Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Стоматологическая поликлиника N 17" (далее - Заказчик):;
ООО "Стимул" (далее - Участник, Поставщик):,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 11894-ЭП/23 от 15.05.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку расходных материалов для ортопедической стоматологии (цементов стоматологических с принадлежностями) (извещение N 0372200030223000002),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 26.01.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для ортопедической стоматологии (цементов стоматологических с принадлежностями) (извещение N 0372200030223000002) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 489 013,74 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.02.2023 NИЭА1 победителем Конкурса признано ООО "Стимул".
По результатам закупки Заказчиком с Участником заключен государственный контракт N 035-2302 от 17.02.2023 на 344 751,62 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.7. Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 28.04.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
Согласно п. 1.1. Контракта Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, осуществить поставку расходных материалов для ортопедической стоматологии (цементов стоматологических с принадлежностями) (далее - Товар) Заказчику в обусловленный Контрактом срок, согласно Спецификации (Приложение N1 к Контракту) "Спецификация и расчет цены контракта", а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
В силу положений п. 4.1. Контракта, в обязанности Поставщика входит поставка Товара на условиях, установленным Контрактом. Кроме того, п.4.1.2. Контракта, поставляемый Товар должен соответствовать требованиям качества, безопасности, иным требованиям, установленным стандартами, техническими регламентами и санитарно-эпидемиологическими требованиями, установленным законодательством Российской Федерации, а также требованиям, установленным Контрактом. Пунктом 6.3. Контракта также установлена прямая обязанность Поставщика гарантировать полное соответствие поставляемого Товара условиям Контракта.
Положениями "Спецификации и расчета цены контракта" (Приложение N1 к Контракту), являющейся его неотъемлемой частью, установлены характеристики поставляемого Товара, соответствующие показателям, установленным Заказчиком в Описании объекта закупки при размещении извещения, в ходе проведения электронного аукциона на право заключения указанного Контракта.
При исполнении Контракта СПб ГБУЗ "Стоматологическая поликлиника N 17" как Заказчиком установлены следующие фактические обстоятельства, делающие дальнейшее исполнение Контракта невозможным.
1. В соответствии с пунктом 2 "Спецификации и расчета цены контракта" (Приложение N 1 к Контракту) Закакзчику должен быть поставлен "Цемент стоматологический стеклоиономерный двухкомпонентный рентгеноконтрастный "Цемион" Цемион-Ф ВладМиВа (Порошок 35 грамм. Жидкость 20 мл, аксессуары)").
Характеристики поставленного Товара не соответствует условиям Контракта (требованию п. 2 Приложения 1 к Контракту), а также не соответствует заявке ООО "Стимул", предоставленной на момент проведения электронной процедуры.
В соответствии с п. 3 "Спецификации и расчета цены контракта" (Приложение N 1 к Контракту) Закакзчику должен быть поставлен "Материал стоматологический для временной Фиксации несъемных ортопедических конструкций "Темпофикс" безэвгенольный ВладМиВа (50 грамм база + 15 грамм катализатор)".
Характеристики поставленного Товара не соответствует условиям Контракта (требованию п. 3 Приложения 1 к Контракту), а также не соответствует заявке ООО "Стимул", предоставленной на момент проведения электронной процедуры.
В ходе исполнения Контракта Заказчиком сформированы и размещены в Единой информационной системе Мотивированные отказы от приемки товара:
1. Мотивированный отказ от приемки товара N 174 от 21.04.2023 (по документу о приемке N 118 от 07.04.2023);
2. Мотивированный отказ от приемки товара N 185 от 28.04.2023 (по документу о приемке N 118 от 27.04.2023).
Согласно положениям п.4.4.1. Контракта Заказчик вправе требовать от Поставщика надлежащего исполнения обязательств по Контракту.
На основании изложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 28.04.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 10.05.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
28.04.2023 Заказчик направил в адрес Поставщика Мотивированный отказ от приемки поставленного Товара N 185 с приложением Заключения по результатам экспертизы товара от 27.04.2023 года. При этом Заказчик указал, что Поставщиком не предоставлена гарантия на Товар, а также по мнению Заказчика ряд характеристик Товара не соответствует условиям Контракта.
1. Гарантия на Товар в виде отдельного документа, подписанного электронной подписью, была предоставлена Поставщиком 27,04.2023 года, что подтверждается Заключением Заказчика (стр. 3, перечень документов, полученных Заказчиком).
2. У Сторон возникли разногласия по характеристикам Товара
Заказчик провел внутреннюю экспертизу Товара силами главной медсестры, по результатам которой подготовил заключение от 27.04.2023 о том, что Товар не соответствует условиям Контракта.
Поставщик является торгующей организацией и по вопросам характеристик Товара руководствуется информацией, указанной в технической документации Товара, а также полученной от производителя Товара. О необходимости обращаться к производителю товара при уточнении характеристик, в частности, указывал Росздравнадзор в письме от 09.07.2020 года N 10-36806/20 (последний абзац).
Поставщиком 30 марта 2023 года, до поставки Товара были получены письма от производителя Товара, АО "ОЭЗ "ВладМиВа", по обоим спорным материалам: "Темпофикс" и "Цемион"-Ф, в которых производитель подтверждает соответствие характеристик условиям Контракта.
После возникновения разногласий с Заказчиком Поставщик в целях их урегулирования инициировал независимую экспертизу Товара, выполненную АНО "Центр оценки и экспертиз" при Пермской торгово-промышленной палате. Экспертное заключение N 12/ТЭ-23 от 05.05.2023, составленное экспертом Александровым М.В., подтвердило соответствие Товара условиям Контракта.
Также между Поставщиком и Заказчиком состоялась переписка, в ходе которой Поставщиком в адрес Заказчика были направлены Ответ на мотивированный отказ от 27.04.2023, письма от 02.05.2023, 04.05.2023, 05.05.2023, в которых Поставщик подробно изложил свою позицию по спорным характеристикам с приложением подтверждающих документов.
Таким образом, Поставщик добросовестно руководствовался характеристиками Товара, указанными производителем. Какой-либо информации о несоответствии товара условиям Контракта, за исключением заключения Заказчика до настоящего времени нет.
3. Технические характеристики Товара соответствуют условиям Контракта
По материалу "Цемион" - Ф Заказчик указывает, что время твердения материала в полости рта по инструкции составляет 5-6 мин (в инструкции 4,5 - 6 мин), тогда как в Контракте эта характеристика 3 - 5 мин.
Производитель Товара в письме от 30.03.2023 указывает, что среднее время твердения в полости рта составляет 5 минут, что соответствует условиям Контракта и соответствует инструкции к материалу. Аналогичный вывод сделан и в Экспертном заключении от 05.05.2023.
Что касается указания Заказчика на дополнительные материалы, которые упомянуты в инструкции к "Цемион" - Ф, в частности, "Аксил", представитель Поставщика отметил, что их использование не является обязательным, что прямо следует из текста инструкции.
По материалу "ТемпоФикс" Заказчик указывает на следующие характеристики:
А) время затвердевания в полости рта составляет 3-5 минут, тогда как по условиям Контракта данная характеристика составляет 6 минут.
В инструкции по применению материала, на которую ссылается Заказчик, в разделе Способ применения, указано, как именно происходит использование материала: сначала материал наносят на коронку либо в полость зуба, затем в течение 1-1,5 минут фиксируют коронку и после этого материал твердеет 3-5 минут. То есть общее время твердения в полости рта составляет от 4 до 6,5 минут, что соответствует характеристике, указанной в контракте и подтверждается письмом производителя от 30.03.2023 г и Экспертным заключением от 05.05.2023.
Б) время замешивания 30 - 40 секунд, тогда как по условиям Контракта 30 секунд.
Указанная характеристика соответствует условиям Контракта, поскольку для получения необходимого результата достаточно 30 секунд (что подтверждает производитель в письме от 30.03.2023). В инструкции по применению указан интервал, требуемая характеристика попадает в указанный интервал.
4. После возникновения спора Поставщик, чтобы избежать конфликта и возможных судебных разбирательств, предлагал альтернативный выход из сложившейся ситуации: расторжение Контракта по соглашению Сторон.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Стимул" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны Участника предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение сведений в отношении ООО "Стимул" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "Стимул" (ИНН: 1840015710) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 мая 2023 г. N РНП-78-654/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2023