Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства" (далее - Заказчик):
ООО ГК "Алькор" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 11406-ЭП/23 от 10.05.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по содержанию завершенного строительством объекта "Строительство обхода г. Красное Село (2 этап. Участок от пр. Ленина до Кингисеппского шоссе)" до передачи эксплуатирующей организации для нужд Санкт-Петербурга (извещение N 0372200067822000097),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 03.11.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по содержанию завершенного строительством объекта "Строительство обхода г. Красное Село (2 этап. Участок от пр. Ленина до Кингисеппского шоссе)" до передачи эксплуатирующей организации для нужд Санкт-Петербурга (извещение N 0372200067822000097) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 16 844 508,96 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.11.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО ГК "Алькор".
По результатам закупки Заказчиком с ООО ГК "Алькор" заключен государственный контракт N СД-64 от 05.12.2022 на сумму 6 569 357,86 рублей (далее - Контракт), по условиям которого Участник обязался оказать услуги по содержанию завершенного строительством объекта "Строительство обхода г. Красное Село (2 этап. Участок от пр. Ленина до Кингисеппского шоссе)" до передачи эксплуатирующей организации для нужд Санкт-Петербурга (далее - Услуги) в период с 24.12.2022 по 30.04.2023 (п. 2.1 Контракта).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, пр.и условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 7.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 21.03.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного с ООО ГК "Алькор" в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту.
В связи с устранением Участником нарушений условий Контракта, послуживших основанием для принятия указанного решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Заказчик, руководствуясь ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, 03.04.2023 отменил не вступившее в законную силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Однако 27.04.2023 Заказчик повторно принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение).
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что по результатам выборочного контроля качества оказываемых Участником Услуг установлено, что 20.04.2023 комплекс мероприятий по уборке объекта Участником выполнен некачественно, а именно: при исполнении Контракта не убраны покрытия проезжей части, тротуаров и разделительной полосы, что свидетельствует о нарушении требований п.п. 5.4.1 и 5.4.7 Контракта.
В связи с систематическим неисполнением Участником обязательств по Контракту, оказанием услуг ненадлежащим образом, неисполнением требований Заказчика об устранении недостатков, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 27.04.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 10.05.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что не согласен с Решением Заказчика в виду следующих обстоятельств:
Объект Участнику по какому-либо акту не передавался, был весь в снегу, фактическое состояние переданного объекта на момент начала оказания Услуг никаким образом не фиксировалось.
20.04.2023 на обслуживаемом ООО "ГК "Алькор" в рамках Контракта объекте состоялся осмотр хода выполнения Работ по Контракту с участием представителя Заказчика и Участника. В ходе объезда территории Заказчиком был составлен акт комиссионного осмотра объекта, в котором Заказчик отразил свои замечания. Сам акт не содержал каких-либо ссылок на какие-либо пункты Контракта, Технического задания или иных нормативно-правовых актов, которые, по мнению Заказчика, были нарушены со стороны Участника при оказании Услуг. Также акт комиссионного осмотра включал в себя замечания по работам на объекте, выполнение которых, не предусмотрено Контрактом (остановки ПОГПТ в граффити и наклейках, газоны в мелком мусоре).
Несмотря на то, что замечания, указанные в акте комиссионного осмотра, не соответствовали действительности в том объеме, в котором они были указаны, как например, то, что, проезжая часть в песке, разделительная полоса и островки безопасности в песке. Фактически проезжая часть была прометена и промыта, песок был только в лотковой зоне, при этом производились работы по зачистке лотковой зоны и разделительной полосы, что отражено самим Заказчиком в акте комиссионного осмотра объекта от 20.04.2023.
Несмотря на то, что заключенным Контрактом не предусмотрен какой-либо конкретный этап для сбора смета (так как данный процесс является постоянным, ввиду того, что колеса машин постоянно переносят пыль и грязь), а некоторые технологические операции производятся исключительно в ночное время или вручную (уборка разделительной полосы), а Контрактом предусмотрен срок оказания Услуг по 30.04.2023, Заказчик в акте комиссионного осмотра установил срок устранения точечных выявленных замечаний в срок до 24.04.2023.
В установленный в акте комиссионного осмотра срок, ООО "ГК "Алькор" устранило выявленные Заказчиком замечания, однако, 24.04.2023 осмотр объекта со стороны Заказчика не проводился.
27.04.2023 в адрес ООО "ГК "Алькор" в ЕИС поступила претензия от Заказчика от 26.04.2023, согласно которой Заказчик указал, что в ходе осмотра территории 20.04.2023 на основании акта комиссионного осмотра были некачественно убраны покрытия проезжей части, тротуаров и разделительной полосы и оценил значимость выявленных нарушений в сумму 5000 (Пять тысяч) рублей. То, что ООО "ГК "Алькор" устранило выявленные Заказчиком замечания по акту комиссионного осмотра от 20.04.2023 Заказчик своей претензией не оспаривает, а лишь привлекает Участника к ответственности за допущенное по состоянию на 20.04.2023 нарушение, при этом не ссылаясь на конкретные пункты Технического задания, которые были нарушены Участником, а при указании пунктов Контракта искажает их содержание.
27.04.2023 , за три календарных дня до окончания срока оказания Услуг по Контракту, через буквально пять минут после направления претензии, в ЕИС Заказчиком было размещено уведомление ООО "ГК "Алькор" о решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, файлами решения об одностороннем отказе стали Претензия от 26.04.2023 о выставлении Заказчиком неустойки, а также акт комиссионного осмотра объекта от 20.04.2023.
В качестве причин расторжения Контракта в Решении указано "систематическое неисполнение Исполнителем обязательств по контракту. Оказание услуг ненадлежащим образом, неисполнение требований Заказчика об устранении недостатков."
ООО "ГК "Алькор" являясь добросовестным поставщиком и ответственным исполнителем на протяжении всего исполнения Контракта ежедневно оказывало Услуги по Контракту и направляло ежедневно отчеты о проделанной работе в созданную Заказчиком группу в Telegram, и учитывало неофициальные пожелания Заказчика при оказании Услуг не смотря на то, что в соответствии с Контрактом п. 5.4.10 Исполнитель обязан предоставить отчет по содержанию объекта в срок, установленный Приложением N 3 к Контракту, а не ежедневно.
В соответствии с Приложением N 3 к Контракту, датой исполнения этапа Контракта является 09.06.2023.
28.04.2023 Заказчиком был назначен очередной комиссионный объезд территории. В акте комиссионного осмотра объекта Заказчик не отразил каких-либо замечаний к состоянию уборки объекта и ходу производства работ по уборке объекта, при этом в очередной раз составил список замечаний, не относящихся к заключенному Контракту (восстановление газонов на объекте). Несмотря на это, будучи организацией, ориентированной на выстраивание хороших отношений с Заказчиком, ООО "ГК "Алькор" приняло к сведению указанный акт комиссионного осмотра и по состоянию на момент заседания Комиссии УФАС восстановило все указанные Заказчиком газоны (даже не смотря на то что Заказчик расторг Контракт в одностороннем порядке), подтверждением чему является акт от 11.05.2023, составленный при проведении очередного акта комиссионного осмотра объекта (уже по расторгнутому Контракту). То есть фактически, несмотря на расторгнутый Контракт, Участник при взаимодействии с Заказчиком предпринял действия, свидетельствующие о добросовестности ООО "ГК "Алькор" и ориентированности на поддержание отношений с Заказчиком, продолжение которых фактически является инициативой Заказчика.
09.05.2023 посредством ЕИС ООО "ГК "Алькор" было направлено возражение на Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, однако, Заказчиком оно было проигнорировано.
Учитывая вышеизложенное, представитель Участника считает, что принятое Заказчиком Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, указанным в Претензии является избыточным и незаконным, при учете того, что акт комиссионного осмотра объекта, на который ссылается Заказчик не содержит конкретных пунктов нарушения условий Контракта, Технического задания или какого-либо нормативно-правового акта, а также содержит работы, не относящиеся к Контракту, а само выявленное нарушение оценено Заказчиком в Претензии, направленной за пять минут до Решения о расторжении контракта, в размере 5000 (Пять тысяч) рублей (согласно претензии). Более того, составление такого документа как "акт комиссионного осмотра объекта" Контрактом не предусмотрено. В соответствии с Техническим заданием раздел "Порядок приемки работ по комплексной уборке" Заказчик предусмотрел, что в ходе проверки качества оказания Услуг, Заказчик составляет в двух экземплярах документ под названием "Акт нарушений", и на основании составленного Акта нарушений Заказчик производит расчет площадей проезжей части дорог и тротуаров, исключаемых из объема выполненных работ. При этом, согласно Техническому заданию, Акт нарушений должен включать в себя фото фиксацию с указанием даты и времени выявления нарушений, привязку нарушений к местности, и возможность определения невыполненных или выполненных не в полном объеме работ. Таким образом, акт комиссионного осмотра объекта, составляемый Заказчиком, не только не содержит сведений, указанных в техническом задании, но и не является каким-либо документом, предусмотренным Контрактом и позволяющим обосновывать ход выполнения работ и тем более являться документом послужившим основанием для одностороннего расторжения контракта.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ГК "Алькор", поскольку ООО "ГК "Алькор" предпринимало все возможные действия для исполнения своих обязательств по Контракту.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Заказчика и Участника, учитывая тот факт, что Участником совершались активные действия, направленные на исполнение Контракта, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "ГК "Алькор" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ГК "Алькор" (ИНН: 7805111274), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 мая 2023 г. N РНП-78-622/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2023