Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
Комитет по науке и высшей школе (далее - Заказчик);
отсутствие представителей:
ООО "Майндмайс" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 11898-ЭП/23 от 15.05.2023) на действия Комитета по науке и высшей школе (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации и проведению Санкт-Петербургского конгресса "Профессиональное образование, наука и инновации в XXI веке" (извещение N 0172200000123000023) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 28.04.2023 в единой информационной системе, номер извещения 0172200000123000023. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 400 000,00 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по его мнению, в утверждении ненадлежащего порядка оценки заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) установлено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При этом согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
Согласно п.п. 24-25 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п. 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным пп. "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном п. 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим пп. "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим пп. "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных пп. "д" п. 31, пп. "г" п. 32 и пп. "г" п. 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В соответствии с извещением о проведении закупки Заказчиком для оценки заявок участников закупки использованы следующие критерии оценки:
- цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Заказчиком установлен порядок оценки заявок, в том числе следующие положения:
Для оценки характеристики квалификации участников закупки N 2 (общее количество исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта оказания услуг (работы), связанного с предметом контракта" критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в соответствии с пунктом 28 Положения Заказчиком установлены:
1) предмет договора (договоров), оцениваемого по характеристике квалификации участников закупки N 2 (общее количество исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя):
"Организация и проведение конгрессов*(1), форумов, салонов в области науки и профессионального образования и (или) инноваций с участием представителей науки, образования и промышленных предприятий (инновационных организаций)".
Согласно ч. 3 ст. 24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
В ходе заседания Комиссии УФАС представители Заказчика сообщили, в том числе следующее:
1) Заявитель в своей жалобе указывает отдельные составляющие услуги в рамках организации и проведения Конгресса, делая акцент на типовые (стандартные) требования для подобных мероприятий (деловых, образовательных, культурных и прочих), игнорируя ключевые составляющие услуги, которые и определяют специфику мероприятия. Среди которых необходимо выделить:
- подготовку и проведение (в том числе выработка тематики) пленарных заседаний, круглых столов с привлечением представителей профессорско-преподавательского состава и сотрудников образовательных организаций высшего образования, профессионального образования и научныхорганизаций в количестве не менее 150 человек (пункты 6.1.1-6.2.1, 6.2.9-6.2.11, 7.1.2, 7.2.1 раздела 2 Технического задания);
- подготовку и проведение соревновательного мероприятия (включая разработку положения) с привлечением экспертов из числа представителей профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников образовательных организаций высшего образования и научных организаций (пункты 7.2.1, 7.2.3.2-7.2.2.5 раздела 2 Технического задания).
Указанные мероприятия составляют основу и цель проведения Заказчиком Конгресса, а перечисленные заявителем сопутствующие услуги (среди которых: информационное
сопровождение, формирование портфеля участника, организационно-техническое сопровождение контракта и др.) не определяют конечный результат мероприятия и поэтому не учитываются в качестве принимаемого опыта, отражающего предмет закупки.
На протяжении многих лет Заказчиком в качестве услуг сопоставимого характера и объема по показателю "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", сопоставимого с предметом контракта, рассматриваются: "Организация и проведение конгрессов, форумов, салонов в области науки и профессионального образования и (или) инноваций с участием представителей науки, образования и промышленных предприятий (инновационных организаций)" (Приложение N 4 к извещению (Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в электронном конкурсе).
Так, необходимость наличия опыта по организации и проведению конгрессов, форумов, салонов в области науки и профессионального образования и (или) инноваций с участием представителей науки, образования и промышленных предприятий (инновационных организаций) продиктована требованием пункта 7.1.2 Технического задания о привлечении участников Конгресса, в том числе представителей профессорско-преподавательского состава, сотрудников, студентов, аспирантов образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, научных и иных инновационно-активных организаций, расположенных на территории Санкт-Петербурга и иных субъектов Российской Федерации, зарубежных стран, ведущих специалистов-практиков, представителей органов государственной власти.
С учетом значимости мероприятия нестоимостной критерий оценки заявок сформирован таким образом, чтобы потенциальный исполнитель подтвердил наличие у него опыта, соответствующего предмету закупки, с целью подтверждения его способности оказать закупаемые Заказчиком услуги в установленный срок, в надлежащем объеме и качестве, обеспечив уровень мероприятия, отвечающий ожиданиям научной и образовательной среды Санкт-Петербурга, без рисков нанесения вреда его имиджу. При этом Заказчик не устанавливает требований к опыту участника по проведению таких мероприятий исключительно в городе Санкт-Петербурге, к зачету могут быть представлены контракты (договоры), подтверждающие оказание услуг сопоставимого характера и объема, независимо от места оказания услуг и не ограничивается исключительно организацией конгрессов. Следует отметить, что наличие у потенциального исполнителя опыта в организации и проведении масштабных по числу участников мероприятий (общее количество участников Конгресса - не менее 500 человек) именно в сфере образования, науки и инноваций и опыта в привлечении экспертов (для организации соревновательного мероприятия) с привлечением представителей профессорско-преподавательского состава и сотрудников образовательных организаций высшего образования, профессионального образования и научных организаций (в количестве не менее 150 человек) является ключевым фактором для успешного проведения мероприятия, соответствующего потребностям Заказчика, представляющего интересы профессиональной сферы образования и науки в Санкт-Петербурге.
Так, требования к опыту участника обусловлены положениями Технического задания, учитывая, что потенциальный исполнитель должен грамотно и в срок в соответствии с требуемой концепцией организовать и провести Конгресс в период, насыщенный мероприятиями в научно-образовательной сфере, которые связаны с программой Конгресса (в III-IV квартале 2023 года). Неспособность победителя своевременно и качественно исполнять предписанные контрактом обязательства может привести к срыву Конгресса и мероприятий, с ним связанных (пункт 7.1.1 Технического задания).
На основании вышеизложенного довод заявителя о том, что "закупаемые услуги не являются специфичными по возможности их исполнения, а указанный критерий установлен Заказчиком исключительно с связи с тем, что Заказчиком услуги является КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ" считаем необоснованным.
Также полагаем, что довод Заявителя о том, что "действия Заказчика приводят к ограничению конкуренции" не соответствует действительности, так как на дату окончания подачи заявок (15.05.2023 08:00) поступило 6 заявок, 5 из которых конкурировали по 2 показателям (цена и квалификация) с незначительным разрывом в сумме набранных баллов с учетом значимости показателя критерия (60% - Цена контракта; 40% - Квалификация участников закупки) согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 0172200000123000023 от 17.05.2023.
ООО "Майндмайс" во второй части заявки представлено 143 контракта (договора) в качестве подтверждения квалификации участника открытого конкурса в электронной форме, из которых комиссия Комитета по науке и высшей школе по осуществлению закупок признала соответствующими предмету закупки - 3, остальные 140 контрактов (договоров) не подтверждают квалификацию участника именно по причине того, что основная масса контрактов направлена на сопровождение мероприятия (организация перелетов, трансфера, питания, фотосъемка, проживание и т.д.), а не на организацию мероприятия "под ключ" с учетом специфики сфер профессионального образования, науки и инноваций (в т.ч. привлечение экспертов, разработка положения соревновательного мероприятия, проработка тематики и организация всех мероприятий Конгресса (круглые столы, пленарные заседания, соревнования), привлечение представителей профессорско-преподавательского состава, сотрудников образовательных организаций высшего образования, профессионального образования и научных организаций с целью выработки предложений по развитию системы профессионального образования, научной и инновационной деятельности), что определяется потребностью Заказчика.
ООО "Майндмайс" была предоставлена возможность конкурировать не только по показателю "Квалификация участников закупки" (с удельным весом - 40%), но и по показателю "Цена контракта" (с удельным весом - 60%).
В постановлении от 11.02.2019 по делу N А65-1272/2018 Арбитражный суд Поволжского округа отметил, что "... участник закупки, не набравший баллов по критерию "квалификация участника конкурса", имеет возможность набрать большее количество баллов по другому критерию (например, "цена контракта") и стать победителем конкурса. Отсутствие у него опыта выполнения государственных заказов не ограничивает его право на участие в конкурсе".
Вместе с тем следует обратить внимание, что ранее (в 2021 году) ООО "Турэксперт" (входящее в группу компаний Малибу), аффилированное с ООО "Майндмайс", подавало жалобу на действия Заказчика в рамках осуществления аналогичной закупки (оказание услуг по организации подготовки и проведению Конгресса) в том числе по аналогичному основанию (требование к квалификации участника закупки).
Рассмотрев жалобу Комиссия Санкт-Петербургского У ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия У ФАС) пришла к выводу, что: "... поскольку Заказчик наделен правом самостоятельно раскрыть определение критериев для надлежащего описания порядка оценки с целью выявления лучших условий исполнения контракта, у Комиссии У ФАС отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим нормы действующего законодательства о контрактной системе. Довод жалобы признан необоснованным." (жалоба N 202100114959009087, решение по делу N 44-4204/21 от 13.09.2021).
Также стоит обратить внимание, что ООО "Майндмайс" трижды было включено в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей): РНП.219337-19, РНП.228344-19, РНП.101498-18.
Согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно ч. 2. ст. 106 Закона о контрактной системе лица, имеющие право действовать от имени участника закупки, подавшего жалобу, от имени субъекта (субъектов) контроля, действия (бездействие) которого (которых) обжалуются, вправе участвовать в рассмотрении жалобы по существу, в том числе с использованием систем видео-конференц-связи при наличии в контрольном органе в сфере закупок технической возможности осуществления видео-конференц-связи.
В силу ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Учитывая данные обстоятельства, отсутствие пояснений со стороны Заявителя, Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания доводов жалобы обоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Майндмайс" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
-------------------------------------------
*(1) ГОСТ Р 53524-2009 Конгрессная деятельность. Термины и определения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 мая 2023 г. N 44-1772/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2023