Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУК "Государственный академический Мариинский театр" (далее - Заказчик);
ООО "Корнетприбор" (далее - Участник, Поставщик);
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 11596-ЭП/23 от 11.05.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку оборудования верхней механизации Концертного зала Мариинского театра (включая монтажные и пуско-наладочные работы) (извещение N 0372100014221000272),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 29.12.2021 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку оборудования верхней механизации Концертного зала Мариинского театра (включая монтажные и пуско-наладочные работы) (извещение N 0372100014221000272) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 15 000 000,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 01.03.2022 N 0372100014221000272-5 победителем Аукциона признано ООО "Корнетприбор".
По результатам закупки Заказчиком с Участником заключен государственный контракт N 245/21-ЭА от 21.03.2022 на сумму 14 700 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 8.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 24.04.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта Поставщик обязуется на условиях настоящего Контракта поставить Заказчику оборудование верхней механизации Концертного зала Мариинского театра (включая монтажные и пусконаладочные работы) (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять Товар в количестве и с характеристиками, предусмотренными Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту) (далее - Техническое задание), Информацией о товарах (товарных знаках и (или) конкретных показателях товаров), стране происхождения товара, указанной в Заявке Поставщика на участие в открытом аукционе в электронной форме (Приложение N 3 к Контракту), Спецификацией поставки товара (Приложение N 4 к Контракту), прилагаемыми к настоящему Контракту и являющимися его неотъемлемой частью и оплатить Товар на условиях настоящего Контракта.
Пункт 4.1. Контракта устанавливает, что Поставщик осуществляет поставку Товара по адресу: Санкт-Петербург, улица Писарева, дом 20.
Срок поставки Товара по Контракту: в течение 130 (ста тридцати) рабочих дней с даты заключения Контракта (с учетом выполнения монтажных и пусконаладочных работ), т.е. срок поставки товара до 26.09.2022 (включительно) (пункт 4.2. Контракта).
В соответствии с обязанностями, установленными условиями Контракта, Поставщик обязан поставить Заказчику Товар в точном соответствии с требованиями, содержащимися в Техническом задании, Информацией о товарах (товарных знаках и (или) конкретных показателях товаров), стране происхождения товара, указанной в Заявке Поставщика на участие в открытом аукционе в электронной форме (Приложение N 3 к Контракту), Спецификацией поставки товара (Приложение N 4 к Контракту), надлежащего качества, в установленном количестве и в сроки, установленные в настоящем Контракте, а также выполнить монтажные и пусконаладочные работы в соответствии с условиями Контракта и Технического задания (пункт 2.1.1 Контракта).
В соответствии с пунктом 4.11. Контракта для проверки соответствия произведенной поставки и выполненных монтажных и пусконаладочных работ всем требованиям Контракта Заказчик обязан провести экспертизу результата осуществленной поставки.
Экспертиза результатов поставки Товара и выполнения монтажных и пусконаладочных работ, предусмотренных Контрактом осуществляется в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты предоставления документов, указанных в п. 4.7. Контракта Результаты экспертизы используются Заказчиком при приёмке Товара.
Экспертиза результата осуществленной поставки, предусмотренной Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе.
Приемка выполненных монтажных и пусконаладочных работ по Контракту производится путем подписания Сторонами Акта выполненных работ, в котором отражается соответствие (несоответствие) выполненных работ объему и качеству работ, установленным Контрактом (пункт 4.10. Контракта).
Датой приемки поставленного товара считается дата подписания Заказчиком акта приема-передачи Товара.
Порядок оплаты поставленного Товара по Контракту осуществляется в соответствии с разделом 3 Контракта. Заказчик осуществляет оплату поставленного Товара, соответствующего требованиям Контракта и надлежащего качества, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика, указанный в Разделе 13 Контракта, в срок не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания Заказчиком Акта приема-передачи Товара, содержащего опись поставленного Товара со всеми принадлежностями, составленного в 2-х экземплярах, на основании выставленного Поставщиком счета на оплату, с приложением счета-фактуры (если применимо), Акта выполненных работ (монтажных и пусконаладочных) (пункт 3.6.1. Контракта).
Поставщиком по состоянию на 06 февраля 2023 года Товар согласно Спецификации поставки товара (Приложение N 4 к Контракту) и Информации о товарах (товарных знаках и (или) конкретных показателях товаров), стране происхождения товара, указанной в Заявке на участие в аукционе (Приложение N 3 к Контракту) на общую сумму 14 700 000,00 рублей Заказчику не поставлен.
Заказчик 07.02.2023 исх. 92 направил в адрес Поставщика претензию о нарушении последним условий заключенного Контракта и обязании уплатить штраф в размере 5000, 00 рублей. По состоянию на 24.04.2024 штраф не уплачен Поставщиком, товар согласно спецификации и условиям Контракта Заказчику не поставлен.
19.04.2023 Заказчиком составлен акт о нарушении Поставщиком условий заключенного Контракта. По состоянию на указанную дату Поставщик Товар Заказчику не поставил.
На основании изложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 24.04.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 05.05.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
ООО "Корнетприбор" своевременно приступило к исполнению Контракта, что подтверждается направлением Заказчику письма (исх. N1322 от 25.03.2022).
Договор на поставку Товара был заключен Поставщиком непосредственно после заключения Контракта, все условия договора на поставку оборудования ООО "Корнетприбор" выполнило надлежащим образом, а также произвело оплату указанного оборудования.
29.03.2022 Поставщиком был получен ответ от официального дилера в России ООО "Софит Лайт" о приостановке производителем лебедок Stagemaker / Verlinde (Франция) принятия заказов на производство и отгрузку товара для РФ на неопределенный срок, о чем также свидетельствует Регламент Совета ЕС N 2022/328, опубликованный в Официальном журнале Европейского Союза 25.02.2022.
В связи с чем 15.04.2022 в адрес Заказчика направлено письмо (исх N 1326) о невозможности поставки оборудования в части поставки "Тали электрической цепной" в количестве 8 шт., на сумму 6 387 483,20 рублей. Поставщиком предлагалось внести изменения в существенные условия Контракта, а именно, исключить из Спецификации поставки товара (Приложение N 4 к Контракту) позицию N1 "Таль электрическую цепную" в количестве 8 шт. и уменьшить цену Контракта на сумму 6 387 483,20 рублей.
К письму прилагались документы и информация, подтверждающие изложенные доводы: письмо исх. N1322 от 25.03.2022 г. от ООО "Корнетприбор" и письмо (исх. N16-2022 от 29.03.2022) от ООО "Софит Лайт", а также ссылки с официальными дилерами Stagemaker в России и Регламент Совета ЕС 2022/328 от 25.02.2022 года об ограничительных мерах.
Тем самым Заказчик был уведомлен, что поставка продукции "Таль электрическая цепная" невозможна в связи с недружественными действиями иностранных государств, включая Францию, и международных организаций, которыми введены запреты на поставку товаров (материалов, сырья) иностранных компаний в Российскую Федерацию, а также установлены ограничения работы логистических компаний (в том числе контейнерных перевозчиков), осуществляющих доставку товаров в Российскую Федерацию.
26.04.2022 от Заказчика поступил ответ (исх N401) о невозможности изменения существенных условий Контракта.
В связи с чем Исполнителем были рассмотрены альтернативные возможности ввоза продукции в Россию (не через официальных поставщиков). Так, был заключен договор с компанией-дистрибьютором (GALA Sahne Stage Engineering, Турция), представляющей интересы завода-изготовителя талей (Verlinde, Франция) на территории Турции, в целях доставки товара в Россию через границы Турции.
О данных обстоятельствах Заказчик был проинформирован письмом (исх. N1354 от 12.08.2022) с просьбой продлить срок поставки и выполнения работ по монтажу оборудования по Контракту до 31 декабря 2022 года. К письму прилагались подтверждающие документы:
- копия договора N 796 от 27.05.2022 на поставку подъемных механизмов.
- копия письма (исх. N1352 от 04.08.2022) от ООО "Корнетприбор" с приложением платежного поручения на оплату оборудования "Таль электрическая цепная Stagemaker SL10 5016 m1";
- копия письма (исх. N080822/1 от 08.08.2022) от ООО "Доминанта" с приложением инвойса и платежных документов на оплату оборудования "Таль электрическая цепная Stagemaker SL10 5016 m1", а также указаны ссылки на официальные сайты официальных дистрибьютеров, в том числе распечатка интернет-страницы.
22.09.2022 от Заказчика поступил ответ о невозможности изменения существенных условий Контракта, в том числе сроков исполнения.
23.09.2022 в адрес Заказчика направлено письменное уведомление N1370, в котором ООО "Корнетприбор" проинформировало о ходе исполнения Контракта, а также предоставила рабочий план:
26.09.2022 в адрес Заказчика направлено письмо (исх. N1371), в котором повторно сообщалось о сложностях поставки Товара с предложением изменить сроки исполнения Контракта (в порядке части 65.1 статьи 112 Закона о контрактной системе). К письму прилагался подписанный проект дополнительного соглашения об изменении условий контракта в двух экземплярах.
02.11.2022 в адрес Заказчика направлено письмо (исх.N 1376), в котором Заказчик был проинформирован о состоянии выполнения работ по Контракту:
По вопросу поставки талей электрических цепных Cornet SL10.5016.m1.C1 (Франция), п. 1 спецификации поставки товара (Приложение N4 к Контракту).
Через компанию-дистрибьютор GALA Sahne Stage Engineering (Турция) заказ на тали размещен на заводе-изготовителе, оплачен, находится в стадии производства (Приложение N1, письмо о принятии заказа на изготовление талей от Verlinde, Франция). По информации от компании-дистрибьютора (GALA) готовность талей на заводе-изготовителе планируется на начало декабря 2022, задержка относительно первоначальных сроков вызвана тем, что заказанные тали являются улучшенной нестандартной не каталожной модификацией и общей задержкой завода по всем заказам на срок до 6 недель. После получения официального ответа по дате отгрузки с завода-изготовителя он будет незамедлительно передан в Мариинский театр. С учетом доставки из Франции и таможенного оформления срок получения талей на складе ООО "Корнетприбор" 15 января 2023. Затем незамедлительно оборудование будет доставлено в Мариинский театр и выполнены монтажные и пуско-наладочные работы.
По вопросу поставки продукции представитель Участника пояснил следующее:
По информации от компании-производителя ООО "Доминанта", оборудование собрано и готово к проведению испытаний. При получении от Мариинского театра подтверждения о готовности принять часть товара по Контракту, ООО "Корнетприбор" готово согласовать дату и выполнить поставку части Товара.
Заказчику также был направлен проект независимой гарантии (в качестве обеспечения исполнения контракта) на согласование. Поставщик заверил, что принимает все меры для исполнения Контракта.
К данному письму прилагались подтверждающие документы:
- письмо о принятии заказа на изготовление талей от Verlinde, Франция;
- письмо о готовности ООО "Доминанта" от 17.10.2022 г. исх.N171022/1;
- проект банковской гарантии N 10506764.
30.01.2023 в адрес Заказчика направлено письмо (исх. N1391), в котором сообщалось, что в декабре 2022 тали были изготовлены, готовы к отгрузке и на 100% оплачены. Тали являлись уникальными изделиями со специфическими характеристиками, изготовленными по специальному заказу и не были стандартным товаром, входящим в каталог Verlinde (France). При формировании отгрузки предприятие-изготовитель Verlinde (Франция) приняло решение заблокировать отгрузку готового Товара и предупредило официального дистрибьютора GALA Sahne Stage Engineering (Турция), через которого был оформлен заказ, о запрете продажи данного заказа в Россию.
В создавшейся ситуации ООО "Корнетприбор" предлагало следующие варианты исполнения обязательств по Контракту:
1) повторное размещение ООО "Корнетприбор" нового заказа на производство талей на предприятии Verlinde (Франция), с использованием новых альтернативных каналов поставки талей. Стандартный срок изготовления оборудования на предприятии-изготовителе составляет 6 месяцев, общий срок заказа и поставки оборудования составит ориентировочно 7-7,5 месяцев. В адрес ООО "Корнетприбор" поступили заверения посредников о возможности оформления заказа и последующей поставки оборудования в Россию. Однако ООО "Корнетприбор" не обладает полной гарантией, что повторный заказ не будет вновь идентифицирован и сможет быть отгружен в Россию;
2) позволить ООО "Корнетприбор" осуществить замену товара "Таль электрическая цепная Cornet SL10.5016.m1.C1, страна происхождения товара: Франция" на оборудование "Таль электрическая цепная LP 1000/1KL C1", предприятия-изготовителя GIS AG, страной происхождения которого будет Швейцария, с улучшенными техническими характеристиками.
К письму были приложены следующие подтверждающие документы:
-ответ официального дистрибьютора GALA Sahne Stage Engineering (Турция) на запрос ООО "Корнетприбор" об отгрузке оплаченных талей, на английском языке на 1 л.
-перевод ответа GALA Sahne Stage Engineering (Турция) на запрос ООО "Корнетприбор" об отгрузке оплаченных талей, на русском языке на 1 л.
-таблица сравнения технических характеристик "Талей электрических цепных LP 1000/1KL C1" GIS AG (Швейцария) и технических характеристик товара "Таль электрическая цепная Cornet SL10.5016.m1.C1, страна происхождения товара: Франция", предусмотренного к поставке по договору.
16.02.2023 от Заказчика поступил ответ, согласно которому доказательств того, что Товар имеет улучшенные характеристики Поставщик не предоставил (что не соответствует действительности, т.к. таблица сравнения была Заказчику направлена).
В связи с чем, 16.02.2023 в адрес Заказчика повторно направлено письмо с просьбой принять согласовать приемку Товара.
В письме от 16.02.2023 ООО "Корнетприбор" предлагало следующие варианты по исполнению Контракта:
1) повторное размещение ООО "Корнетприбор" нового заказа на производство талей на предприятии Verlinde (Франция), с использованием новых альтернативных каналов поставки талей. Стандартный срок изготовления оборудования на предприятии-изготовителесоставляет 6 месяцев, общий срок заказа и поставки оборудования составит ориентировочно 7-7,5 месяцев. В адрес ООО "Корнетприбор" поступили заверения посредников о возможности оформления заказа и последующей поставки оборудования в Россию. Однако ООО "Корнетприбор" не обладает полной гарантией, что повторный заказ не будет вновь идентифицирован и сможет быть отгружен в Россию;
2) согласовать ООО "Корнетприбор" замену товара "Таль электрическая цепная Cornet SL10.5016.m1.C1, страна происхождения товара: Франция" на оборудование "Таль электрическая цепная LP 1000/1KL C1", предприятия-изготовителя GIS AG, страной происхождения которого будет Швейцария, с улучшенными техническими характеристиками согласно приложения N3 к настоящему письму.
3) в случае, если ни один из предложенных ООО "Корнетприбор" вариантов не подходит, предлагается расторгнуть Контракт по соглашению сторон в связи с невозможностью исполнить Контракт по независящим от сторон обстоятельствам.
Однако письма от 30.01.2023 и 16.02.2023 остались без рассмотрения со стороны заказчика (не были приняты меры как по продлению срока действия контракта, так и по согласованию способа его исполнения).
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Корнетприбор" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку ООО "Корнетприбор" предпринимались все возможные действия для исполнения своих обязательств по Контракту.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны Участника предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение сведений в отношении ООО "Корнетприбор" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "Корнетприбор" (ИНН: 7719589370) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 мая 2023 г. N РНП-78-636/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2023