В связи с поступившей от ООО "НЭВЗ-МСК" (вх. 8850-ЭП/23 от 12.04.2023) информацией, перенаправленной ФАС России, в соответствии с п. 1 ч. 1, пп. "б" п. 1 ч. 3 и п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании приказа Санкт-Петербургского УФАС России "О проведении внеплановой документарной проверки" Инспекцией Санкт-Петербургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере закупок (далее - Инспекция УФАС)
при участии представителей:
ФГБНУ "Федеральный исследовательский центр Всероссийский институт генетических ресурсов растений им. Н.И. Вавилова" (далее - Заказчик), по доверенности;
в отсутствии представителей:
ООО "НЭВЗ-МСК" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Инспекции УФАС;
проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению Заказчиком законодательства о контрактной системе определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку лабораторной мельницы для нужд Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный исследовательский центр Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова" (извещение N 0372100039722000020).
Адрес проверяемой организации: 190000, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д.42-44,
Место проведения Инспекции УФАС: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13.
Внеплановой документарной проверкой установлено:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещен 25.07.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта 5 304 300,00 руб.
Заявитель указывает в обращении на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в обращении.
В ходе рассмотрения обращения Заявителя на действия Заказчика 03.05.2023 Инспекцией УФАС в целях полного и всестороннего рассмотрения обращения в заседании Инспекции УФАС объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 05.05.2023.
Информация, изложенная в обращении, пояснения представителя Заказчика и имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе электронный аукцион является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
В ходе заседания Инспекции УФАС установлено, что Заказчиком в Приложении N 3 "Описание объекта закупки" были изложены технические характеристики предполагаемого объекта закупки, а также были предусмотрены аналоги лабораторного оборудования, отвечающие требованиям описания закупки.
Из пояснений Заказчика следует, что описание объекта закупки носит объективный характер, все требования к товару установлены в соответствии с положениями государственных стандартов, а также соответствуют требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе. В силу ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В аукционной документации Заказчиком не установлено требование о том, что у участника закупки в момент или до подачи заявки должен быть товар в наличии. Для Заказчика важно, чтобы Поставщик (Победитель аукциона) поставил товар, соответствующий значениям, установленными в п. 8 Электронного документа "Описания объекта закупки".
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Федеральным законом о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На этапе подготовки и объявления конкурентной закупки Заказчиком в ЕИС (https://zakupki.gov.ru/) были опубликованы следующие документы:
- Приложение N 1 "Требования к содержанию и составу заявки";
- Приложение N 2 "Обоснование НМЦК";
- Приложение N 3 "Описание объекта закупки";
- Приложение N 4 "Проект контракта".
В Приложении N 3 стороной Заказчика были изложены технические характеристики предполагаемого объекта закупки, также были предусмотрены аналоги лабораторного оборудования, отвечающие требованиям описания закупки.
Обращаем внимание, что денежные средства, используемые Заказчиком для приобретения данного товара, являются бюджетными и основной особенностью, является целевая субсидия, которая определяет необходимость приобретения лабораторной мельницы и дальнейшего её использования в целях выполнения гранта, полученного в форме субсидии на реализацию мероприятий, направленных на обновление приборной базы ведущих организаций, выполняющих научные исследования и разработки, в рамках федерального проекта "Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров" национального проекта "Наука и университеты", соглашение N 075-15-2022-025 от 22.02.2022 Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (далее - целевая субсидия). Стоит отметить, что согласно статистическим данным, которые были собраны сотрудниками отдела биохимии и молекулярной биологии на этапе подготовки заявки на приобретение необходимого оборудования с целью дальнейшего формирования и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, самая низкая (минимальная) цена, предложенная поставщиками, имеющими возможность поставить требуемый (соответствующий необходимым техническим характеристикам) объект закупки, составила 5 291 000 (Пять миллионов двести девяносто одну тысячу) рублей 00 копеек.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 04.08.2022, победителем электронного аукциона было признано Общество с ограниченной ответственностью "НЭВЗ-МСК" (далее по тексту - ООО "НЭВЗ-МСК", участник закупки, Победитель электронного аукциона) с которым Заказчик заключил контракт 16.08.2022 N 20а-44. Обращаем внимание, вторым участником Обществом с ограниченной ответственностью "К-Трейд" (идентификационный номер заявки 235) было сделано предложение ниже самой низкой (минимальной) цены, предложенной потенциальными поставщиками, но из-за несоответствия информации, предусмотренной извещением об осуществлении закупки требованиям инструкции по заполнению заявки и в соответствии с п.п. "а" п.2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе участник закупки был отклонен аукционной комиссией Заказчика.
Победитель электронного аукциона обязан поставить лабораторную мельницу Квадрумат Джуниор, указанную в Спецификации (Приложении N 2 к Контракту), далее по тексту - Товар.
Сумма контракта составляет: 5 304 000 (Пять миллионов триста четыре тысячи) 00 копеек.
Согласно п. 3.1 Контракта, поставка Товара осуществляется с момента заключения Контракта не позднее 01 ноября 2022 года.
Место поставки Товара: 190031, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 42, 2 этаж (отдел биохимии и молекулярной биологии).
05.08.2022 Заказчиком был направлен в ЕИС проект контракта N 20а-44 для подписания его на электронной площадке Сбербанк АСТ по адресу: http://www.sberbank-ast.ru победителем электронного аукциона.
Согласно пункта 1 части 2 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в ЕИС протоколов, указанных в части 1 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик сформировал с использованием ЕИС и разместил в ЕИС и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
Согласно скриншоту процедуры заключения контракта 12.08.2022 в 18:58 участник закупки сформировал протокол разногласий (наименование файла: протокол.docx).
В свою очередь Заказчик сформировал документ: доработанный проект контракта и прикрепил следующие документы: ответ на протокол разногласий и Контракт 20а-44 мельница.
16.08.2022 участник закупки подписал проект контракта и прикрепил документ: обоснование цены мельница.pdf в котором сообщил о готовности поставить товар.
Заказчик в свою очередь подписал проект контракта и подписанный контракт был размещен в ЕИС 16.08.2022.
Победитель электронного аукциона (вх. N 1783 от 13.09.2022) направил Заказчику уведомление об увеличении сроков поставки товара и намерении исполнить контракт до 31.12.2022.
Заказчик (исх. N 01/1240 от 14.09.2022) пояснил победителю электронного аукциона, что денежные средства на оплату товара являются целевыми средствами и должны быть израсходованы в срок до 10 ноября 2022 года (письма Министерства науки и высшего образования Российской Федерации N МН-15/25 от 15.03.2022 и N МН-15/146 от 20.04.2022, соглашение N 075-15-2022-025 от 22.02.2022 Министерства науки и высшего образования Российской Федерации).
ООО "НЭВЗ-МСК" (вх. N 1821 от 19.09.2022) направил в ВИР повторное уведомление с просьбой об увеличении сроков поставки товара до 120 дней, либо о предоставлении возможности поставки аналогичного по характеристикам товара.
ВИР разъяснил победителю электронного аукциона, что ООО "НЭВЗ-МСК" не предоставило официальное письмо производителя товара о продлении срока поставки товара и на момент заключения контракта ООО "НЭВЗ-МСК" было известно о проведении спецоперации с 24 февраля 2022 года на территории Российской Федерации, а также при описании характеристик аналогичного товара, ООО "НЭВЗ-МСК" предоставил характеристики товара, не соответствующие значениям, установленным требованиям, указанным в п.8 Электронного документа "Описания объекта закупки".
Заказчик получил уведомление (вх. N 2030 от 19.10.2022) от ООО "НЭВЗ-МСК" о расторжении контракта N 20а-44 от 16.08.2022 и 21.10.2022 контракт был расторгнут (соглашение о расторжении N 1).
С точки зрения контрактной системы, подача заявки на участие в закупке является полным согласием участника не только на участие в торгах, но и на выполнение в дальнейшем всех условий, указанных в закупочной документации. Таким образом, заявка участника закупки - это юридически значимое действие, т.е. письменное подтверждение, согласие участвовать в торгах на условиях, указанных в извещении и документации, а в случае победы выполнить контракт на условиях, изложенных в проекте контракта.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции. Законодатель наделил заказчика правом самостоятельно устанавливать требования к претендентам, к составу их заявок и определять перечень документов, представляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям, руководствуясь собственными потребностями.
Бремя доказывания при рассмотрении обращений в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее обращение на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Участие своих представителей на заседании Инспекции УФАС Заявитель не обеспечил, в доводах обращения надлежащих доказательств, подтверждающих обоснованность доводов не представил.
Таким образом, учитывая данные обстоятельства, Инспекция УФАС, приходит к выводу, о необоснованности данного довода обращения.
При установленных обстоятельствах Инспекция УФАС приходит к выводу, что в оспариваемой части единые требования к участникам закупки соответствуют положениям законодательства о контрактной системе, следовательно, а доводы обращения не находят своего подтверждения и являются необоснованными.
Вместе с тем доводы обращения о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции), вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции заявитель имеет право обратится в Санкт-Петербургское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.
При этом такое заявление должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, также к заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.
Инспекция УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать в действиях Заказчика и аукционной комиссии Заказчика отсутствие нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 мая 2023 г. N 11-55/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2023