Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Максимейко Е.В. |
- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; |
Хорзова О.Е. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля государственного оборонного заказа, член Комиссии; |
Чепурная Е.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля государственного оборонного заказа, член Комиссии; |
в присутствии представителя ГКУ НСО "ТУАД" - Кузнецовой Екатерины Валерьевны (по доверенности),
в присутствии генерального директора ООО "Новосибирскгипродорнии" - Косякова Виталия Владимировича, представителей ООО "Новосибирскгипродорнии" - Жирковой Анны Петровны, Кушховой Алики Арсеновны (по доверенностям),
рассмотрев в дистанционном режиме обращение заказчика - ГКУ НСО "ТУАД" (ИНН 5405100316) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "Новосибирскгипродорнии" (ИНН 5405000657) в связи с признанием участника закупки уклонившимся от заключения контракта на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации и выполнению изыскательских работ на устройство тротуаров, устройство освещения в рамках реконструкции участка а/д "54 км а/д "Р-256" - Завьялово - Факел Революции" (с. Завьялово, п. Факел Революции) в Искитимском районе Новосибирской области, ИКЗ N 232540510031654050100100590010000414,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступило обращение заказчика - ГКУ НСО "ТУАД" о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "Новосибирскгипродорнии" в связи с признанием участника закупки уклонившимся от заключения контракта на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации и выполнению изыскательских работ на устройство тротуаров, устройство освещения в рамках реконструкции участка а/д "54 км а/д "Р-256" - Завьялово - Факел Революции" (с. Завьялово, п. Факел Революции) в Искитимском районе Новосибирской области.
Из поступившего обращения Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.05.2023 N 0851200000623001168 ООО "Новосибирскгипродорнии" признано победителем электронного конкурса.
Цена контракта составила 14 900 000,00 рублей с учетом снижения на 41,02 % (начальная (максимальная) цена контракта - 25 264 339,34 рублей).
04.05.2023 уполномоченным учреждением ГКУ НСО "УКСис" проект контракта был направлен на подписание ООО "Новосибирскгипродорнии".
12.05.2023 ООО "Новосибирскгипродорнии" подписало контракт и предоставило обеспечение исполнения контракта в виде независимой гарантии от 11.05.2023 N 46725-22КЭБГ/0014 на сумму 1 263 216,97 рублей одновременно с информацией, подтверждающей добросовестность участника закупки (опыт исполнения трех контрактов).
ГКУ НСО "ТУАД" проверило независимую гарантию от 11.05.2023 N 46725-22КЭБГ/0014, представленную ООО "Новосибирскгипродорнии" и установило, что обеспечение исполнения контракта не соответствует требованиям ч. 1. ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в части размера обеспечения исполнения контракта, так как с учетом антидемпинговых требований оно должно быть в полтора раза больше установленного в извещении, но не менее 10% от начальной (максимальной) цены контракта.
На основании ч. 5 ст. 96 Закона о контрактной системе ООО "Новосибирскгипродорнии" признано уклонившимся от заключения контракта.
ООО "Новосибирскгипродорнии" на запрос Новосибирского УФАС России о причинах уклонения от заключения государственного контракта сообщило следующее.
Руководствуясь нормами Закона о контрактной системе, ООО "Новосибирскгипродорнии" подписало проект контракта в установленный законом срок, приложив независимую гарантию от 11.05.2023 N 46725-22КЭБГ/0014.
Однако контракт не был заключен ввиду того, что должностное лицо общества при подписании контракта не исполнило требования Закона о контрактной системе, а именно предоставленное обеспечение исполнения контракта не соответствовало требованиям ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе в части размера обеспечения исполнения контракта.
Когда ООО "Новосибирскгипродорнии" стало известно о размещении протокола признания участника уклонившимся от заключения контракта от 15.05.2023 N ППУ20_1 был вынесен приказ от 16.05.2023 N 31 о применении дисциплинарного взыскания по отношению к ответственным за подписание проекта контракта должностным лицам.
ООО "Новосибирскгипродорнии" обратилось с письменным обращением в адрес заказчика (исх. от 15.05.2023 N 01-409) с подробным изложением сложившихся обстоятельств, послуживших причиной невыполнения участником закупки требований ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе, а также направило подписанный проект контракта, с приложением платежного поручения от 15.05.2023 N 1021 на перечисление денежных средств в счет обеспечения исполнения контракта на специальный счет заказчика.
Кроме того, общество обратилось в Новосибирское УФАС России с просьбой вернуть контракт на стадию подписания.
ООО "Новосибирскгипродорнии" сообщило, что не имело намерения уклониться от подписания контракта, просило сведения об обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Комиссия Новосибирского УФАС России, проанализировав представленные информацию и документы, установила следующее.
В соответствии с ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со ст. 26 названного Закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный пп. "б" п. 2 ч. 6 ст. 51, пп. "в" п. 4 ч. 14 ст. 73, ч. 16 и ч. 22.2 ст. 95 названного Закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации постановлением от 30.06.2021 N 1078 утвердило Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила N 1078).
В силу пп. "а" п. 13 Правил N 1078 орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч.15 ст. 99 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. "б" п. 13 Правил N 1078 по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" данного пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных п. 14 и п. 15 названых Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 14 Правил N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 названных Правил, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
а) заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Законом о контрактной системе для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Законом о контрактной системе для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Вместе с тем, основанием для включения соответствующих сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является только такое уклонение лица от заключения контракта или отказ от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Законом о контрактной системе.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры государственного или муниципального заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в намеренном уклонении от заключения контракта.
Таким образом, при включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры ответственности.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.
Уполномоченным учреждением ГКУ НСО "УКСис" было размещено о проведении открытого конкурса в электронной форме от 02.03.2023 N 0851200000623001168, объект закупки - выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации и выполнению изыскательских работ на устройство тротуаров, устройство освещения в рамках реконструкции участка а/д "54 км а/д "Р-256" - Завьялово - Факел Революции" (с. Завьялово, п. Факел Революции) в Искитимском районе Новосибирской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 25 264 339,34 рублей.
Заказчик - ГКУ НСО "ТУАД".
Размер обеспечения исполнения контракта составил 1 263 216,97 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.05.2023 N ИЭОК1 на участие в закупке подано 8 (восемь) заявок, соответствующий требованиям извещения об осуществлении закупки.
Победителем был признан участник закупки с идентификационным номером 243 - ООО "Новосибирскгипродорнии" с предложением цены контракта - 14 900 000,00 рублей (снижение на 41,02 %).
В силу ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных названным Законом, с иным участником не ранее чем через десять дней (если названным Законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного пп. "а" п. 2 ч. 6 данной статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями названного Закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с названным Законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном данной статьей.
В силу ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем 15 (пятнадцать) миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25 (двадцать пять) и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, но не менее чем 10 (десять) процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 названного Закона) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Установлено, что ООО "Новосибирскгипродорнии" в установленные Законом о контрактной системе сроки подписало проект контракта, предоставило обеспечение исполнения контракта в виде независимой гарантии на сумму - 1 263 216,97 рублей.
Таким образом, ООО "Новосибирскгипродорнии" предоставило обеспечение исполнения контракта, несоответствующее требованиям ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе, в связи с чем, на основании ч. 5 ст. 96 Закона о контрактной системе было признано уклонившимся от заключения контракта.
Вместе с тем, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что ООО "Новосибирскгипродорнии" не умело умысла уклонятся от заключения контракта, так как проект контракта был подписан в установленные сроки, обеспечение исполнения контракта было представлено в порядке ч. 2 ст. 37 Закона о контрактной системе, а также в последующем обществом предпринимались действия, направленные на возможное заключение контракта.
На основании изложенного, в соответствии с пп. "б" п. 14 Правил N 1078 Комиссия Новосибирского УФАС России принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с тем, что участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
В рамках обстоятельств по признанию ООО "Новосибирскгипродорнии" уклонившимся от заключения контракта, общество направляло ходатайство о заключении соответствующего контракта (вх. от 16.05.2023 N 8795/23) и выдаче предписания заказчику на заключение государственного контракта.
Комиссия Новосибирского УФАС России сообщает следующее.
В соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного ч. 5, ч. 8 и ч. 10 ст. 99 Закона о контрактной системе, с учетом ч. 4 ст. 99 Закона о контрактной системе осуществляется контрольным органом в сфере закупок путем проведения плановых проверок и внеплановых проверок в отношении субъектов контроля.
Основания для проведения внеплановых проверок установлены ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Также в соответствии с пп. "б" п. 13 Правил N 1078 по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в пп. "а" данного пункта, контрольный орган принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пп. 14 и 15 названных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия Новосибирского УФАС не обнаружила в действиях уполномоченного органа, заказчика признаков нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, основания для выдачи предписания отсутствуют.
Комиссия Новосибирского УФАС России, руководствуясь ч. 3 ст. 99, ч. 16 ст. 95, ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
В удовлетворении обращения ГКУ НСО "ТУАД" (ИНН 5405100316) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "Новосибирскгипродорнии" (ИНН 5405000657) в связи с признанием участника закупки уклонившимся от заключения контракта на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации и выполнению изыскательских работ на устройство тротуаров, устройство освещения в рамках реконструкции участка а/д "54 км а/д "Р-256" - Завьялово - Факел Революции" (с. Завьялово, п. Факел Революции) в Искитимском районе Новосибирской области, ИКЗ N 232540510031654050100100590010000414, отказать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии |
Е.В. Максимейко |
|
|
Члены комиссии |
О.Е. Хорзова
Е.В. Чепурная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 22 мая 2023 г. N 054/06/104-29/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2023