрактной системе_" заключен договор N177/22-Ф46 на реализацию знаков почтовой оплаты - марок, маркированных конвертов, маркированных почтовых карточек (реестровый номер контракта 34630011792 22 000012); 19.10.2022 заключен контракт N870/22-Ф46 на реализацию знаков почтовой оплаты - марок, маркированных конвертов, маркированных почтовых карточек (реестровый номер контракта 3463001179222000009).
В соответствии с открытыми данными, размещенными в реестре контрактов единой информационной системы, по контрактам (с реестровыми номерами 24629016041 22 000020, 34629028294 22 000021, 3462902829422000012, 34630011792 22 000012, 3463001179222000009) Заказчики закупают товар в соответствии с кодом ОКПД2 58.19.14.110 - Марки почтовые негашеные, гербовые и аналогичные марки, 17.23.12.110 - Конверты, письма-секретки.
Услуги почтовой связи, в свою очередь, имеют самостоятельный код: ОКПД-2-53.10.12.000 - услуги почтовой связи общего пользования, связанные с письменной корреспонденцией, отсутствующие в документации о закупке.
Таким образом, предметом обжалуемых контрактов (с реестровыми номерами 24629016041 22 000020, 34629028294 22 000021, 3462902829422000012, 34630011792 22 000012, 3463001179222000009), является поставка знаков почтовой оплаты - марок, маркированных конвертов, маркированных почтовых карточек, без оказание услуг общедоступной почтовой связи.
При таких обстоятельствах, Инспекция Курского УФАС России приходит к выводу, что поскольку предметом контрактов (с реестровыми номерами 24629016041 22 000020, 34629028294 22 000021, 3462902829422000012, 34630011792 22 000012, 3463001179222000009) является самостоятельная поставка знаков почтовой оплаты (марок, маркированных конвертов, маркированных почтовых карточек) для нужд Заказчиков, которая не входит в перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637, в рассматриваемом случае у Заказчиков отсутствовали правовые основания для осуществления закупок с указанным объектом у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 93 ФЗ "О контрактной системе_".
Кроме того, согласно ч. 6 ст. 24 ФЗ "О контрактной системе_" заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 616 от 21.06.2012 "Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме" установлено, что марки почтовые по коду ОКПД2 58.19.14.110, конверты по коду ОКПД2 17.23.12.110 - входят в перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ N 471-р от 21.03.2016 "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме" код ОКПД2 58 - Услуги издательские (кроме кодов 58.19.12, 58.19.15), код ОКПД2 17 - Бумага и изделия из бумаги входят в перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукционы.
Учитывая изложенное, заказчиками:
1) Администрацией Курской области при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для закупки по реализации знаков почтовой оплаты - марки, маркированные конверты, маркированные почтовые карточки (реестровый номер контракта 24629016041 22 000020);
2) Администрацией Центрального округа города Курска при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для закупок по реализации знаков почтовой оплаты - марки, маркированные конверты, маркированные почтовые карточки (реестровые номера контрактов: 34629028294 22 000021, 3462902829422000012);
3) Администрацией Сеймского округа города Курска при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для закупок по реализации знаков почтовой оплаты - марки, маркированные конверты, маркированные почтовые карточки (реестровые номера контрактов: 34630011792 22 000012, 3463001179222000009),
нарушены требования ч. 1 ст. 24, п. 1 ч. 1 ст. 93 ФЗ "О контрактной системе_", что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Инспекция,
РЕШИЛА:
1. Признать заказчиков: Администрацию Курской области, Администрацию Центрального округа города Курска, Администрацию Сеймского округа города Курска нарушившими требования ч. 1 ст. 24, п. 1 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Передать материалы внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства по установленным фактам нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Члены Инспекции_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 24 мая 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2023